перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Контекст

12 добрых режиссеров: клипы поклонников «Лаванды», Ланы Дель Рей, Liars и других

Нередко люди, любящие музыку и минимально разбирающиеся в видеоредакторах, точнее и ловче передают суть той или иной песни, нежели профессионалы. «Волна» выбрала несколько примеров замечательных любительских клипов и связалась с их авторами.

«Лаванда» «Московский 33»

Российский синтипоп-дуэт впервые за двенадцать лет существования обзавелся достойным своего творчества клипом. Молодой режиссер Андрей Исакин сделал видео с собой в главной роли — ролик, собранный из домашних записей, накопившихся в его архивах, одобрили сами музыканты.

Андрей Исакин Андрей Исакин

«Первый раз «Лаванду» я услышал, когда мне было лет 17, они звучали в саундтреке европейского сноуборд-фильма «Pirate Radio». В нем Митя Фесенко катался под песню «Ресторанный шлягер» — тогда я подумал, что это какая-то советская группа: звук, слова («это диско наглаженных брюк») производили впечатление чего-то из 1980-х, причем не было никакой фальши и иронии, которую можно наблюдать у групп-пародий. Мне стало интересно, и я с удивлением обнаружил, что ребята — мои современники и выступают в московских клубах! Помню, что лишь со второго раза смог попасть на их концерт — на первом клуб был просто переполнен и людей не пускали, даже за деньги. Так я начал слушать «Лаванду», нередко ассоциируя себя с героем их песен и переживая важные моменты своей жизни под их музыку.

Последние годы ребят почти не было слышно, они довольно редко выступали, не записывали новых песен и занимались другими делами, что меня довольно сильно расстраивало. Как-то оказавшись на мероприятии, где они должны были выступить, я решил действовать: заскочил к ним в гримерку и сказал, что я их фанат и хочу снять для них клип. Идея им понравилась, мы подружились. Вскоре начали снимать постановочную историю с Филом и Фредом в главных ролях — но в процессе мы поняли, что гораздо интереснее будет собрать клип из моих личных архивных съемок, показывающих те самые, реально пережитые моменты. Так получился клип на самую первую песню «Лаванды» — «Московский 33». 

Самым важным в этом проекте для меня стала реакция ребят — увидев клип, они сказали, что именно так себе это и представляли в мечтах, когда писали эти строчки на проспектах Калининграда».

Real Estate «Municipality»

Большинство клипов на песни Real Estate ограничиваются незатейливыми зарисовками из жизни ее участников (впрочем, бывают и удачи). Проживающая в Канаде поклонница группы подобрала альтернативный видеоряд к гитарным переливам одной из лучших современных американских групп.

Гёкче Эрдем Гёкче Эрдем

«Я родилась и выросла в Турции, в Канаду переехала шесть лет назад. Сейчас занимаю должность директора по развитию — решаю финансовые вопросы, касающиеся процесса создания художественных фильмов. Что касается клипа на эту песню Real Estate — мне просто хотелось сделать что-то дома, никого не беспокоя. Я люблю велосипедную культуру и вообще все, что связано с велосипедами. Я просматривала разные старые записи с «Тур де Франс» и «Джиро д'Италия», и мое внимание привлек легендарный бельгийский велогонщик Эдди Меркс. Он меня очаровал. Я собрала этот ролик из семи разных документальных фильмов о Мерксе, стараясь при этом рассказать какую-то историю. Кроме того, велосипед, на мой взгляд, — одно из самых кинематографичных устройств в мире. Это простая и знакомая всем вещь, но движение велосипеда в кадре почему-то особенно завораживает. Отчасти это видео было моим первым шагом к возвращению в седло — после аварии, в которую я попала пять лет назад, я боялась кататься в городе. С выбором музыки проблем не было, Real Estate — одна из моих любимых групп сейчас, ее музыка вызывает у меня сильнейшее чувство ностальгии и, мне кажется, отлично подходит к видеоряду. Мне нравится их последний альбом, но «Days» занимает в моей жизни особое место — потому, наверное, и песня с него. Сейчас я работаю над несколькими короткометражными фильмами и клипами, попутно собирая материал для моего первого полнометражного художественного фильма. У меня уже есть кое-какие наброски, я думаю, что это будет история о тренере по фигурному катанию. Наверное, мне просто нравится использовать спорт как средство художественной выразительности».

Lana Del Rey «Video Games»

Заснятые папарацци мучения Пас де ла Уэрты, кадры из старых мультфильмов и черно-белых голливудских лент — таким видеорядом сопровождается классическая песня Ланы Дель Рей в официальном клипе. Сохранив структуру оригинального видео и собрав клип из found footage, аргентинский фотограф зашифровала в нем историю из собственной жизни.

Алина Лакитч Алина Лакитч

«Я была сильно влюблена в очень сложного парня. Он был из таких сомневающихся, замкнутых и измученных мальчиков — все это делало его еще более неотразимым. Любовь переполняла меня, и не было ничего, что бы могло помочь ее выразить. При первом же прослушивании «Video Games» я поняла, что это песня обо мне и о нас. Он был игровым дизайнером и познакомил меня с культурой видеоигр — до этого мои отношения с ней ограничивались игрой в Mario Bros. и Pac-Man в девяностые. Несмотря на все мои предрассудки, я полюбила этот мир.

Наверное, может показаться, что мой клип на «Video Games» — это своего рода ответ на официальное видео, но это не было моей задумкой. Единственное, что я хотела сохранить, — эстетика оригинального видео. Я сама использую только пленку, поэтому сразу влюбилась в эти кадры, снятые на «Супер 8». Самым сложным было найти видеоряд, который бы подошел моей истории и проиллюстрировал то, что я тогда чувствовала. В клипе есть несколько отсылок к японской культуре, и это неслучайно — тот парень знал японский и играл на синтезаторе в джей-поп-группе. Несколько раз встречающиеся часы символизируют то, какую боль причиняла мне неопределенность. А скейты… ну мы часто катались вместе. Остальные кадры так или иначе связаны с чувствами, которые вызывала у меня эта песня. Ее текст идеально описывает то, что я пережила, — быть влюбленной в эмоционально незрелего человека, но делать ради него все что угодно. Я довольно быстро все смонтировала, один день ушел на то, чтобы отобрать материал, и еще один — на собственно монтаж. Теперь это уже старая история, но я благодарна ей за то, как много узнала о любви, чувствах и самой себе».

Kendrick Lamar «Cartoon & Cereal» ft. Gunplay

Беспокойный видеоколлаж, собранный из кадров из любимых мультфильмов — идеальный аккомпанемент к синглу Кендрика Ламара «Cartoon & Cereal», оставшемуся без официального клипа. По большому счету официальный уже и не нужен — видео Джоша Формана было одобрено Кендриком и с его подачи просмотрено около семисот тысяч раз.

Джош Форман Джош Форман
«Идея о клипе на «Cartoons & Cereal» родилась в коридорах моего колледжа. Когда трек появился в сети, все мои друзья только о нем и жужжали. Никогда до этого не слышал ничего подобного. Помню, как я шел домой с треком, поставленным на репит, а когда наконец добрался до постели, увидел один из самых сюрреалистичных снов в моей жизни — видео на «Cartoons & Cereal». К слову, я страдаю от бессоницы, сны из-за этого особенно яркие — как в хорошем, так и плохом смысле. Утром я проснулся с безумным желанием зафиксировать то, что я увидел во сне. Остаток учебного года был посвящен работе над видео, я потратил на него безумно много времени. На занятиях я делал вид, что записываю, а сам либо монтировал, либо искал материал и смотрел мультфильмы. Не говорю уже о бесчисленных бессонных ночах рутинной работы. В конце концов, я опубликовал видео, реакция была в целом хорошей. До того дня, когда я проснулся и обнаружил в почте двести писем, и все — комментарии с ютьюба: «Кендрик написал о тебе!» Оказалось, что Кей-Дот дал ссылку на мое видео в фейсбуке. Сразу после того, как я выпустил полную версию клипа, Кендрик приехал с двумя шоу подряд в лос-анджелесский «Club Nokia». Я пошел на второе из них, а после выступления в одиночестве шатался вокруг в надежде встретить Кендрика или найти работу. Кендрика я не встретил, но зато познакомился с Фредо Товаром и Скоттом Флейшманом из Aplusfilmz — туда впоследствии я устроился сначала на стажировку, а затем и на работу фрилансером. Мой папа работал в музыкальной индустрии в течение сорока лет, благодаря ему я открыт для любой музыки и не замыкаюсь на хип-хопе. Благодаря же Aplusfilmz я получил возможность погрузиться в эту среду и понять, как делаются музыкальные видео».

Nicolas Jaar «Encore»

Завораживающее видео на песню «Encore», вошедшую в подкаст, сделанный талантливым хаус-продюсером Николасом Жааром для сайта XLR8R — режиссер, греческий радиодиджей, объединяет экспериментальный фильм Майи Дерен с минималистичным, почти классическим произведением Жаара.

Закариас Гецис Закариас Гецис

«Я был поражен, когда впервые услышал «Encore». Николас Жаар — гениальный продюсер, один из самых непредсказуемых музыкантов нашего времени, и его, увы, уже прекративший существование дуэт с Дейвом Харрингтоном — очередное тому подтверждение. Он умудряется удивительным образом сочетать мечтательное меланхоличное звучание с нью-вейвом и классическими фортепианными пассажами, связывая их медленными, но в то же время вполне танцевальными ритмами. Я слушал «Encore» снова и снова, и, поскольку в последнее время я увлекся видеомонтажом, не мог перестать думать о видеоряде, который мог бы подойти этой песне. Классическая фортепианная мелодия и создаваемое песней ощущение пространства навели меня на мысль о том, что кто-то мог бы танцевать под такое в космосе. А затем я наткнулся на Майю Дерен. Дерен — хореограф, балерина, поэтесса, писательница и фотограф. Она была одним из заметнейших экспериментаторов в кино 1940–1950-х годов. Дерен в полной мере использовала возможности монтажа, наложения, слоу-моушен и прочих технических приемов для создания сюрреалистичных черно-белых фильмов. «Неотступный взгляд ночи» — мой любимый фильм Дерен, в нем мужчины и женщины вращаются и прыгают в окружении звезд, и это как раз то, что я представляю себе, слушая эту песню Жаара. После нескольких дней работы и множества неудачных попыток совместить аудио и видео я все же добился желаемого и показал готовый вариант своим родным. Близким клип понравился, и тогда я выложил ролик в сеть. Сейчас у него в сумме около шестидесяти тысяч просмотров, я очень этим горжусь».

Metronomy «Month of Sundays»

В сентябре на сингл с последнего альбома группы Metronony вышло головокружительное видео, снятое Калумом Купером. Швейцарский режиссер Брайан Торн, хоть и выложил свой ролик примерно в одно время с официальным, работал над ним много лет, выискивая подходящие сцены в каждом фильме, который ему приходилось смотреть.

Брайан Торн Брайан Торн

«Пять лет назад я работал над одним проектом по анимационному дизайну, и мне в голову пришла идея — сделать так, чтобы мои любимые актеры спели вместе какую-нибудь песню. Я стал искать вещь, которая была бы действительно особенной. Хороший и громкий хип-хоп-трек отлично подходил моей затее — все эмоции были бы искажены, это было бы очень необычно. Мне пришлось серьезно поразмышлять. Чтобы все сработало, текст песни должен быть понятен и отчетливо произнесен, а манера читки многих рэперов слишком быстра и сложна для того, чтобы трек можно было совместить с анимированными ртами. Среди забракованных вариантов были «Ma Calypso» Себастьяна Теллье, «Jamba» Тайлера, «Hot Dreams» Timber Timbre и «Free angel» Black Atlass. В итоге мой выбор пал на «Month of Sundays» — песню, идеально подходящую замыслу: недлинную, нежную, с временами прошептанными словами и моментами тишины. Помимо прочего, меня всегда привлекала вселенная Metronomy. Как только я начал работу над проектом, он поглотил меня с головой. Каждый фильм смотрелся по-новому. Я был одержим закрытыми ртами. Смысл был в том, чтобы найти сцены, в которых герои бы молчали. Только представьте, в более чем двухчасовом фильме с Марлоном Брандо может быть лишь пара секунд, в которые у него бы был закрыт рот. Мне приходилось пробираться сквозь каждый фильм, секунда за секундой, чтобы найти подходящую сцену. Было бы неправильно использовать слишком много всего, я не хотел, чтобы клип распался на множество разных сцен. В видео должны быть динамика и ритм: так, вступительный куплет сопровождается кадрами из статичных сцен, а первая в клипе сцена с идущим героем совпадает с началом припева».

Aesop Rock «No Regrets»

Официального клипа на «No Regrets», песню американского хип-хоп-артиста Эзопа Рока, не существует, но в интернете можно найти несколько роликов, покадрово воспроизводящих каждую ее строчку. Лучший из них — клип Закари Эдика, начинающего документалиста из США, заставившего свою сестру сточить целое ведро мелков, разукрашивая дорожку перед домом.

Закари Эдик Закари Эдик

«Мне пришлось сменить множество работ. В последнее время я работал в рекламе, на телевидении и в кино в качестве ассистента оператора, электрика и помощника продюсера. Мечтаю о работе оператором-постановщиком в художественном или документальном кино. Клип на «No Regrets» — это моя курсовая работа для колледжа искусств и дизайна в Саванне, штат Джорджия. Видео срежиссировано мной и снято Свапнилом Кумаром. Работа над роликом заняла примерно девять месяцев. Роль Люси сыграли моя сестра, мама и бабушка по материнской линии. Обратите внимание на часы: я хотел, чтобы время, которое они показывают, перекликалось с припевом в песне Эзопа (1, 2, 3…). В то же время «123» на двери ячейки хранения в конце и «01234» на проекторе — чистая случайность. Еще один забавный факт: в видео появляется всего лишь один мужчина без усов. Поскольку я и сам художник, героиня песни мне близка, но при этом она остается для меня загадкой. Делиться своими работами с миром кажется мне одной из важнейших составляющих искусства — Люси же не испытывает желания демонстрировать свои работы, она — тот человек, который получает удовольствие от самого процесса. Сейчас я много снимаю для разных мероприятий и свадеб. Мне нравится эта работа, я считаю ее упражнением в документалистике, так что, возможно, через пару лет вы увидите мой первый документальный фильм».

Liars «It Fit When I Was а Kid»

Мир третьего — и самого лучшего — альбома находящейся в постоянной мутации экспериментальной группы Liars был построен вокруг двух вымышленных персонажей. Не побоявшись их призраков, итальянский дизайнер создает собственный миф на основе одной из самых ярких песен коллектива.

Лука Франческо Росси Лука Франческо Росси

«О группе Liars я узнал несколько лет спустя после выхода «Drum's Not Dead» — друг подарил мне «Sisterworld», посоветовав послушать предыдущий альбом группы. У меня был сложный период в жизни, и запись идеально подходила моему настроению. Однажды по пути домой я поставил этот альбом и включил звук на максимальную громкость. Была дождливая темная ночь. С первых же песен я начал впадать в своего рода транс, а когда заиграла «It Fit When I Was a Kid», стал грезить наяву — в этом подобии сна мне виделись демоны и ведьмы. Я остановил машину и записал некоторые из увиденных мной вещей. На следующий день я послушал запись еще раз и сразу же посмотрел уже снятые на эту песню клипы — ни один из них не совпадал с моими ощущениями, и я воспринял это как возможность сделать что-то интересное. Был февраль 2012-го. Я начал работать над клипом и посвящал этой работе каждые выходные в течение следующего полугода. Синопсис таков: дети из маленькой деревни собираются посреди леса, чтобы свести счеты с приходящей к ним в снах ведьмой. Это был мой первый ролик, нарисованный от руки, а моя техника совершенствовалась уже во время работы — отсюда и стилевые различия между разными частями клипа. Я вдохновлялся хоррорами вроде «Сайлент-Хилл» или «Звонка», а при построении сцен ориентировался на одну из самых известных итальянских серий комиксов, «Дилан Дог». Сейчас я живу в Хельсинки, куда переехал полгода назад из родного Милана, и работаю в компании, занимающейся связью. Я собирался сделать видео на одну из песен Atlas Sound, но мне не хватило ни решимости, ни желания продвинуться дальше раскадровки. Возможно, мне просто стоит дождаться песни, которая произведет на меня такое же сильное впечатление, как «It Fit When I Was a Kid».

Sleep ∞ Over «Outerlimits»

«Outerlimits» — самая мечтательная из песен балансирующей между дрим-попом и витч-хаусом группы из Остина, штат Техас. Под стать ей и клип, снятый Габриэлем Тинео: очень личная история здесь спрятана под пестрым видеорядом, напоминающим о работах важных эспериментальных режиссеров вроде Стэна Брекхейджа или Пьера Клементи.

Габриэль Тинео Габриэль Тинео

«Я живу между родной Малагой и Мадридом, пишу музыку и снимаю фильмы для музеев, культурных фондов и компаний вроде «Гринписа», «Телефоники» или «Сан Мигель», а также веду собственную радиопередачу для Red Bull Music Academy, с которой сотрудничаю уже десять лет. Для меня это очень особенное видео — оно было снято в то время, когда моя подруга была беременна нашим первым сыном. Мы отправились на Капри, чтобы найти дом, в котором Годар снимал «Презрение» — кадры из него вы можете увидеть в клипе. Я хотел объединить все лучшее, что было отснято по время поездки, в один видеоролик, а когда отсмотрел материал, решил использовать эту песню. Лоу-фай-сцена, к которой принадлежат Sleep ∞ Over, всегда была и продолжает быть источником вдохновения для меня. Что касается кино, то я всегда ориентировался на Брекхейджа и Брессона, а при создании клипа на «Outerlimits» вспоминал прежде всего о Мекасе, Годаре и Джулиане Хаусе. Позже я отправил видео группе, и реакция была очень положительной».

The Fall «White Lightning»

Сложно представить, чтобы Марка Э.Смита сильно интересовали клипы, однако же случалось и так, что на одну песню The Fall их было снято сразу два. Мир великой английской группы в них выглядит примерно одинаково (мотоциклы, Смит с микрофоном и влезающий в кадр грязный человек), но по стечению обстоятельств именно снятый Тимом Райли пролежал на полке больше двадцати лет.

Тим Райли Тим Райли

«Я всегда был большим фанатом группы The Fall. Я работал на «Beggars Banquet», предыдущий лейбл The Fall, делал видеокомпиляцию, посвященную группе, тогда и познакомился с Марком Э.Смитом. В 1990 году Смит никак не мог заставить Polygram, их новый лейбл, выделить деньги на съемки видео для последнего сингла группы, «White Lightning». В общем, Марк спросил у меня, могу ли я очень дешево (бесплатно) сделать ему ролик. Мы договорились, что если он проведет меня и моего брата за сцену во время их грядущего выступления на фестивале в Рединге, то мы снимем и смонтируем им клип бесплатно. Мы стояли сбоку на сцене и снимали группу, а за нами стоял Джон Пил, также большой фанат The Fall, и снимал их на свою старенькую камеру. Когда мы вернулись в Лондон, я отправился в Сохо, где нашел бомжа и дал ему немного денег за то, чтобы он произнес название песни для ролика. Мой друг позволил нам воспользоваться его мотоциклом, чтобы поснимать в центре Лондона. А некоторые графические элементы я позаимствовал как раз из той видеокомпиляции, над которой работал ранее. Самым сложным было выбить хоть сколько-то времени в монтажной комнате — в 1990-м, как вы понимаете, не было доступных программ для монтажа. Мне удалось договориться об одном часе в комнате, и за этот час мы сделали все — поэтому видео такое сырое, как раз во вкусе Марка Э.Смита. В итоге Смит выпросил денег у Polygram и было снято официальное видео, а наш ролик до сегодняшнего дня никто так и не увидел».

Julianna Barwick «Envelop»

Аудиовизуальный памятник женской красоте, представляющий собой записанное с помощью микроскопа изображение волос, принадлежащих жене автора. В качестве фундамента — нежнейшая песня с предпоследнего альбома эмбиент-дивы Джулианны Барвик.

Майк Тодд Майк Тодд

«По профессии я системный инженер, проектирую компьютерные сети и коммуникационные системы. Электронной музыкой я интересуюсь довольно давно, а над интерактивными визуальными проектами работаю около четырех лет. Мне уже приходилось выступать вживую, в том числе на посвященном крупноформатным проекциям фестивале в Италии и в нью-йоркском Центре современного искусства MoMA PS1. На этом даже удается заработать, но все же это остается не более чем сайд-проектом. Я часто слушал «The Magic Place» Джулианны Барвик, но с уверенностью могу сказать, что сделал ролик, слушая именно эту песню. Я был под впечатлением от работ команды Idrioema, что определенно повлияло на итоговый результат. Очень рад, что им, как и самой Барвик, видео понравилось. Все мои видео записаны в режиме реального времени, я практикую перформативный подход при работе над своими проектами — как при живых выступлениях, так и при записи. При помощи среды визуального программирования Max/MSP/Jitter я разрабатываю пользовательские патчи с различными схемами управления, а затем использую другую программу, Syphon, — она позволяет мне изменять параметры по ходу выступления или записи. Я считаю, что ручное управление, без заранее заготовленных паттернов, позволяет лучше передать настроение от музыки или выступления, которое видео сопровождает. Кроме того, для каждого выступления я пишу новый код и удаляю его по завершении. Это дает возможность избегать самоповторов и соблазна использовать уже готовые решения. Все мои работы — импровизация, так что я часто натыкаюсь на какой-нибудь эффект, который дает крайне неожиданный результат. Никогда не думал делать это как-то иначе, это было бы чрезвычайно скучно. Если честно, то я не помню, понравился ли моей жене результат, но она довольно строгий критик. Когда она говорит, что-то вроде «выглядит неплохо», я знаю, что на верном пути».

Spiritualized «Shine a Light»

Удивительный артефакт тех времен, когда интернет еще не был общедоступен, а о том, чтобы поделиться своей работой со всем миром за считанные секунды, приходилось только мечтать. К сожалению, «Волне» не удалось связаться с автором видео, но это как раз тот случай, когда достаточно и аннотации на ютьюбе — клип говорит сам за себя.

JamesSighs JamesSighs

«Лоу-фай-видео, снятое в 1994-м во время тестирования новой ручной камеры. Один дубль, бюджет — восемь с половиной долларов (пиво). Перезаписано из Hi8 в VHS, а затем выложено сюда, прошу прощения за качество. Для Джея Спейсмена. Мир, любовь, безмятежность».

Ошибка в тексте
Отправить