Российские виниловые лейблы: кто их делает и зачем
Как известно, в отличие от компакт-дисков продажи виниловых пластинок только растут — в России в том числе. В связи с Днем винила, который сегодня весь день проходит на Винзаводе, «Волна» поговорила с основателями здешних виниловых лейблов и разобралась, зачем они вообще нужны.
«Мирумир»
«Если бы я делал только то, что интересно только мне, «Мирумир» бы давно разорился. Конечно, хочется, чтобы все пластинки распродавались моментально, но групп, выпускающих такие записи, к сожалению, мало. Они все на слуху: «Би-2», Земфира, «Ария». «Мирумир» — это хороший лейбл, но это поп-лейбл, мейджор. В то же время мы выпускаем группы, ориентированные на молодую аудиторию — NRKTK выпустили еще до меня, еще у нас был питерский даб-метал Skafandr, «Барто», «Кассиопея» и «СБПЧ». Без радикального нойза или хардкора — мы все-таки не идейные и не андеграундные.
Почему NRKTK и «Кассиопея» пришли к нам? А молодым группам идти особенно некуда: можно опубликовать винил самиздатом и продавать на концертах. Нет дистрибуции, непонятно, где все это печатать. Тираж всегда небольшой, потому что любителей mp3 гораздо больше, но выход таких пластинок всегда большой плюс и музыкантам, и нам в карму. Выпустили «Кассиопею» — все пластинки все равно продадутся. Надеюсь, что через год-два будет все больше и будет больше молодых групп на виниле. Надеюсь, наладится наконец культура винила, которую мы просрали. Была дистрибуция, были магазины «Мелодия», но тогда не было альтернативы. А сейчас — популяризация, продажи в магазинах — все только развивается. Хотелось бы, чтобы хотя бы в каждом городе был магазинчик.
НОМ — «7%»
В «Мирумир» я попал случайно — предложил помочь издать группу «НОМ». Так помог, что в итоге подготовил полностью очень много пластинок. Я исполнительный продюсер — придумываю, что выпустить, договариваюсь с артистом, потом при необходимости управляю разработкой дизайна специально под винил: покупаются фотографии, художник делает макет. Если запись плохая, звукорежиссер делает виниловый мастеринг. Затем все это сдается на завод, там печатают — получается красивая пластинка. Я лоббирую молодые группы, потому что сам любитель, но без согласия старших моя любовь ничего не значит. Я советую, а они принимают решения. Я стараюсь. Действительно же получаются произведения искусства — через год это будет редкостью. В магазинах не купишь, так как тираж закончится.
Мне присылают кучу mp3, я все обязательно прослушиваю — как минимум прокручиваю. Но, если честно, хорошие записи присылают очень-очень редко. Бывает, что музыка даже не вторично записана — третично, ничего такого не надо. Бывает, что мне что-то нравится, но это лютый андеграунд. Хотя был один случай, когда группа прислала запись по интернету — и вот мы делаем мастеринг альбома в Швеции и выпустим штуку, которая всем понравится. Еще у меня давно была мечта сделать свой лейбл, и я сделал «тихий_тихий». Издавать я там буду только то, что нравится лично мне, у меня все расписано на много лет вперед: «НОМ», Пахом и так далее. Это некоммерческая музыка, это для души.
Лучше продается либо старая музыка, либо новые альбомы старых групп. У нас есть целая пачка альбомов середины 80-х. В то время молодежь слушала музыку на бобинах в ужасном качестве. Это вызывает чувство ностальгии. А сейчас увидели — вспомнили — обрадовались — купили. Больше всего требуют именно старье, которое гуляло на пленках. Второй пласт — люди из 90-х годов: «Мираж», «Ласковый май» — кто подрос, тот начал требовать. Очень мало слушателей современных групп, к сожалению. Даже если в паблике покупателей винила 10 тысяч человек, реально что-то купит мало кто. Издается все равно все не масштабно, максимум — несколько тысяч. Такого винилового бума, какой был в 80-х, когда были миллионные тиражи на «Мелодии», уже не будет. По сравнению с нулевыми все, конечно, нормально. Но производить стоит максимум несколько тысяч пластинок — с ними нечего делать просто физически, по крайней мере на данный момент у нас в России. Вертушек столько нет».
- Сайт «Мирумир»
Capital Bass
Лейбл Capital Bass возник на базе одноименной московской вечеринки, начавшейся с классического дабстепа и грайма в 2006 году. Так как это было единственное тематическое мероприятие в Москве, вечеринка (и впоследствии лейбл) дали существенный импульс для развития бас-сцены в России.
Очень виниловый логотип Capital Bass
«Нашей идеологией всегда был аутентичный подход ко всем деталям: начиная c особого внимания к саундсистемам, качеству музыки и визуальной части за большую часть которой отвечал и отвечает наш друг Тимур Ахметов. За 8 лет развития британской андеграундной сцены мы привезли в Москву наверное всех, кого хотели, а некоторых и по несколько раз, прошли разные этапы — от стены непонимания до журналистского бума вокруг сцены и мейнстрим волны. За эти годы формат звучания Capital Bass менялся и эволюционировал, как и сама сцена, но все, кто следит за нами не первый год, наверняка без труда могут уловить наш бэкграунд, мы о нем не забываем.
OL — «Get Depressed». Трек с третьего релиза Capital Bass
Идея возникновения лейбла появилась у нас с Максимом Германом, моим другом и музыкантом из Питера, когда мы начали понимать, что продюсеры впитали в себя уже достаточно для того, чтобы в России начала появляться музыка высокого качества, которая достойна выходить на виниле и звучать на любом танцполе мира.
Обложка будущего релиза Capital Bass, которую еще пока никто не виделКак и с вечеринками, мы поставили перед собой задачу раскачать местную сцену, дать хотя бы небольшой импульс для ее развития, что в целом и происходит. Не хочется заниматься навязчивым пиаром и высасывать что-то из пальца, мы просто выпускаем записи своих друзей, близких нам по духу людей и стараемся держать марку. Так было и с первым релизом Ilevina, тираж которого был распродан в первые пару недель, c пластинкой OL'a, которую закатировали на XLR8R и с другими релизами — треки Ponty Mython и Formally Unknown попали на BBC1 Xtra и в сеты многих западных селебрити. В сентябре мы планируем выпустить
следующий релиз. Молодой парень из Архангельска Pak0, который уже стал частым гостем на московских вечеринках, а в данный момент принимает участие в Red Bull Bass Camp.
Я уверен, что искренность подхода и хорошая музыка всегда найдет своего слушателя и, надеюсь, что лет через 5 в Москву приедет, скажем, Kode9, зайдет в музыкальный магазин и купит новый релиз Capital Bass или «ГОСТ» и еще три релиза новых классных локальных лейбла, которые скоро обязательно появятся».
Soundcloud лейбла Capital Bass
- Сайт Capital Bass
Hyperboloid
Лейбл Hyperboloid Records появился в 2004 и сейчас он известен тем, что издает на физических носителях (винилах и кассетах) музыку, найденную в интернете. Также создатели лейбла придумали термин «интернетгетто» — это музыка, которая делается из заимствованных семплов, обрывков звуков, найденных в сети. Музыканты даже не видят друг друга — общаются и передают свою музыку друг другу через, опять же, интернет.
«Мысль о создании лейбла пришла мне в конце 90-х. Название появилось сразу — гиперболоид — по книге Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Во-первых, назвать лейбл именно так было для меня естественно, потому что меня всю жизнь друзья называли не иначе как инженер Гарин или просто инженер. Во-вторых, я счел что «гиперболоид» как слово, так и как устройство, удивительно емко и точно описывало видение музыки, которую я хотел производить. Я начал исследовать другие лейблы, изучать историю электронной музыки и продолжил экспериментировать. Очень много ездил по миру и сталкивался с разнообразной экспериментальной электронной музыкой, а музыкальные магазины, релизы, фестивали и вечеринки стали моей жизнью. Мне остро захотелось найти в этой жизни свой собственный голос и создать сообщество единомышленников.
«813 — LiL Bear»
В 2004 году мы вместе с Ларисой Меликьянц основали фестиваль «Абракадабра» и я выпустил сборник артистов фестиваля на лейбле. Так что 2004 год можно считать годом рождения лейбла. Среди многих артистов я пригласил на фестиваль Алексея Девянина с проектом Gultskra Artikler (который теперь является одним из организаторов лейбла, а как музыкант известен под именем Pixelord) и напечатал промо-диск «Lusha». Леша пригласил меня присоединиться к проекту Gultskra Artikler, а потом нас пригласил выступить в Тюмень не кто иной как Сергей Сабуров (третий участник лейбла Hyperboloid).
Поворотной точкой в истории лейбла стал релиз Acid Mafia Vs Pixelord на аудиокассете. Этот релиз определил наш саунд и я предложил Леше стать партнером на лейбле. Леша согласился и веселье началось.
2011 год мы начали с мини-альбома Damscray «Make Me Juke» и сделали первую вечеринку Hyperboloid Night в баре «6/2». Сейчас можно сказать, что интернетгетто родилось именно тогда, потому что музыка джук и футворк была построена сплошь на заимствованных без спроса сэмплов, а познакомились мы все через интернет. Кстати, с Альбертом Damscray мы до сих пор физически не встречались. На этой вечеринке было все как в настоящем гетто. Кто-то из артистов не пришел, зато мимо проходил другой артист и его заменил. В середине вечеринки выключился свет во всем районе и Вихорнов при свечах сыграл свой концерт на пианино, которое использовалось как подставка для свечей. Ночь закончилась совместным с гостями джемом и помнится кто-то даже спел песню. А еще на этой вечеринке дебютировал Moa Pillar.
Soundcloud Pixelord
В этом же году мы выпустили несколько альбомов, которые дальше определили саунд лейбла: это коллаборация анонимных музыкантов, с которой мы зашли на территорию бас-музыки (Good Job «Fake Camera»), эксперимент Коли Голутвина в бас-музыке (NVG «First Trip») и монументальный брейн-дэнс шотландского продюсера из Флориды Beatwife «Cornbrail Acid».
Два года назад, в 2012 году мы пригласили в партнеры Сережу Сабурова и наша вечериночная подсистема начали сотрудничество с новым клубом Rodnya. С тех пор наши вечеринки стали регулярными и за этот год у нас побывали Slick Shoota, Kramphaft, Om Unit, Lockah, Chrissy Murderbot, Lapalux, Koloah, Sinjin Hawke. В этом году мы выпустили Koloah, Slick Shoota, Gillepsy и Pixelord. Эо все бас-музыка, кроме Slick Shoota, который играет джук.
Summer Of Haze — «Sea Sea Sea»
На волне интереса к бас-музыке мы подружились с Capital Bass и сделали несколько совместных вечеринок в «Солянке», а под конец 2013 мы переехали в Powerhouse и запустили серию вечеринок #internetghetto. За прошедший год популярность лейбла заметно выросла на международной бас-сцене, а саунд лейбла стал более зрелым. Мы выпустили еще много пластинок: Koloah «Next Mutation»; Raumskaya «Snapshot»; Impakt «Be Liquid»; Chrissy Murderbot «Allright»; El Ched «Suena A Los Cielos»; BWWWOYS «#LONGLIVEINTERNET» и другие.
На данный момент лейбл существует уже 10 лет. Недавно мы выпустили на виниле наш первый сборник «#INTERNETGHETTO #RUSSIA». Это 20 треков от современных электронщиков русского интернет-гетто. Музыка, рожденная в темных уголках русского интернета, материализованная на виниле — это важное для лейбла высказывание. Интернет больше не является частью реальности, интернет — это реальность. Собственно, за это мы и радеем — за цифровые данные, перенесенные на физические носители. Это совершенно новая эра в музыки — музыканты даже не видят друг друга, но создают музыку из кусочков звуков, найденных в бесстеленом пространстве — в интернете».
- Сайт Hyperboloid
«ГОСТ»
Новый лейбл, принадлежащий сооснователю небезысвестного RAD, на котором в свое время выходила передовая электроника и фьюча-битс вроде Vtgnike и OL. Ориентиры нового лейбла пока трудно определить окончательно, так как вышло всего два релиза, однако по ним уже понятно, что лейбл неровно дышит к прямой бочке, атмосферному техно-саунду и мелодичному хаусу.
«ГОСТ» здесь потому, что его не может не быть. Задача лейбла — продемонстрировать миру актуальный срез локальной композиторской мысли. Для меня это логичное продолжение всей моей деятельности. Я долгое время был окружен лучшими представителями электронной сцены, годами оттачивающими свое мастерство. «ГОСТ» в большей степени про музыкантов, которые нашли свой уникальный язык, и, если в нем отражен локальный колорит, то это вдвойне прелестно. Моя миссия — способствовать развитию российской электронной сцены. Я хочу, чтобы музыканты с приставкой «RU» ценились бы не меньше музыкантов с другими идентификаторами. Что касается винилового носителя, то здесь все просто — это знак качества и свидетельство серьезности намерений. Я также выбрал формат 180 грамм, что добавляет определенный вес. Должен заметить, что интерес к лейблу как в мире, так и на родине, превзошел мои ожидания, что безумно приятно, и за это я искренне благодарен всем, кто рядом».
Soundcloud лейбла «ГОСТ»
- Фейсбук Facebook
Electronica Records
Первоначально сибирский диджитал-лейбл, ориентированный на широкоформатную электронику; сегодня Electronica Records поменял локацию на Москву и заметно перераспределил музыкальные приоритеты: экспериментальные вещи отошли на второй план, в то время как на первый вышли передовые хаус-продюсеры. Среди прочего, на лейбле можно встретить такие знаковые для локальной сцены имена, как Cream Soda, Volta Cab и Ponty Mython.
«Идея создать лейбл возникла абсолютно случайно, зимой 2007 года. Я тогда жил под Иркутском, еженедельно выходя в эфир со своим шоу на местной FM станции. И вот, сидя как-то у себя в студии, я пришел к мысли запустить интернет-лейбл в поддержку шоу. Бесплатные сетевые релизы от гостей эфира и моих друзей-музыкантов. Идея, конечно, не новая, но все же! Весной 2008 был опубликован первый релиз, а дальше традиция стала ежемесячной.
Что касается концепта, то он был сформулирован автоматически — популяризация независимой электронной сцены в России. С самого начала было решено охватить как можно больше жанров: эмбиент, IDM, даб-техно, минимал, дип-хаус, инструментальный хип-хоп и другие. Однако у всей этой музыки было и общее — издаваемые релизы всегда объединяло минорное настроение. Встречались такие артисты, про которых поверить было сложно, что они из России! У нас начинали такие проекты, как Doyeq, Milinal, Tim Aminov, Nocow, Unbroken Dub, Polar Lights, Audiodump, Frunk29 — при этом сейчас у многих из них уже вовсю выходят виниловые релизы на европейских лейблах. Помимо них, издавались и уже состоявшиеся на тот момент продюсеры: Lazzich, Suokas, Katya Ryba, Yuka, Andrei Oid, Modul, Khz, Korablove, Alex Danilov и другие. Такой состав очень вдохновлял, и это ощущение просто не позволяло сбавлять обороты.
Некоторые релизы лейбла Electronica
В один момент все приобрело совсем другие масштабы, чем представлялось поначалу. Мы стали выпускать ребят из разных стран: Англия, Германия, Греция, Италия, Япония, США, Швеция, список можно продолжать и продолжать. Тем самым удалось громко заявить о себе в net-audio-сообществе, участием в тематических фестивалях Москвы и Берлина. В общем, уже через год я собрал вещи и улетел в Москву, оставив родные сибирские просторы и стены, в которых все создавал. Столица же удивила фидбэком, показав нашего слушателя воочию по ту сторону диджейского пульта. На локальных тусовках у себя дома мы не могли похвастаться таким хайпом.
Между тем, с 2010 мы вышли на цифровые платформы множества онлайн-магазинов и начали движение к более танцевальным релизам. В таком режиме мы поработали года три, издавая у себя ведущих представителей современной отечественной электроники; параллельно мы дружили практически со всеми ключевыми персонажами московской хаус- и техно-тусовки, выпускали подкасты, релизы, проводили свои вечеринки.
В апреле 2014 года лейбл предстал в новом виде, с новым составом артистов, менеджментом, букинг-агентством и прочим. Сейчас на Electronica Records сосредоточена самая новая плеяда русских хаус-продюсеров, каждый из которых набирает популярность семимильными шагами. Среди них: Cream Soda, Volta Cab, Ellipse, Krjuk, Ponty Mython, Xio, Kings of the Universe, Ext, Ksky, Nuage, Moan, Volac и многие другие! Хотя и от экспериментального звучания решили не отказываться: например, в прошлом году представили новый классный проект Aanbreken, который кстати сейчас принимает участие в Red Bull Music Academy — Bass Camp Moscow 2014.
Cream Soda — «Cream Soda EP»
Вместе с этим мы анонсировали выход на виниловый рынок. Это очень ответственный шаг, которому уделяю особое внимание даже несмотря на то, что виниловая индустрия — самая неблагодарная и невыгодная. Кто не рискует, то не пьет шампанского. Для нас это не так важно, ведь мы всегда делали все в первую очередь для себя. Если это нравилось и нравится другим по сей день, разве это плохо? Да, это имиджевый продукт, и такой путь сейчас выбирает множество независимых русских лейблов, и, слава богу, при этом никто не играет в конкуренцию и прочие игры. Для многих из нас винил остается эталоном носителя звука и по сей день. Проводятся виниловые маркеты на регулярной основе, публикуются частные сток-листы, открываются магазины — тут я хотел бы отметить «Энтузиаст», частный «Sub Urbz» и скорое открытие в столице петербургского магазин «Baza». Тусовка просто кишит виниловыми диггерами. Ну а если примкнуть к аналитике, например, того же Billboard, то впервые за долгие годы продажи цифровой музыки в США сократились, причем сразу на 6%. При этом продажи виниловых пластинок выросли на 32% — а это цифры совсем не маленькие. Согласитесь, куда приятнее купить виниловый релиз за 500 рублей, чем цифру за 250. А как здорово дарить и получать винил! Бесценно! Я же, в свою очередь, постараюсь не подвести свою команду, которая верит в меня. В ближайшее время, а, точнее, предстоящим летом у нас выйдет 2 две пластинки: дебютный EP проекта Cream Soda и дебютный сингл проекта Moan. Оба релиза уже ушли в тираж, каждый по 300–500 копий. На прилавках первый релиз появится уже в июне, а сейчас уже на нашем сайте уже доступна предпродажа. Помимо этого, в плане еще пара пластинок, над которыми мы работаем сейчас, так что можно считать «виниловый» 2014 год расписан полностью. Ставку ставлю на дебюты новичков, как впрочем, и всегда».
- Сайт Electronica
Sealt
Чистокровно виниловый лейбл, вот уже на протяжении пяти лет издающий разнофоматную экспериментальную электронику с уклоном в IDM и индастриал; среди прочего, здесь же издавались и продолжают издаваться флагманы и пионеры российского брейн-дэнса — Ambidextrous, Sleepy Town Manufacture (также в амплуа Dirty Owl), Salfetky и другие. Особенно важный момент заключается во внешней составляющей — к оформлению релизов лейбл подходит с особой кропотливостью, придумывая уникальное оформление для каждой пластинки.
Sealt делают особенный акцент на оформлении пластинок, оттого по обложке иногда даже непонятно, кто ее, собственно, записал
«Началось все с того, что в 2006 году у меня появился свой музыкальный проект Arx Kaeli, я тогда выпускался на дисках на лейбле Acidsamovar. Причем оформление для диска уже тогда я решил делать сам — деревянная коробочка, вместе с которой шел диск, было делом моих рук. А потом я записал сплит с одними германскими ребятами, суммарный хронометраж которого выходил в 14 минут — получалась прямо-таки семидюймовка. Вот, собственно, под нее я и решил запустить лейбл, который впоследствии вытеснил почти что все — увлекшись изданием, я даже забросил в итоге собственный проект.
Стилистику лейбла в моем понимании можно обозначить в трех тегах — IDM, эмбиент и индастриал. При этом под индастриалом я понимаю достаточно широкий спектр музыки — это и дроун, и вообще далеко не всегда электронная музыка. Или вот, например, шестнадцатый выпуск — это итальянцы, которые записывают акустический эмбиент без использования электроники. А в целом общая тенденция последних лет такая, что я гораздо больше издаю не агрессивную музыку — преимущественно сейчас выходит IDM. Большей части артистов я предлагаю издаваться сам, хотя иногда бывают и исключения — Jan Amit, например, сам постучался к нам.
Soundcloud лейбла Sealt
Сейчас я почти всегда издаю пластинки тиражом в 100 штук, а в случае с LP при этом делаю еще и порядка 20 люксовых изданий — с каким-то эксклюзивным оформлением, зачастую даже ручной работы. Дистрибуция в основном осуществляется за границу: считай, 70% от каждого тиража уходит в зарубежные магазины: Norman Records, Juno, BMP store и другие. Хотя в целом сейчас наблюдается прирост локальной клиентуры: поначалу вообще здесь скупалось лишь процентов десять от тиража. Но сейчас еще и появляются новые каналы продажи. Тот же «Виниловый Пикник» хорошо способствует сбыту нашей продукции; интересно, что здесь люди часто покупают музыку, даже не зная ее, просто выбрав по красивой обложке.
Спрос на винил сейчас растет даже в России. Тот факт, что уже даже в «М-видео» продаются виниловые проигрыватели, о чем-то говорит. Но вообще винил — это фетиш, а я при этом еще и «усиливаю» его тем, что делаю необычные упаковки, которые просто приятно держать в руках. Но, конечно, важно понимать, что это всегда больше хобби, чем бизнес. Хотя это и приносит небольшой доход — грубо говоря, на вырученные средства пару раз в году можно и семью отвезти за границу».
- Сайт Sealt
What's in the Box
Дочерний лейбл Highway Records. В отличие от материнского, издающего по преимуществу дип-хаус и тек-хаус, в рамках What’s in the Box делается акцент на более мелодичные разновидности жанра. Характерно, что, помимо российских артистов, здесь можно встретить и заметных иностранных продюсеров вроде Марио Басанова и Vincenzo.
«В 2008 году я запустил лейбл Highway Records. Со временем стало понятно, что есть много прекрасной музыки от талантливых отечественных артистов, которая не подходит под формат Highway. В основном это был дип-хаус и нью-диско, завязанные на мягком и мелодичном звучании. Вместе с Константином Атомасем из проекта Acos CoolKAs, который впоследствии стал A&R-менеджером лейбла, мы дали старт What's in the Box. За два года мы выпустили почти 20 релизов, в том числе 6 виниловых. В нашем ростере можно найти как российских музыкантов (The Saint Petersburg Disco Spin Club, Tantsui, Volta Cab, Ponty Mython), так и известные европейские имена — Mario Basanov, Vincenzo, Spirit Catcher, Sharam Jey, Kolombo, Giom, Session Victim, The Mekanism и другие. Последний на данный момент релиз What's in the Box — сборник Handle With Care, включающий в себя 10 эксклюзивных треков от лучших российских хаус-продюсеров, за которыми мы пристально следили последние 3 года.
Виниловый рынок — сложный и порой очень непредсказуемый, но мы давно работаем с винилом и хорошо знаем его подводные камни. Для нас это в первую очередь определенный фетиш, страсть и дань корням.»
«Handle with Care Vol. 1»
- Soundcloud What's in the Box
Kotä Records
Небольшой лейбл, базирующийся в Москве и акцентирующий особое внимание на импровизационной электронике и авангарде. Выпускают музыку во всех форматах: на виниле, дисках и в цифровом. Преобладают здесь, в основном, новые, но крайне любопытные артисты: Brinstaar, Unlogical Thing и solo.op. Из уже известных артистов здесь можно встретить, к примеру, ::vtol::.
«Идея создать лейбл пришла как-то сама собой. У нас с друзьями были музыкальные проекты — как сольные, так и совместные, и в какой-то момент мы начали искать лейбл. И в этот момент мы столкнулись с тем, что почти все деятели индустрии были совсем уж на «сложных щах». Мы вот все возмущаемся, если продавец в магазине нам не ответил, обсчитал или нахамил, а в музыкальной индустрии это, как оказалось, происходит повсеместно. Кто-то не принимает демо, кто-то вообще ничего не отвечает или не объясняет, все ужасно серьезные и существуют при этом сами в себе. Зачем это нужно, мы так и не поняли. Ведь это круто общаться с музыкантами, слушать музыку, иногда странную, а иногда очень и очень сырую. Но в любом случае всегда есть, о чем поговорить. Поэтому мы с самого начала решили сделать все несколько иначе. Пришлось разобраться в ситуации, вникнуть в расклады, достать калькулятор и все посчитать.
С музыкальными ориентирами и концепцией все очень просто. Для себя мы сформировали это так: у нас нет задачи построить бизнес в традиционном понимании, этакую корпорацию. В первую очередь это супервеселье, а вместе с тем еще и вклад в глобальную культуру. Плюс попытка продемонстрировать остальному миру, что русские музыканты вообще-то классные ребята. Такая вот концепция — «умножение добра».
«Testarossa»
Соответственно и музыку мы выпускаем разную. У нас написано «авангард», но это такое расплывчатое понятие. Если формулировать иными словами, то можно сказать так: мы издаем музыку, которая показывает картинки, меняет частоту пульса или вообще планы на жизнь. Или же просто отправляет в путешествие по звуковым волнам.
Почему-то считается, что, если у тебя нет альбома на физическом носителе, то ты лох. Виниловые пластинки — это, конечно, хорошо, но люди чересчур сильно этим увлекаются, они забывают, что это не спорт. Поэтому формат, на самом деле, имеет минимальное значение. Я вот, например, люблю слушать музыку в диджитале — с компьютера, на айподе, как угодно. Хотя и винил тоже часто слушаю. Кто-то скачивает музыку на флешку и слушает ее в машине, а кому-то ближе Spotify, Zvooq и Soundcloud. И это отлично.
В мире полно фетишистов и фанатиков. Мы одни из них и поэтому ужасно любим издавать винил. Крутое оформление, крутая бумажка, крутое качество звука; держать в руках конверт, получать удовольствие от обложки, доставать пластинку — это же очень приятно. Это как чайная церемония. Вообще мы решили, что раз уж мы выпускаем пластинки, то надо делать это хорошо. Поэтому по прессингу мы сотрудничаем с бельгийцами: нам нравятся эти ребята, они работают с несколькими заводами, и мы довольны конечным результатом. При этом за мастерингом обращаемся только к нашему давнему другу, который делает звук на SubRosa. И вообще к звуку мы относимся очень щепетильно — если есть необходимость, приглашаем музыканта к себе, чтобы он повторил запись уже на нашем железе.
Papa Srapa & ::vtol:: — «Joyful Breeze / Ramzan»
При этом мейджоры позволяют себе делать все, что угодно. К примеру, я недавно купил себе «Selected Ambient Works II» Aphex Twin — оказалось, что они засунули три пластинки в двойной гейтфолд. Это что, круто так? Иногда мне кажется, что люди в корпорациях забыли, зачем они изначально пошли работать в музыкальную индустрию. У них только Excel на уме, таблицы — пришло, ушло. В этом плане фанатики круче: они любят то, что делают, а потому делают это на полную катушку.
Окупаемость и перспективы — это, конечно, важно. Да, любому бизнесу нужны деньги, чтобы существовать, без них он дохнет. Но деньги — это следствие, а не цель. Главное, о чем мы мечтаем, — это чтобы слушатель осознал, что он играет главную роль в этом спектакле. Даже лейблы играют здесь вторичную роль — на первом плане всегда должны быть музыканты и слушатели. При этом задача лейблов в том, чтобы создавать прозрачные схемы, при которых деньги слушателей идут к музыкантам, а не оседают непонятно где. Плюс они должны делать музыку доступной, а не закрывать ее под замком».
- Сайт лейбла Kotä Records
- «День винила» «Винзавод», сб 24 мая, с 13.00 и до позднего вечера. Выступают «Мегаполис», «Труд», Pinballsound, Race to Space и другие