перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Как Илья Лагутенко пытается продвинуть местные группы в Азию

На прошлой неделе во Владивостоке под патронажем Ильи Лагутенко прошел V-Rox — первый российский фестиваль-шоукейс, ставящий своей целью представить российскую музыку на азиатском культурном рынке, и наоборот. Корреспондент «Афиши» три дня смотрел за тем, как японцы, корейцы, китайцы и россияне играют концерты в клубах и на площадях города, — и делится своими наблюдениями.

Сильно повезло иногородним студентам новейшего Дальневосточного федерального университета (исполинских масштабов учебное заведение, образованное из четырех других вузов в рамках программы подготовки Владивостока к прошлогоднему саммиту). Из окон общежитий, что стоят рядком на гигантском кампусе, построенном на острове Русский, открывается образцовый вид на море и Русский мост; в семи минутах ходьбы — полудикий пока еще пляж; между ним и зданиями — футбольные поля, беговые дорожки и теннисные корты. Это я рассказываю не для того, чтобы восславить удачное освоение бюджетных средств (хотя, когда едешь по тому же Русскому мосту или, гуляя по городу, видишь, как линию горизонта подчеркивает другой мост, Золотой, приходит в голову и такая шальная мысль). Это я говорю потому, что любой фестиваль — в первую очередь про коммуникацию, а фестиваль-шоукейс — это в первую очередь про коммуникацию между его участниками. Так вот, кампус ДВФУ, куда всех участников V-Rox скопом и заселили, для этих целей подходил идеально — каждую ночь с четверга по воскресенье там пели, пили, гуляли, купались, братались русские, японцы, корейцы и китайцы, укрепляя культурные связи между странами АТР максимально прикладным образом.

 

V-Rox проходил не только на открытом воздухе, но и в десяти барах и ресторанах по всему городу: так, в профильном «Мумий Тролль Music Bar» Илья Лагутенко выступил вместе с Андреем Антонцем (он же Oid) в составе группы Keta, которая на этом концерте пополнилась участником «Странных игр» Виктором Сологубом и Александром Холенко

 

 

О том, что вообще такое шоукейс, «Афиша» в прошлом году писала неоднократно и пылко — и, разумеется, не могла пропустить попытку воплотить-таки эту идею на здешней территории. Если вкратце, шоукейс — это выставка-ярмарка последних достижений местной музыки, которая проводится не столько для широкой публики, сколько для промоутеров, продюсеров, журналистов и прочих, что называется, инсайдеров; одновременно способ уточнить детали национального музыкального бренда — и продать его вовне. Идея устроить первый в стране шоукейс во Владивостоке по первости кажется парадоксальной (Москва, по идее, для этого подошла бы все-таки больше) — но ведь и нынешняя Россия представляет из себя страну парадоксов, и идеолог V-Rox И.И.Лагутенко сделал себе имя на парадоксах. Да и если вдуматься — в таком раскладе есть своя логика. С Европой новые русские музыканты налаживают отношения сами, зачастую даже небезуспешно; там существуют понятные правила игры, нахоженные тропки и опробованные методы; возникни-таки в Москве свой шоукейс — он бы мог, конечно, значительно помочь обновить западное представление о русской культуре, но вряд ли что-то рассказал бы русским про Запад. У V-Rox в этом смысле более захватывающая амбиция: Азия для местной музыкальной индустрии — абсолютная terra incognita, притом что и публики, и денег там побольше, чем в Европе; в самой Азии про Россию тоже толком ничего не понимают — притом что немалых размеров рынок есть и у нас. Свести одну с другой, а заодно назвать западных экспертов (делайте поправку на то, что слово «Запад» во Владивостоке употребляют равно по отношению к Лондону и Москве), чтобы они на все это посмотрели из своей перспективы, — идея как минимум остроумная. Лететь, правда, далеко; но когда едешь из аэропорта на машине по окружной трассе, петляющей между сопок, когда из-за зеленых холмов выглядывает город с воткнутыми в другие холмы цветными коробками домов, когда из-за поворота вдруг вырастает вантовая громада Русского моста — уже тогда даже восемнадцатичасовое путешествие с двумя пересадками себя оправдывает целиком и полностью.

 

Не сказать, что на пространстве перед сценами фестиваля яблоку негде было упасть — впрочем, многие постепенно подтягивались на звук. В этом ролике — начало второго дня фестиваля и выступление местной группы KrisMirror

 

 

Августовский Владивосток на самом деле оправдывает вообще все: два месяца в году это совершенно точно один из самых красивых и живых городов на свете, и если совсем откровенно, самым красивым моментом фестиваля V-Rox был не какой бы то ни было концерт, а те несколько минут, когда после скоротечного бурного ливня во время гала-концерта монументальную геометрию Золотого моста, видного с центральной площади города, обняла радуга. Остальные странности и недочеты оправдывает тот факт, что V-Rox проводился в первый раз, — а для шоукейса намоленная репутация и атмосфера еще важнее, чем для любого другого фестиваля. Да, узнать про то, что фестиваль в принципе происходит, было затруднительно, даже находясь во Владивостоке (иные местные знакомые впервые услышали про него от меня), — с другой стороны, концерты на новоотстроенной Спортивной набережной представляли собой любопытный пример вторжения новой культуры в городскую среду: когда умолк рупор городского радио, транслировавший композиции Андрея Державина и «Комбинации» и со сцены заиграла западнический дэнс-поп группа KrisMirror, за реакцией полураздетых взрослых мужчин, которые купались на полулегальном пляже по соседству, следить было довольно любопытно. Да, оценить, насколько адекватны современному состоянию китайской, корейской и японской независимой музыки присутствовавшие на фестивале делегаты из этих стран (в диапазоне от второстепенного постпанка в исполнении китайцев P.K.14 до замысловатого и бодрого, живого лаунжа Ego-Wrappin'), пока не представляется возможным — но ведь кредит доверия в таких случаях и не может выдаваться сразу большим траншем. Да, по гамбургскому счету интересных групп международного класса на V-Rox не было (исключением можно считать разве что корейцев No Brain с их ошалело веселым поп-панком да японца Дайсукэ Танабэ, сыгравшего очень убедительный сет ломаной электроники в рамках ночной программы, которую курировал Александр «Дизза» Холенко) — но ведь любой большой фестиваль начинается с малого. Да, и по части локальной сцены первый V-Rox не дал никаких откровений — и уже известные «Сансара» и InWhite оказались сильно выше классом всех дальневосточников; но ведь для того и делаются такие фестивали, чтобы новые группы, почуяв реальный шанс на местности, появлялись на свет, — да и, кроме того, на тех же «Сансару» и InWhite посмотрели заграничные люди, а это тоже немаловажно. Наконец, даже очевидная кульминация фестиваля — презентация десятого альбома «Мумий Тролля» на главной площади родного для группы города — не оправдала грандиозных ожиданий и прошла вполне дежурно: земляки Ильи Лагутенко, кажется, уже привыкли к его бенефисам, и никаких чаемых бесчинств вроде тех, что показаны в клипе «Владивосток 2000», замечено не было (сказалась, конечно, еще и специфика нового материала). Впрочем, функция Лагутенко в V-Rox куда больше просто хедлайнерской — это ведь он все придумал, он убедил администрацию города отдать под фестиваль пару главных площадей и энное количество денег, ну и так далее. И, по идее, это он только в первый раз закрыл собой амбразуру и пристегнул группу к шоукейсу в качестве локомотива — в следующем году, по всей вероятности, машинистами будут другие.

 

Самыми яркими зарубежными участниками фестиваля стали корейцы No Brain — но и про них не скажешь, что их срочно нужно слушать всем

 

 

Вопрос, конечно, в том, будет ли в следующем году V-Rox как таковой. Надо понимать, что в этом году очень удачно совпали интересы сторон: тут тебе и выход нового альбома «Мумий Тролля» (Лагутенко, как ни крути, всегда был мастером пиара — и при желании хитрый ход можно заподозрить и тут), и грядущие выборы мэра Владивостока, — и, разумеется, текущий глава администрации города Игорь Пушкарев, поддерживаемый «Единой Россией», вписался за культурную активность лично. Последний факт по нынешним временам может скомпрометировать самую благородную затею; важно, однако, подчеркнуть две вещи. Во-первых, никакой прямой агитации на фестивале не было; максимум — одобрительная мэрская речь перед концертом «Мумий Тролля». Во-вторых, как известно, в Москве ровно в тот же день, что во Владивостоке, тоже проходят выборы мэра — и здешний властный кандидат не поддерживает международные фестивали, а по-простому перекапывает весь город. Другое дело, что V-Rox как однократное мероприятие абсолютно бессмысленен — и тут включаются режим «хочется верить» и надежда, что и власть будет работать на будущее местного культурного рынка, и Лагутенко не оставит родину без своего попечительства. И этот город останется так же загадочно любим.

 

Ошибка в тексте
Отправить