перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Контекст

10 инструментов, на которых будет создаваться музыка будущего

От желатиновых синтезаторов и 78-пальцового гитариста до звуков мышечных сокращений — «Волна» выбрала десять самых удивительных музыкальных инструментов, устройств и технологий нового времени и рассказывает, как все это звучит и работает.

Swarmatron

Фотография: SOS Publications Group

Что это

Уникальный в своем роде синтезатор, а точнее, восемь разных, настроенных на одну ноту синтезаторов в общем корпусе — не путайте с полифонией и многоголосием. Вместо привычной клавиатуры здесь — две натянутые полоски кожи, что-то вроде ленточного контроллера. 

Как работает и звучит

Вероятнее всего, свое название Swarmatron получил благодаря специфическому звучанию, похожему на гул роя механических пчел (от англ. swarm — «рой»). По желанию пользователя голос синтезатора может измениться вплоть до леденящего душу дребезга, наподобие звука марсианских боевых машин из голливудской «Войны миров»; в общем, это довольно устрашающий слух инструмент с явным уклоном в сай-фай. Принцип его работы можно объяснить на примере обычного хора из восьми человек — даже если такой хор тянет одну ноту, уникальные особенности строения голосового аппарата каждого вокалиста так или иначе скажутся на общем звуковом резонансе; на таком эффекте аппарат и работает. И конечно, манипуляции с управляющими лентами дают музыканту определенный простор как для извлечения звука, так и для его изменения в режиме реального времени. 

На синтезаторе играет Мэрикуин Маандиг — жена Трента Резнора и участница его новой группы How to Destroy Angels

Seaboard

Фотография: lambde.ltd

Что это

Музыкальная клавиатура нового поколения, разработанная лондонской компанией Roli; по сути — множество реагирующих на прикосновение датчиков, покрытых слоями мягкого силикона. Один из активных популяризаторов Сиборда — известный немецкий композитор Ханс Циммер

Как работает и звучит

Сиборд дает практически неограниченные возможности живой работы со звуком — легкими движениями пальцев здесь можно изменять высоту тона, громкость и тембр звучания непосредственно во время исполнения. Это и есть ключевое достоинство клавиатуры как, пожалуй, одного из первых инженерных решений, способных в полной мере вдохнуть жизнь в «бездушные» компьютерные плагины — от простеньких виртуальных синтезаторов до библиотек кропотливо записанных звуков какого-нибудь винтажного органа. Расположение условных клавиш здесь идентично октавной структуре обычного фортепиано, но переучиваться все равно придется — покрытие сиборда не только чутко реагирует на силу прикосновения, звук будет зависеть и от расположения пальцев на каждой отдельно взятой клавише. Проще говоря, контроллер считывает передвижения пальца вверх-вниз и влево-вправо; подобный принцип, к слову, разработан еще в начале прошлого века и сегодня используется во многих устройствах вплоть до планшетов. Кроме прочего, под клавишным рядом находится горизонтальный сенсор, также реагирующий на прикосновения — так можно реализовывать эффект скольжения от ноты к ноте (в музыкальной терминологии — глиссандо). 

Короткий ролик демонстрирует широкий спектр возможностей новой клавиатуры

  • Купить roli.com
  • Цена от $1999

Haken Continuum

Фотография: schneidersladen.de

Что это

Контроллер за авторством профессора электроники и вычислительной техники Университета штата Иллинойс; нечто среднее между предыдущими двумя экземплярами — управляющими лентами сварматрона и «умной» клавиатурой сиборда. 

Как работает и звучит

Устройство континуума идентично устройству сиборда — это мультитач-поверхность, расположение пальцев на которой считывается как по горизонтали (высота тона), так и по вертикали (тембр). Есть и одно существенное отличие — рабочее покрытие у инструмента абсолютно плоское, а клавиши выделены цветом, что с точки зрения точности исполнения скорее минус. Вдобавок, судя по отзывам пользователей обеих моделей, силиконовое покрытие европейского конкурента более тактильно и чувствительно в сравнении с используемым в американской клавиатуре неопреном (из этого материала делают, например, гидрокостюмы). Зато в рабочем режиме континуум может выдавать чуть более плавный звук и лучше конкурента справляется с эмуляцией, например, терменвокса. 

Бразильский музыкант Амон Тобин активно использовал континуум при записи своего последнего альбома

Tenori-on

Фотография: yamaha.com

Что это

Одна из последних (впрочем, инструменту скоро исполнится десять лет) инновационных разработок японской компании Yamaha — футуристического вида экран с сеткой из светодиодов, отвечающих за различные изменения музыкальных партий. 

Как работает и звучит

По правде говоря, ничего нового как по звучанию, так и по взаимодействию с пользователем «японец» предложить сегодня, увы, не может. Тэнори-он располагает достаточно стандартным набором «родных» синтетических звуков, а его интерфейс построен по типу сетки 16 х 16, что есть стандарт для сегодняшних музыкальных устройств. Всерьез девайс можно рассматривать разве что в качестве имиджевого MIDI-контроллера — в руках музыканта тэнори-он выглядит как штурвал космического корабля из хорошего научно-фантастического фильма. Впрочем, оригинальных устройств подобного назначения сегодня на рынке предостаточно.
 

Среди наиболее известных пользователей японского девайса — электронщик Киран Хебден, он же Four Tet

  • Купить yamaha.com
  • Цена от $349,99 за инструмент, $19,99 за iOS-эмулятор

Reactable

Фотография: reactable.com

Что это

Поражающее воображение детище инженеров-конструкторов из Барселоны. Опять-таки не самая новая разработка, но способная впечатлить даже самых продвинутых техногиков. Широкой публике был представлен в 2007 году на фестивале Coachella самой Бьорк. 

Как работает и звучит

Прежде всего, это нужно видеть — зрелище действительно впечатляющее. В работе реактейбл реализует интересный принцип — так называемый материальный интерфейс пользователя, на который прочие музыкальные инженеры пока что обращают внимание крайне редко. Здесь этот интерфейс реализуется следующим образом: музыкант взаимодействует с инструментом посредством специальных модулей, идущих в комплекте с устройством предметов разной формы, которые нужно выкладывать на подсвечиваемую поверхность. Каждый модуль, его расположение на «столе» тем или иным образом влияет на звук — комбинаций тут может быть великое множество; по сути, это полноценная музыкальная рабочая станция будущего. Как и в случае с тэнори-он, здесь есть свой эмулятор для мобильных устройств, но он больше походит на вариант для развлечений.

Пример живого сета с использованием реактейбла

  • Купить reactable.com
  • Цена от €6100 за инструмент, $9,99 за мобильную версию

Xth Sense

Фотография: Marco Donnarumma

Что это

Биофизический музыкальный инструмент, созданный проживающем в Эдинбурге итальянцем Марко Доннаруммой. Xth Sense регистрирует мельчайшие сокращения человеческих мышц — сегодня это квинтэссенция всех реагирующих на движение артиста устройств. 

Как работает и звучит

Строго говоря, устройство представляет собой две повязки на руки, подключенные к компьютеру со специально разработанным программным обеспечением; в этих повязках спрятаны микрофонные сенсоры, которые усиливают громкость звуков, издаваемых мускулами человеческого тела, и при необходимости преобразовывают их в цифровые сигналы. В основе изобретения лежит метод механомиографии — способ, с помощью которого медики оценивают сократительную способность мышц и который Доннарумма замечательно приспособил под собственные творческие нужды. В итоге мы получили не только абсолютно инновационный музыкальный интерфейс, но и прямой доступ к звукам, которых большая часть человечества еще не слышала. Устройство пока не появилось в широкой продаже, но на сайте проекта можно совершенно бесплатно скачать схемы для сборки и весь сопутствующий софт — это открытый некоммерческий проект. 

Доннарумма использует собственную технологию в арт-перфомансе

  • Купить пока нельзя

Eigenharp 

Фотография: SOS Publications Group

Что это 

Гибридный программно-аппаратный инструмент (а точнее, серия инструментов) для тех, кто предпочитает стимпанковые варианты будущего. 

Как работает и звучит 

Флагман линейки Eigenharp Alpha чем-то отдаленно напоминает гибрид гитары и саксофона — духовая трубка, реагирующая как на вдувание, так и на выдувание воздуха, крепится к «гитарному» грифу, на котором расположены 120 тональных клавиш. Кроме этого, есть клавиши управления и две реагирующие на прикосновение полоски — подобие того, что в конструкции вышеупомянутого сиборда. В трубку нужно дуть, а кнопки нужно нажимать — все просто. Естественно, возможности для звукоизвлечения здесь просто колоссальные, и в чем-то даже опережающие функции сиборда и континуума. Словосочетание же «программно-аппаратный» означает, что при работе с аппаратом не обойтись без набора предустановленных виртуальных инструментов — в отличие от умных клавиатур, сам он издавать хоть какой-то звук не может. Вообще, как минимум это потенциальный «убийца» электронных духовых инструментов от компании AKAI (монополиста в этом сегменте на данный момент), поэтому Eigenharp сразу хочется посоветовать, например, Олофу Дрейеру из The Knife, тем более что вниманием известных музыкантов девайс пока что несправедливо обделен. 

Демонстрация всей линейки самими разработчиками в рамках музыкальной конференции Musikmesse

Contact 

Фотография: creativeapplications.net

Что это

Скорее идея, чем полноценное устройство, однако идея крайне интересная — превращение любого рода поверхности в звучащий модуль. Визуальные эффекты здесь исключительно для красоты. 

Как работает и звучит

Создатели проекта называют его дополненной акустикой — как и в случае с дополненной реальностью, это своеобразная надстройка над уже существующим в материальной действительности объектом, в нашем случае — звуком. Принцип работы прост: на любой поверхности размещаются высокочувствительные контактные микрофоны, фиксирующие звуковые волны и преобразующие их в специальные сигналы, которые затем посылаются компьютеру и на базе которых компьютер генерирует уже собственную звуковую волну. То есть расположив датчики на поверхности, например, стола, можно выстукивать мелодии пальцами — чем, собственно, и занимаются авторы. Пока что идея используется исключительно для арт-инсталляций, оригинальных, но бесполезных, однако не исключено, что все это может развиться в нечто гораздо большее. 

Демонстрация работы

  • Купить пока не продается

Z-Machines и прочие ансамбли роботов

Фотография: Daniel Maurer

Что это 

Позабыты хлопоты, остановлен бег — вкалывают роботы, а не человек. 

Как работает и звучит

У робота-гитариста группы Z-Machines 78 пальцев, а у его коллеги-барабанщика Compressorhead 22 руки — дальнейшие комментарии излишни. В принципе, музыкальная ценность проекта очевидна — на вполне обычных инструментах такие роботы могут исполнять вещи, сыграть которые не под силу обычному человеку чисто физически. Собственно, передовые музыканты уже используют ансамбль андроидов на полную катушку — так, например, лейбл Warp Records скоро выпускает новую пластинку известного электронщика Squarepusher, которую тот записал «в соавторстве» с Z-Machines. Само собой, один факт возникновения подобных изобретений поднимает ряд серьезных философских вопросов о месте человека в творчестве, но пока что их можно не поднимать.

На сцене Z-Machines

  • Купить не мечтайте
  • Цена заоблачная

Noisy Jelly 

Фотография: noisyjelly.com

Что это

Двое парижских студентов-дизайнеров придумали наиболее музыкальный способ реализации принципа «просто добавь воды» — вода добавляется к порошкам, они превращаются в желе, а желе звучит.

Как работает и звучит

Разноцветные порошки в любых долях и пропорциях засыпаются в опять же любого рода емкости, затем все это заливается обычной водой, и по истечении десяти минут устанавливается на специальную подставку, подключенную к компьютеру. Каждый порошок отвечает за что-то определенное, например бас или мелодию, а «играть» на получившихся желейных «инструментах» можно любыми частями тела — хоть пальцами, хоть носом; технический принцип работы шумного желе создатели достаточно подробно объясняют в небольшой презентации. Конечно, вряд ли посредством шумного желе будут действительно записывать музыку будущего, но сама концепция проекта открывает целый ряд заманчивых перспектив. Прежде всего, это новейший звуковой интерфейс, как очень гибкий (как в прямом, так и в переносном смысле), так и многофункциональный. И потом практичность шумного желе налицо: в будущем, вместо того чтобы таскать многокилограммовые синтезаторные кейсы, музыкант может взять с собой в тур ноутбук и пару пакетиков с порошком. 

Демонстрация технологии

  • Купить пока не продается
Ошибка в тексте
Отправить