перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Контекст

Фанатские паблики «ВКонтакте»: кто их делает и зачем

Большинство пабликов популярных групп «ВКонтакте» ведут не нанятые SMM-специалисты, а фанаты-добровольцы. «Волна» выяснила, кто они, зачем это делают, как встречаются со своими кумирами и что они получают за свою SММ-деятельность.

30 Seconds to Mars


Фотография из личного архива Зайцевой, на фотографии — Джаред Лето

Фотография из личного архива Зайцевой, на фотографии — Джаред Лето

Екатерина Зайцева Екатерина Зайцева 21 год

«Кроме группы 30 Seconds to Mars я еще слушаю Arctic Monkeys и The xx, эти группы на данный момент мне больше всего нравятся. 30 Seconds to Mars я слушаю уже более девяти лет. Незадолго до того, как я создала паблик, я была на концерте группы и именно под впечатлением от концерта и создала. Никаких денег за ведение паблика я не получаю, делаю это просто ради своего же удовольствия.

Но при этом я не могу сказать, что я такая вот фанатка и веду паблик 30 Seconds to Mars из-за своей одержимости Джаредом Лето. Я совсем не сумасшедшая фанатка, я даже подарков ему никогда не дарила, как обычно делают другие девчонки — дарят всякие побрякушки своим кумирам. Самого Джареда Лето я встречала только дважды (не считая самих концертов), это было во время премьеры фильма «Далласский клуб покупателей» в Киеве, мне тогда не удалось с ним поболтать. Но зато было приятно его просто так встретить в кинотеатре». 

Blur


Елена Петухова со своим кумиром Деймоном Албарном

Елена Петухова со своим кумиром Деймоном Албарном

Елена Петухова Елена Петухова 26 лет

«Кроме группы Blur мне нравятся все проекты Деймона Албарна, сольные его проекты, сольное творчество других участников Blur. Помимо этого, конечно, разные современные группы вроде Franz Ferdinand и Arctic Monkeys. А еще я неопсиходел и прогрок слушаю. А если говорить о Blur, то фанатский стаж у меня 10 лет, в следующем году будет юбилей. Паблик «Вконтакте» я веду уже очень давно, но никак не монетизирую его; я получаю только личное удовлетворение и осуществление желания нести в массы свою любовь. Я была на концертах много раз, и в принципе я неплохо общаюсь с группой после концертов, и еще я часто с ними переписываюсь. Когда гитарист Грэм вел социальные сети, то мы особенно часто переписывались. Общались мы — так, о жизни, о каких-то личных вещах. Грэм был всегда очень активен в соцсетях, и он сам реагировал на твиты, даже если его не упоминать в них. На фейсбуке он тоже мог отреагировать, написать прямо в личку. Однажды вот написал.

Перед приездом Blur в Москву я Грэму тоже заранее написала, предложила погулять по Красной площади. Он не был против, так что мы отлично прогулялись. К тому же я уже знаю блеровского менеджера давно, и он меня знает, он не против, что я прихожу пообщаться с группой. Промоутеры с российской стороны тоже вроде против не были, ничего нам не сказали. Смешно, что Грэма-то даже на улице никто не узнавал, так что мы шли себе и шли. Потом мы были на препати концерта в «Прожекторе», там я еще Деймона Албарна видела. Но он такой более замкнутый — он там все время сидел со своим телефоном, так что потусоваться с ним не получилось особенно. Но это в Москве не получилось. Мы вот ездили с подругами в Италию на его концерты и случайно встретили его там в маленьком городе Брешиа. В общем, когда нет людей вокруг, то он очень милый и разговорчивый. У меня тогда с собой были шнурки, маленькие браслетики, я их подарила. Моя подруга из Питера нарисовала очень красивую картину, ее мы тоже тогда подарили. Еще значок советский подарили. Ничего такого супероригинального, но вроде ему понравилось. Но мы недолго болтали: его телохранитель сказал, что пора-пора, саундчек. Да, у него телохранитель есть. Вообще, интересно, что Blur для меня давно превратились в каких-то ну очень старых знакомых. Я продолжаю ездить на концерты, наслаждаться творчеством, но я не могу назвать себя фанатом, какой-то личной привязанности уже не осталось. После такого продолжительного времени ты как-то перерастаешь, что ли; привыкаешь к ним как к части жизни, но не к части жизни как к друзьям. 

Из всей группы Blur мне больше всего нравится Деймон, но после общения с Грэмом я и к Грэму тоже очень привязалась. Алекс, басист, он такой забавный, но я никогда его не выделяла. Дейв, барабанщик, его никто не любит, бедняжку, поэтому иногда хочется сделать ему приятное — помахать, покричать. В Лондоне на одном из концертов Дейв узнал меня с предыдущих концертов, и у него по-прежнему был значок, который мы ему подарили. Очень было приятно. А вообще у нас есть такая шутка: «No love for Alex». В «Прожекторе», когда мы к нему подошли, Алекс сказал, что сейчас выйдет, но потом не вернулся. А мы стояли там, ждали-ждали его. Но в следующий раз в Берлине он был гораздо вежливее. 

Это мое увлечение группой Blur невероятно многое мне дало, оно дало мне очень много хороших друзей. Меня хорошо знают за границей поклонники группы, куда бы я ни приехала и куда бы ни пошла, на любом концерте, в любом городе встречаю друзей».

The Neighbourhood


Ульяна Распопова с группой The Neighbourhood

Ульяна Распопова с группой The Neighbourhood

Ульяна Распопова Ульяна Распопова 18 лет

«В последнее время я слушаю Бэнкс, Hozier, Dotan и Джесси Уэр. Если говорить о группе The Neighbourhood, то фанатом бы я себя не назвала, мне не нравится это слово. Я не жду у гримерки и не делаю всяких таких фанатских штук, да и благодаря тому, что мы тесно сотрудничаем с концертным агентством, привозившим группу, у меня была возможность попасть на мит-энд-грит без каких-либо трудностей. На группу я наткнулась в 2012-м, прямо после выхода их первой EP, то есть уже больше двух лет я увлечена их музыкой. Паблик я веду с этого же времени, мне нравится это делать, и это уже вошло в привычку. В самом начале в интернете была группа про The Neighbourhood, в которой было очень-очень мало обновлений, и я тогда решила, что смогу следить за новостями куда лучше. Я написала комментарий, мол, вам не нужен админ? И мне ответила девочка: «А давай лучше свою группу создадим». И я решила, что почему бы и нет. Сейчас в смысле денег мы от группы ничего не имеем, единственное, что мы выступаем в роли информационного партнера, даем подписчикам посредством репостов новую информацию о концертах, например.

Я воспринимаю ребят из группы как друзей — я знаю о них чуть больше, чем надо. И важно, что я ни в коем случае не считаю их кумирами. Ведь они тоже люди, да и к тому же немного и придурки. Когда мы встречаемся, пересекаемся где-то, я говорю с ними на разные темы, с каждым о своем. С Майки, например, мы говорили о его девушке и о том, что им нужно завести трех детей. Но вообще это часто маленькие разговоры ни о чем. Хотя мило, что Джесси пару раз зафейворитил мои твиты, но это не считается, ха-ха. А еще я, кстати, поцеловала Джесси в щеку от моей подруги, передала поцелуй, потому что она не смогла присутствовать на встрече». 

Babyshambles


Маша Разумовская целует Пита Доэрти в гримерке одного из московских клубов

Маша Разумовская целует Пита Доэрти в гримерке одного из московских клубов

Маша Разумовская Маша Разумовская 20 лет

«Помимо проектов Пита Доэрти (солиста Babyshambles), мне нравятся группы Oasis, Klaxons, Muse, The Doors, The Beatles, The Libertines, The Pixies, Dirty Pretty Things, Arctic Monkeys, Kasabian и Эми Вайнхаус. С творчеством Пита Доэрти я познакомилась еще в 2007 году — услышала замечательную песню «What Katie Did» группы The Libertines, фронтменом которой был когда-то Питер. Потом я узнала, что есть песня-продолжение «What Katie Did Next», из любопытства послушала ее, потом весь альбом «Down in Albion», затем и еще один альбом — «Shotter’s Nation». И все, влюбилась. Я очень давно веду паблик Babyshambles, примерно с 2010 года. Тогда я с головой окунулась в музыку этой группы, была настоящей фанаткой: искала фотографии, демозаписи, видео, интервью и цитаты. Тогда в паблик просто выливалась вся моя энергия. Сейчас занимаюсь этим по инерции, хотя, безусловно, Babyshambles по-прежнему моя самая любимая группа. Паблик я никак не монетизирую. Только вот несколько раз за анонс и рекламу предстоящих выступлений я получала билеты на концерты.

С Питером мы довольно часто общаемся. Я пишу ему и встречаюсь с Питером, когда он в России. Помимо этого, поздравляю его с днем рождения и прочими праздниками. Но это сейчас, а раньше, когда мы еще не были знакомы с ним, была такая история. В январе 2010 года Babyshambles впервые приехали в Москву, был страшный ажиотаж вокруг этого события. Я задалась целью непременно познакомиться с Питером, Адамом, Дрю и Миком, поэтому всю субботу накануне концерта ждала их около входа в отель (неуспешно), а воскресенье с раннего утра уже дежурила у входа в клуб. Все равно познакомиться до выступления не получилось: часть группы еще не прилетела в Москву, а Питер опаздывал. После концерта охранники клуба встали плотной стеной у гримерки — пробраться было никак нельзя. Питер вышел из гримерки, направился к выходу, и тут я закричала его имя, что есть силы — мои нервы после двух дней ожидания были на пределе. Питер остановился, вытянул меня за руку в центр лестничной площадки и начал общаться со мной так, будто мы сто лет знакомы. Вообще охранники к фанатам относятся с большой подозрительностью. При мне двух девочек впустили в гримерку к Доэрти на три минуты — чуть ли не по таймеру отсчитывали время. Секьюрити боятся, наверно, что фанаты неадекватные. А им хочется получить всего лишь автограф и фотографию, ну и свои пять минут счастья рядом с кумиром. В этом нет ничего плохого!

Я дарила Питеру Доэрти разные подарки. Например, сувенирную шапку-ушанку с двуглавым орлом на лбу, рисунки, на создание которых меня вдохновляло его творчество, самодельные украшения, забавную чайную чашку... Но Питер к подаркам относится достаточно неаккуратно. Он передаривает их своим фанатам, кидает со сцены, раздает в аэропорте и просто забывает в отеле или в гримерке. Хотя моя знакомая, которая была у Питера в гостях, рассказала, что некоторые рисунки он бережно хранит, вешает их на стену.

Когда мы с ним встречаемся, мы пьем вино, иногда Пит импровизирует на гитаре, иногда просто болтаем обо всем и сразу. Желание фотографировать каждый шаг звезды в гримерке быстро проходит. Во-первых, это выглядит немного глупо, во-вторых, через объектив айфона трудно общаться. Представьте, все болтают между собой, шутят, и постоянно слышен затвор камеры. Конечно, все совсем не так, если самой звезде нравится подобное внимание к себе. Питер, например, берет фотоаппарат из рук фанатов и делает с ними селфи, потом просто сам себя снимает. После последней встречи с Доэрти у меня в телефоне осталось много таких фотографий. Мне очень хотелось бы дружить с Питером, поскольку он действительно очень интересный, яркий, глубокий, творческий человек. И очень оригинальный. Как-то, гуляя поздно ночью по Москве, Доэрти остановился напротив баяниста, игравшего «Катюшу». Питер слушал музыку очень внимательно, а затем достал свою гитару и начал подыгрывать! Но есть и грустные моменты в наших встречах. Самое неприятное во встрече с любимым певцом — понимание, что она скоро закончится».

«Звери»


Фотографии, подписанные Ромой Зверем

Фотографии, подписанные Ромой Зверем

Ольга Соколова Ольга Соколова 26 лет

«Я много слушаю группу «Звери», а еще могу послушать музыку с радио «Европа Плюс». Я увлекаюсь творчеством группы «Звери» начиная с появления ее первого альбома «Голод». Занимаюсь пабликом группы я уже давно, сейчас уже просто потому, что эта группа существует и я по привычке продолжаю ее вести. А начинала я для того, чтобы, может быть, познакомиться лично с группой. 


Но с группой я так и не встретилась, потому что они вообще никак не идут на контакт. Я несколько раз общалась с менеджерами группы «Звери», просила пообщаться с артистами лично, но мне всегда отказывали. Увы. Так что от создания этого паблика я толком ничего не имею, я же никак в коммерческих целях его не использую. Но тем не менее я бы очень хотела сотрудничать с группой «Звери», даже не потому, что я фанат, а потому, что я фотограф, я бы хотела их фотографировать».

My Chemical Romance


Фанатка с группой My Chemical Romance

Фанатка с группой My Chemical Romance

Айсылу Ижболдина Айсылу Ижболдина 20 лет

«Я слушаю My Chemical Romance, а еще The Used, Blink-182, Sum-41, Placebo и 30 Seconds to Mars. Фанатом My Chemical Romance я стала примерно в 2006 году. Сейчас я уже спокойно к ним отношусь, мой фанатский пик был восемь лет назад. Администратором паблика я стала неожиданно для себя. Сначала я просто была участником, участвовала в обсуждениях, публиковала на стене видео, аудио, новые фото, а потом прежняя администрация назначила меня админом, это было дико приятно. Я веду паблик ради своего же интереса: нахожу что-то интересное, делюсь с участниками группы, за это, естественно, никто не платит. Но сейчас группа распалась и новостей все меньше…


Я ни разу не выходила на контакт с группой, на мой взгляд, это нереально. My Chemical Romance были в России только один раз, в 2007 году, и у меня не было возможности поехать на их концерт. Вообще, я считаю, в России совсем небольшой фандом My Chemical Romance, в отличие от 30 Seconds to Mars, например. На концерт последних мне попасть удалось, ура!»

Lumen


Фанаты ликуют на концерте группы Lumen

Фанаты ликуют на концерте группы Lumen

Макс Пантелеев Макс Пантелеев 26 лет

«Помимо группы Lumen я еще слушаю «Ляписа Трубецкого» и замечательную канадскую группу Thousand Foot Krutch. Паблик Lumen я веду года с 2008-го. Тогда еще не было таких пабликов, тогда еще были только группы. Мне стало интересно собрать какое-то количество людей, которые увлекаются тем же музыкальным направлением, и пообщаться, пообсуждать песни, как кто понимает, какое мировоззрение у людей. Я вообще люблю наблюдать за людьми, за новыми людьми. Вот и появилась такая идея, слава богу, успешная. Вот сейчас мы помогаем многим людям. С самой группой Lumen, музыкантами, к сожалению, сейчас уже редко общаемся. На первых порах я нашел еще двух людей, которые помогали в развитии паблика, один из них был непосредственно знаком с ними — устраивал что-то вроде пресс-конференций: члены паблика задавали вопросы по определенной теме — мы делали опросы, он передавал солисту, а потом, соответственно, выкладывали ответы. Материального от этого паблика я ничего не получаю. Я стараюсь что-нибудь для участников выбить. Но вот один раз предлагали купить мой паблик — видимо, за количество человек, потому что много их там. Но я, конечно, не согласился, потому что много сил уже в него вложено. Иногда мне рекламу предлагают, но мы информацию, связанную с группой, размещаем бесплатно. Вот, например, сейчас в Ульяновске предлагают организовать автобусы для поездки на концерт группы, чтобы людям было удобнее добраться до концерта. Но я за эту рекламу ничего не беру. О монетизации паблика я, чего скрывать, думал. Даже была у меня идея сделать что-то вроде интернет-магазина, где продают всякие футболки и браслетики и все такое. Но как-то это все потухло, а времени, чтобы организовать и сделать, не получается найти.

У нас есть человек, который выходит на контакт с группой, но не часто. Недавно мы разыгрывали билеты на концерт, но там была группа «Кошки Jam» при участии солиста группы Lumen. Несколько участников выиграли, я сам туда пошел по пригласительному. Там я пересекся с артистом, мы немного поболтали, но не более того. Я хотел бы как-то организовать, чтобы я непосредственно с ними общался, но пока не совсем получается. Меня можно назвать фанатом группы Lumen, я вот на концерт в Москве скоро пойду. Мои встречи с группой проходят как встречи фаната с кумиром, а не как там какого-то организатора паблика. Музыканты, наверное, и не знают обо мне. Хотелось бы, конечно, как-нибудь встретиться, рассказать как и что. Когда, например, основную группу как-то выкрали, закрыли, люди брали информацию с нашего паблика: расписания концертов, стоимость билетов, где что купить. Так как мой паблик по количеству подписчиков второй после официальной группы, многие приходили и смотрели».

Placebo


Фанат фотографируется с плакатом группы Placebo

Фанат фотографируется с плакатом группы Placebo

Максимилиан Гришин Максимилиан Гришин 22 года

«Мне нравится группа Placebo, а также, вот, например, сейчас я переслушивал по 85-му разу Джека Уайта, потому что он солнышко, классный гитарист и я его очень люблю. А так, в принципе, под настроение, я открыт для всего нового, старого, хорошего и не очень. Это стыдно признавать, но иногда даже в русском рэпе можно что-то хорошее найти. То же самое «Многоточие» слушали в 2005 году почти все. Фанатом группы Placebo меня назвать нельзя, потому что в принципе фанатичное увлечение чем бы то ни было мне не свойственно. Но я их очень давно слушаю. Еще со времен радио «Ультра», тогда крутили без остановки «Song to Say Goodbye», до этого «Every Me and Every You». Вот такие стариковские песни, еще до смены барабанщика. Я тогда по радио услышал и на «Горбушке» себе кассету купил, потом еще одну, и пошло-поехало. Сейчас вот веду паблик, нельзя сказать, что я что-то от этого материальное получаю. Получаю, вот, общение с такими же дураками, как и я. Они тоже сидят, слушают Placebo. Они не просто переключают трек со словами «Фу, это депрессия, фу, Молко похож на бабу». Нет, они пытаются услышать что-то хорошее, разглядеть смысл. Общение с такими людьми — это первое и последнее, ради чего стоит вести такие паблики. У меня есть специально обученный человек, который выходит на контакт с самой группой. Он организовывал пару раз афтепати, на которые приезжали Placebo. Вообще, ребята из Placebo в принципе не особо публичные. Брайан люто ненавидит, когда его фотографируют. Они в принципе не особо открыты для общения с фанатами из далекой России, которую они только недавно начали любить. 

Мы организовываем флешмобы. Например, плакат на фестивале «Svoy Субботник», который Брайан даже со сцены прокомментировал: «Мой папа любит Placebo больше водки», — это наших рук дело. А так мы ничего особенного не делаем. Такого канала коммуникации, чтобы дарить что-то, у нас нет. Здесь играют два фактора. Во-первых, никто из этого не делает свое основное занятие. Во-вторых, мы не как ребята, которые ведут паблик «МДК», которые большую часть времени заняты сообществом. Мы же занимаемся этим в свободное от остальных обязанностей время. Так что не хватает ни времени, ни рук, чтобы организовывать что-то более серьезное. Отсюда и вторая проблема: у нас нет налаженного канала коммуникации с группой. Наше общение носит такой хаотичный и спонтанный характер. Хотя с самой группой мы встречались, это было на афтепати после их московских концертов, на которые они могли приехать. Вот и там фоткались, на автограф-сессии я приезжал, пытался пообщаться. Но какое-то общение скомканное получилось. Я говорю, мол, вот я, у нас тут фанатское сообщество. А они: «Ну молодец, продолжай, очень круто, пришли ссылку». Конечно, мне хотелось бы дружить с ними. Ну кто из поклонников не хотел бы общаться со своими кумирами? Так классно видеть их вблизи. Не на сцене, а домашними, теплыми, уютными».

Ошибка в тексте
Отправить