перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Контекст

10 музыкантов в шляпах: Джей Кей, Боярский, Леди Гага и другие

В эту субботу на Пикнике «Афиши» выступит в качестве хедлайнера главной сцены группа Jamiroquai, лидер которой Джей Кей кроме прочих талантов отличается выдающимися шляпами. «Волна» вспоминает некоторых других музыкантов, для которых было особенно важно, что у них на голове.

Jamiroquai 

Будущий лидер Jamiroquai еще в детстве любил шляпы — ему уже в школе, бывало, обидно кричали: «Гляди-ка, Дэви Крокетт!». Джей, впрочем, обзывательства близко к сердцу не принимал — тем более что в его увлечении головными уборами юношу поддерживала мама, в дальнейшем даже разработавшая несколько шляп, которые ее сын носил на сцене и в клипах. Шляпы для Кея — не просто элемент дизайна, но и в некотором смысле духовное орудие: «Когда я чувствую, что концерт идет не так, я натягиваю шапку покрепче — и беру зал с боем», — признавался музыкант в 1993-м, когда его карьера еще не была сделана. Теперь, впрочем, любой зал охотно сдается ему и так — а его шапками вдохновляются, например, дизайнеры Marc Jacobs; да и сам Кей охотно разрабатывает новые шляпы (есть у него и собственная линия модных головных уборов) и продает старые в благотворительных целях. В последнее время Джей Кей больше всего любит покачивать перьями на шляпе в индейском стиле — наверняка тут тоже подразумевается какая-то специальная шаманская духовность. 

Краткий и неполный видеогид по шапкам лидера Jamiroquai

  • Пикник «Афиши» Jamiroquai сыграют на главной сцене фестиваля; начало концерта — в 20.30. Вся остальная информация о Пикнике — здесь

Михаил Боярский 

Будущего народного артиста РСФСР, лидера движения за права курильщиков и мема-тотема эпохи Coub, похоже, изрядно перепахал фильм «Д'Артаньян и три мушкетера» — как, впрочем, и всех нас. Во всяком случае, судя по ряду источников, именно после бенефиса в роли Д'Артаньяна Боярский стал носить шляпу, которая постепенно превратилась в такой же неотъемлемый его атрибут, как усы, или сигарета, или трубка, или фанатский шарф «Зенита» (существует, впрочем, и вот такой странный рассказ, из которого следует, что впервые шляпу артист надел в бане, а потом приобрел в Париже). И даже важнее: про шарф ведь нет анекдотов, а про шляпу — есть; и сигарету при встрече с президентом РФ артист все-таки тушит — а шляпу не снимает, ну и так далее. Любое появление Боярского с непокрытой головой становится в некотором роде сенсацией — взять хотя бы невероятный фильм про Тараса Бульбу или вот этот потрясающий клип, по итогам которого выясняется, что без шляпы Боярский сильно смахивает на Чака Норриса. В моделях Боярский постоянен: черная, широкополая, и дело с концом.

Легендарный концерт М.Б. в модном московском клубе «Икра»; шляпа, разумеется, при нем

Слэш

В 1985 году у Guns N' Roses еще даже не было контракта с лейблом — так что денег у их гитариста Слэша, как и у остальных музыкантов, особо не водилось. А принарядиться перед важным выступлением в Лос-Анджелесе как-то надо было — так что музыкант отправился в поисках реквизита в магазин с характерным названием «Ретейловая шлюха». Там-то он и приметил высокий цилиндр — и тут же решил заполучить любой ценой, а поскольку цену в денежном эквиваленте он заплатить не мог, предмет пришлось просто украсть (благо никто не обратил внимания, что человек вошел в магазин с непокрытой головой и вышел в шляпе). Дома Слэш еще немного посмотрел в зеркало — и решил заодно обернуть цилиндр свежеприобретенным ремнем; так и родился сценический образ, по которому гитариста Guns N' Roses (да и вполне себе самостоятельного артиста) узнают до сих пор. Ирония судьбы: несколько лет назад краденую шляпу у Слэша украли после вечеринки по случаю «Грэмми»; возвращать пришлось с полицией. 

Слэш в шляпе играет живьем песню про Анастасию со своего недавнего сольного альбома

Фаррелл Уилльямс

Властелин хит-парадов последних двух лет вообще давно любил шляпы, но настоящий фурор произвел его помятый высокий котелок, чем-то похожий на соответствующую героиню романов про Гарри Поттера (кажется, сейчас заговорит), — это, на самом деле, глубокий и историчный fashion statement. Впервые такая появилась в коллекции Вивьен Вествуд, представленной весной 1982 года, вдохновлялась дизайнер, по ее собственным словам, «перуанскими женщинами в котелках и длинных юбках, которые танцуют с младенцами, привязанными к их спинам» (какой-то габриэль-гарсиа-маркесовский образ, конечно). Что, быть может, важнее для Фаррелла — так это то, что называлась коллекция «Buffalo Girls (Nostalgia of Mud)», то есть так же, как первый хип-хоп-трек, попавший в британский хит-парад. Записал этот трек белый человек Малкольм МакЛарен, всегдашний спутник Вествуд; и он — вместе со всей командой афроамериканцев, помогавших делать песню, — щеголял в помятом котелке в клипе на «Buffalo Gals». Соответственно, шляпа Фаррелла — это оммаж первопроходцам хип-хопа, эмси, битмейкерам и би-боям начала 80-х. Впервые он ее надел еще в 2009-м, но по-настоящему все приметили шапку только в этом году на «Грэмми», после которой эта деталь одежды Фаррелла моментально превратилась в мем. Теперь ее примеривают Дидди и супермодели, а одна из (видимо) многочисленных шляп в коллекции музыканта не так давно ушла с благотворительного аукциона за 10 тысяч долларов. 

Песня, которая вам всем смертельно надоела. Фаррелл тут уже в шляпе, но еще не совсем в той самой

Леонард Коэн

Кепка как у Ленина, берет как у художника с Монмартра, шляпа как у ковбоя — за свою долгую карьеру великий американский бард сменил много обликов и амплуа, но и в молодости, и в зрелые годы, и в старости любил и любит ходить с покрытой головой; а главным его головным убором с конца 70-х была федора, шляпа, обвитая лентой и похожая на те, что носили американские гангстеры. Известно, что свои федоры Коэн покупает в магазине «Голливудский шляпник» (а конкретная модель, с которой музыкант ездил в последний тур, называлась «Мелодрама»); что концерты он начал давать в шляпе только в последние годы — зато по улицам в ней ходил всегда (и не только по улицам: «Я ее и дома ношу, — признавался музыкант в одном из недавних интервью. — Я сейчас не так уж часто куда-либо хожу, но дома всегда красиво одеваюсь»); что после 11 сентября Коэн решил, что федору носить более неуместно, и переключился на кепку. Есть правдоподобная версия: то, что Коэн последние годы дает концерты в шляпе, связано с его обращением в иудаизм, предписывающий мужчинам ходить с покрытой головой; впрочем, не исключено, что другой фактор тоже сыграл свою роль: шляпу, в конце концов, можно очень красиво и по-джентльменски снимать на поклонах. 

Коэн, его федора и великая песня «Famous Blue Raincoat»

Леди Гага

В этой фотогалерее всего четыре фотографии, а легко могло бы быть сорок четыре — как известно, у Стефани Джерманотты есть фактически собственный модный дом, обеспечивающий певицу самыми фантасмагорическими нарядами, деталью которых часто становятся и головные уборы. Была, например, и мясная шапочка, и что-то по типу меховой палатки на голове, и какой-то вязаный ананас, и так далее, и так далее, и так далее: в отличие от других фигурантов этого списка, Гагу интересует не одна конкретная модель, а наоборот, бесконечное разнообразие прежде не существовавших предметов туалета, которые можно напялить себе на голову. Ну и раз уж это единственная женщина в нашем списке — нельзя не вспомнить и про Еву Польну: она, конечно, куда более постоянна в смысле фасона, но тоже способна всех удивить.

Джуд Лоу пытается увернуться от очередной феерической шляпы Леди Гаги (хотя это даже не шляпа)

Андре 3000

Половина дуэта OutKast и сам по себе видный артист (причем далеко не только в музыкальном смысле) вообще славится своим трепетным отношением к одежде: одевается он не как рэпер, а как натуральный современный денди. По поводу шляп у Андре Бенджамина вообще целая теория и отдельный подход: например, учитывая, что лицо у музыканта достаточно вытянутое, он считает, что ему лучше для баланса силуэта носить шляпу с широкими полями. В частности, одной из любимейших моделей его является все та же федора — причем идет она ему не хуже, чем Леонарду Коэну. А в Нью-Йорке во имя самоиронии Бенджамин предпочитает носить соломенную шляпу: с одной стороны, она отлично подходит к строгому костюму, с другой, добавляет ему какой-то несерьезности. Важный совет от Андре 3000: сначала все остальное, и только потом — шляпа.  

Одна из лучших песен OutKast «Roses»; шляпы в кадре

Бакетхед

Неотъемлемой частью образа гитариста-виртуоза-сумасброда является не только маска из фильма ужасов «Хеллоуин», но и ведро из-под порции куриных крыльев из фастфуд-ресторана KFC; собственно, потому и псевдоним. Почему так — вопрос. Есть официальная легенда: дескать, вырос на куриной ферме и таким образом привлекает внимание к проблемам куриц. Есть неофициальная: дескать, в юном возрасте очень впечатлился этим самым фильмом, купил маску, потом зашел в KFC и после обеда, взглянув на опустошенное ведро, понял, что это то что нужно. Есть разнообразные совсем уж странные теории: мол, KFC — это такой оммаж Майклу Джексону, известному поклоннику данной сети, которого Бакетхед очень любит. Как бы то ни было, такие шляпы не пропускают — тем более что и самому себе такую же сделать проще простого. 

Бакетхед, маска, ведро и гитара

Мак ДеМарко

Новейший принц инди-рока, фрик и весельчак Мак ДеМарко — во всем типичный американец, как из книжки: курит Viceroy, всегда при бейсболке. Причем всегда при разных — отчего создается впечатление, что музыкант свои шапки коллекционирует; например, на недавнем Bosco Fresh Fest он вообще был замечен в кепке с надписью «Ярославия» (что бы это ни значило). На деле, однако, все сложнее — ДеМарко клянется, что больше одной кепки у него при себе не бывает: он их долго ищет, но неизменно быстро теряет; за последние пару лет через голову музыканта прошли, видимо, уже сотни бейсболок. Бывает и так, что во время концерта Мак бросается в толпу, возвращается на сцену с непокрытой головой, а на следующий день обнаруживает любимую кепку в чужом инстаграме.

ДеМарко в кепке «Ярославия» играет титульную песню своего последнего альбома «Salad Days» на Bosco Fresh Fest в Москве

Сан Ра

Если вам не хватило этой фотогалереи для полноценного обоснования присутствия великого джазового авангардиста в этом списке, приведем еще несколько выдающихся экземпляров. Вот, например,. Или вот. Понятно, что для Сан Ра шапки и шляпы не были самоцелью, скорее еще одной важной деталью, визуально подкрепляющей его сложносочиненную философию, для которой одинаково важны были космос, свободная музыка и странная синтетическая религия; но в итоге мало было людей с настолько выдающимися головными уборами. И более того: идеи Сан Ра теперь даже вдохновляют производителей бейсболок — хотя бейсболки, конечно, получаются куда менее радикальными, чем шляпы самого музыканта. 

Сан Ра и его оркестр. Выдающаяся шапка тут далеко не только у лидера

Ошибка в тексте
Отправить