Что поют футбольные фанаты: Максим, The White Stripes, Боб Марли и другое
«Волна» выяснила, какие популярные песни чаще всего поют на футбольных стадионах по всему миру, и расспросила болельщиков, почему именно эти мелодии им так полюбились.
«Кристал-Палас», Лондон — «Glad All Over», The Dave Clark Five
Песня Дэйва Кларка «Glad All Over» в 1964-м добралась не только до первых строчек британских чартов, но и стала первой композицией английской группы, которой удалось забраться в десятку американских чартов и которую написали не The Beatles. Тогда же, в середине 60-х, футбольный клуб «Кристал Палас», который Шон Коумз несколько лет назад хотел купить исключительно из-за названия, стал использовать «Glad All Over» как собственный гимн — песня игралась до выхода команд на поле в случае побед «Паласа», а в случае гола хозяев по стадиону включали припев, а уже потом объявляли автора забитого мяча. В 1968 году Dave Clark Five выступили на «Селхерст-Парк», домашнем стадионе «Кристал-Палас», а в 1990 году футболисты клуба записали кавер — версию хита, приурочив это к выходу в финал Кубка Англии — возможно, самому значимому событию в истории скромного лондонского клуба.
«После основания Премьер-лиги появилось много всяких правил: вроде того, что при выходе игроков на поле должна играть официальная музыка и тому подобное. Но в «Glad All Over» несколько куплетов, петь мы ее начинаем где-то за минуту до выхода на поле футболистов: получается так, что первый куплет и припев играют из колонок, потом включается официальная музыка Премьер-лиги, но мы все равно продолжаем петь «Glad All Over» до самого конца.
Да, еще болельщики «Блэкпула» используют «Glad All Over» на своих домашних матчах, но могу точно сказать — мы первые стали это делать».
«Брюгге», Бельгия — «Seven Nation Army», The White Stripes
На матче Испании против Греции
Суперхит White Stripes стал, возможно, главной песней для индустрии спорта за последние десять лет — ее включают после забитых голов на футбольных стадионах не только Европы, но и, например, Австралии, а многочисленные американские клубы (хоккейный «Нью-Йорк Айлендерс», баскетбольный «Майами Хит», бейсболисты из «Лос-Анджелес Доджерс», профессиональные и студенческие команды по американскому футболу и даже игроки в дартс) в разные годы выходили под нее на площадку или просто использовали в маркетинговых акциях. Но закрепили связь спорта с «Seven Nation Army» фанаты футбольного «Брюгге» в 2003 году.
«Был ноябрь 2003 года, «Seven Nation Army» без конца крутили по радио. Мы поехали на выезд в Милан, и в день матча все бары в центре города были оккупированы нашими болельщиками, которые после нескольких бокалов пива принялись распевать «Seven Nation Army». Пели мы ее и на игре, а так как матч закончился нашей победой, то песня всем очень полюбилась. Через какое-то время клуб поддержал нашу идею и «Seven Nation Army» стали включать на стадионе после каждого гола «Брюгге».
Знаю, что теперь «Seven Nation Army» поют по всей Европе, но в Бельгии мы первые и единственные — если не считать фанатов других клубов, которые любят зарядить ее после того, как мы пропускаем».
«Манчестер Сити», Англия — «Blue Moon»
Классическая баллада, которую в разные годы исполнили более 60 разных музыкантов (от Луи Армстронга и Элвиса Пресли до Beady Eye, сайд-проекта страстного болельщики «Сити» Лиама Галлахера), впервые была спета фанатами «Манчестер Сити» в сезоне 1989–1990 годов после окончания выездного матча против «Ливерпуля» и, по свидетельству знатока истории «Сити» Гарри Джеймса, «звучала грустно, но произвела впечатление». С тех пор песня была провозглашена клубным гимном, а после прихода арабских денег, за пару лет сделавших клуб претендентом на победу во всех соревнованиях, строчка «Blue Moon Rising» была использована в огромном количестве маркетинговых акций. Был даже выпущен фильм с таким названием.
«Безусловно, сейчас «Blue Moon» — это важнейшая часть нашей культуры и идентичности. Когда в 2003 году мы только перебрались на новый стадион, атмосфера была просто ужасной — клуб даже нанял певца, который исполнял «Blue Moon» перед началом матча, чтобы болельщики могли ему подпевать и хлопать в такт. Но певца все время освистывали, так как фанаты считали, что такое отношение неуважительно и вообще никуда не годится».
«Аякс», Голландия — «Three Little Birds», Боб Марли
Семидесятые — пора всемирной славы не только короля растаманов Боба Марли, но и футбольного клуба «Аякс»: ведомые неподражаемым Йоханом Крёйффом амстердамцы доминируют не только в Голландии, но и в Европе, выигрывая три подряд Кубка чемпионов. Болельщики «Аякса» любят рассказывать, что фанат футбола Марли симпатизировал команде Крёйффа (якобы в доме-музее Боба на Ямайке даже есть фото музыканта в майке амстердамцев) — так или иначе, жившая сорок лет версия не так давно закрепила союз Марли и «Аякса».
«В 2008 году мы играли товарищеский матч в Кардиффе: после игры болельщиков гостей всегда не выпускают дольше остальных, поэтому диктор стадиона поставил нам песню Боба Марли «Three Little Birds», чтобы мы не скучали. Нам это понравилось, и мы стали подпевать.
С 2004 года «Аякс» не побеждал в чемпионате, фанаты пережили много не самых приятных моментов. Следующей победы ждать пришлось до 2011 года, затем мы выиграли в 2012 и 2013, скорее всего, возьмем золото и в этом году — поэтому строчка «Don’t worry about a thing, because every little thing gonna be alright» здесь подходит идеально. Также в песне есть строчка «This is my message to you», на которой мы всегда делаем акцент, обращаясь таким образом к болельщикам противника».«Миддлсбро», Англия — «Papa’s Got a Brand New Pigbag», Pigbag
Вообще-то гимном никогда не хватавшего с неба звезд клуба с северо-востока Англии была «The Power Game» английского джазмена Сирила Стэплтона, крепко связанная с «Эйрс-Парком», домашним стадионом «Миддлсбро». Но после того как клуб переехал на более современный «Риверсайд-стэдиум», руководство «Миддлсбро» решило при выходе команд на поле и после забитых мячей включать так называемую «Pigbag Song» («Papa’s Got a Brand New Pigbag», единственный хит бирмингемской постпанк-группы Pigbag), благодаря ремиксу Пола Окенфолда, ставшую настоящим хитом британских дискотек.
«Если честно, я даже не знаю, почему клуб решил выбрать эту песню после переезда на «Риверсайд». Фанатам она быстро полюбилась, дети, женщины — все в восторге. Есть, правда, группа фанатов, которая уже который год собирает подписи и пишет петиции с призывами вернуть на стадион «Power Song» — их не устраивает, что Pigbag очень легко копировать, и вообще к нашей истории это отношения не имеет».
«Спартак», «Локомотив», ЦСКА — «Чужие губы» «Руки вверх» и «Знаешь ли ты» Максим
Чаще других эту песню поют фанаты ЦСКА. И казанского «Рубина»
Безусловно, главным хитом российских фанатских трибун является «Катюша» — песню на музыку Матвея Блантера (автора «Футбольного марша») российские болельщики начали исполнять на европейских выездах еще в 90-х. Но самыми вирусными стали именно хиты Максим и «Руки вверх», у популярности которых никакой особенной причины нет — даже версия про популярность «Чужих губ» среди фанатов из-за крепкой дружбы солиста «Руки вверх» Сергея Жукова и вратаря ЦСКА Игоря Акинфеева является лишь косвенной. Эта история больше всего напоминает ту, которая случилась с «Брюгге» и «Seven Nation Army».
«Отношение у меня к этому отрицательное — к прямой поддержке команды песни порой откровенно сомнительных исполнителей отношения не имеют. С другой стороны, мы на выездах уже давно поем песню из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» «Вдруг как в сказке…», болельщики других команд ее тоже использовали раньше — вряд ли это прямая поддержка команды.
Объясню на простом мире: после того как к нам перешел Роман Павлюченко, то мы в шутку стали после его выхода на поле заряжать «Павлюченко — суперфорвард». Делалось это с иронией в адрес Романа, а спустя какое-то время незнакомые с подоплекой люди стали заряжать это совершенно без задней мысли. То же самое и с «Чужими губами» — кто-то приехал на выезд, зашел в кабак, там ради прикола спел ее несколько раз. Потом то же самое произошло на секторе, всем весело: но только на секторе не 20 человек, а две тысячи. Таким образом глум за несколько лет становится традицией — при всем моем отрицательном отношении к этим песням, поет их абсолютное большинство».