перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

12 сборников и бокс-сетов, которые стоит взять с собой в отпуск

Музыкальный раздел «Афиши» отправляется на короткие каникулы. В этой связи мы составили аннотированный перечень дюжины лучших архивных компиляций и переизданий, вышедших в этом году: именно эту музыку имеет смысл взять с собой в отпуск, чтобы отвлечься от будничной рутины и современности. Увидимся в августе.

Blur «Blur 21»

что это Всеобъемлющая антология Blur, приуроченная к 21-летию выхода первого альбома группы. Все семь пластинок (к каждой прилагается диск с дополнительным материалом), четыре диска раритетов и три DVD с клипами — на «Blur 21» вошли все мыслимые и немыслимые записи группы. Выходит бокс-сет официально 30-го июля, так что в данном случае преимущество у тех, кто отправляется в отпуск позже.

зачем слушать В мире не так уж и много групп, которые с легкостью можно слушать в таких колоссальных количествах; Blur, по счастью, как раз одна из них. «Blur 21» показывает, что с ними никак нельзя ограничиваться одной любимой пластинкой или даже одним периодом дискографии: конечно, поздние Blur, но «Modern Life Is Rubbish» — это практически идеальный поп; на «Think Tank» есть «Battery in Your Leg», зато на «Leisure» — «Birthday», и так далее. Впрочем, любопытнее в антологии даже не собственно студийные альбомы, а бонусные диски, которые никто еще не слышал: такого количества новых вещей от великих рок-групп давно разом не появлялось на рынке.

куда брать Куда угодно. Можно и слушать дома, если никуда не уехали — всяко будет веселее.

пример

 

 

 

«Philadelphia International Classics: The Tom Moulton Remixes»

что это Выпущенный к сорокалетию легендарного лейбла Philadelphia International Classics, производившего самый сладкий и страстный соул 70-х, сборник ремиксов от Тома Мултона — человека, который, собственно, во многом и придумал понятие «ремикс». Оригинальные записи выходили только на синглах в период с 72-го по 82-й или не выходили вообще; теперь все это переиздано на четырех затейливо оформленных компакт-дисках.

зачем слушать Ремиксы Тома Мултона всегда были построены по одной и той же схеме: мастер никогда не ставил с ног на голову вверенную ему песню, а просто с искусностью хорошего редактора превращал короткие поп-нетленки в огромные звуковые полотна на десять минут. Такая механика никогда бы не сработала, будь оригиналы никуда не годными, но в случае с продукцией Philadelphia International Classics подход Мултона был единственно верным. Гэмбл и Хафф, великие продюсеры, аранжировщики и сонграйтеры филадельфийского лейбла, создавали в семидесятые очень детализированные и намертво убивающие непредсказуемостью мелодий песни, чья внутренняя логика как раз донельзя подходит к методу Мултона.

куда брать В романтическое путешествие по Средиземноморью.

пример

 

The O’Jay’s «Backstabbers (Tom Moulton Remix)»

 

 

My Bloody Valentine «EP’s 1988–1991»

что это 3 EP и сингл, выпущенные My Bloody Valentine параллельно с их двумя главными и единственными альбомами, а также некоторое количество ранее не издававшегося материала того времени. Хронология творческой мысли Кевина Шилдса: от страдальческих поп-песен до всепоглощающего очистительного шума. Дата выхода сборника постоянно переносилась и откладывалась, но в 2012 году все наконец свершилось.

зачем слушать Из-за звукового перфекционизма Кевина Шилдса «EP’s 1988–1991» готовился к выпуску очень долго, музыкант все никак не мог довести его до ума, и в результате это, конечно, слышно: тут нет ни одного лишнего звука, ни одного момента, когда сомневаешься в том, правильно ли выкручены ручки. Второго «Loveless» от антологии ожидать не стоит, по звучанию к величайшему альбому My Bloody Valentine тут приближаются только самые поздние вещи, но слушать сборник все равно крайне любопытно: во-первых, потому что тут попадаются гениальные песни, во-вторых, чтобы оценить, как жила и развивалась главная гитарная группа рубежа 80-х и 90-х и как их песни со временем начинали все меньше напоминать собственно песни.

куда брать В одинокое путешествие в большой европейский город.

пример

 

 

 

«Soul Cal: Funky Disco & Modern Soul Masterpieces 1971–1982»

что это Выпущенный на прекрасном архивном лейбле Now-Again сборник происходящих из Лос-Анджелеса 1970-х соул- и фанк-шедевров, в большинстве своем лежавших доселе в студийных архивах и никогда не издававшихся.

зачем слушать «Soul Cal» — это сборник поразительно легкой, ненавязчивой и ни к чему не обязывающей музыки, которой тем не менее свойственен недетский совершенно грув. Солнце южной части Калифорнии сотворило с высокооктановой по сути музыкой странную штуку: она вроде бы делалась для танцполов, но слушать ее хочется почему-то только в расслабленном состоянии. К тому же эти два диска обладают безусловной исторической ценностью: тем, кто заинтересован в скрытой истории фанка, пропускать их никак нельзя.

куда брать На прогулки по старым городам Европы в солнечные дни.

пример

 

Luther Davis Group «You Can Be a Star»

 

 

Catherine Ribeiro «4 albums originaux»

что это Четыре альбома («N°2», «Ame Debout», «Paix», «Le Rat Débile Et L’homme Des Champs») французской авангардной певциы Катрин Рибейру, первоначально изданные в начале 70-х, а сейчас ремастерингованные и выпущенные под одной обложкой.

зачем это слушать В случае с Рибейру слова «авангардный» пугаться не стоит: если эта музыка могла вызвать неловкость и непонимание, то исключительно в момент выхода — сейчас эти пластинки звучат куда понятней. Ведущие себя крайне свободно фолк-опусы Рибейру поразительно напоминают по сути некоторые авангардные экзерсисы Animal Collective середины нулевых (вроде песни «Visiting Friends») — правда, если бы на них пела невероятно мощная вокалистка с дичайшей манерой подачи. Рибейру поет, словно первобытная шаманка, которой даровано знание о мифическом потерянном аккорде; ее голос — отдельная, уникальная ценность.

куда брать В путешествия по лесам, тайге, пустыням и прочим нелюдимым природным пространствам.

пример

 

«Paix»

 

 

Kevin Ayers «The Harvest Years 1969–1974»

что это Первые пять сольных альбомов британца Кевина Айерса, одно из самых интересных, остроумных и лукавых деятелей островного рока 70-х, чья музыка совершенно не укладывается в вышеприведенное определение со всей предпосылающейся ему тяжеловесностью. Пластинки изначально выходили на лейбле Harvest, прогрессивном подразделении EMI 70-х; теперь они собраны под одной обложкой с добавлением бонус-треков.

зачем слушать Один из основателей группы The Soft Machine (и участник величайшего ее состава), Кевин Айерс — самый странный и недооцененный сингер-сонграйтер 70-х, и лучшего способа разобраться с его музыкой, чем послушать первые его несколько записей подряд, не придумать. За пять лет музыканта бросало в разные стороны: тут звучит и психоделический фолк, и прог и блюз-рок, и боссанова. При этом секрет тут не в полистилистике, а в удивительных интонационных возможностях Айерса: он поет отстраненно, практически безучастно, мелодии у него неосязаемые, песни написаны как будто очень небрежно — при этом в целом выходит музыка удивительная и мало на что похожая. Лучше всего про певца сказал, как это часто бывает, Джон Пил: «Талант Кевина Эйерса так тонок, что при желании им можно проводить глазные операции».

куда брать В поездку по английской провинции.

пример

 

«Whatevershebringswesing»

 

 

Regis «The Complete Recordings 1994–2001»

что это Как и следует из названия, все изданные и неизданные произведения британского техно-музыканта и начальника лейбла Downwards Records Карла О’Коннора, записанные им в период с 94-го по 2001-й.

зачем слушать По собственному признанию, О’Коннор впервые попробовал делать техно, впечатлившись тем, насколько оно эстетически схоже с постпанком, на котором сам Карл когда-то вырос, — и по его музыке это всегда было заметно. Треки Regis — бескомпромиссные, мрачные и изобретательные в мелодическом плане ритмические оды темноте, одиночеству и мизантропии, в которых при желании можно найти отголоски и классического детройтского техно, и работ лейбла Basic Channel, и британских классиков вроде Cabaret Voltaire и Clock DVA.

куда брать В путешествие на Русский Север.

пример

 

«Paix»

 

 

Mighty Sparrow «Sparrowmania! Wit, Wisdom & Soul From the King of Calypso»

что это Ретроспектива творчества урожденного Слингера Франциско, почти повсеместно считающегося одним из лучших исполнителей калипсо в истории. Свои главные хиты Франциско записал еще в пятидесятых, но эта компиляция ставит своей задачей знакомство с его лучшими песнями шестидесятых и первой половины семидесятых — последняя по хронологии вещь со «Sparrowmania» датирована 74-м и была спродюсирована Ван Дайк Парксом.

зачем слушать Во-первых, сложно представить себе более летнюю музыку, чем калипсо в любых его проявлениях. Во-вторых, калипсо Майти Спэрроу — это музыка неимоверного качества. В-третьих и в-главных, Спэрроу — обладатель одного из самых поразительных чувств юмора в истории поп-музыки. Тексты его песен, в которых глубокие, но выраженные языком школьника младших классов мысли о мире, любви и дружбе перемежаются с аляповатыми каламбурами и игрой слов, более чем наглядно демонстрируют, как даже самая серьезная песня может вызвать улыбку — и остаться при этом серьезной.

куда брать На курорт.

пример

 

«Sparrow Dead»

 

 

Woody Guthrie «Woody at 100: The Woody Guthrie Centennial Collection»

что это Подготовленный к столетию со дня рождения музыканта сборник песен хрестоматийного американского барда Вуди Гатри. Кроме известных и обязательных песен в «Centennial Collection» вошли еще всяческие редкости — например, самые первые записи Гатри, датируемые концом 30-х годов.

зачем слушать Сложно назвать человека, который в одиночку больше повлиял на американскую музыку, чем Гатри: достаточно упомянуть, что именно у него учились писать песни Боб Дилан и Брюс Спрингстин. Гатри — классический американский бродяга-менестрель, путешествовавший с рабочими по всей Америке, исполнявший и свои вещи, и народные. Наверное, не очень понятно, зачем такого музыканта слушать сейчас, но, на самом деле, это можно делать далеко не только для образовательных целей (хотя и для них тоже — все-таки эхо Гатри до сих пор отчетливо слышно в американской музыке. В 2012-м году это все еще очень хорошие и захватывающие песни: при всем аскетизме музыки, Гатри — удивительный рассказчик и поэт.

куда брать В путешествие по Северной Америке.

пример

 

"Dusty Old Dust (So Long, It's Been Good to Know Yuh)"

 

 

«Go Go Get Down: Pure Ghetto Funk from Washington DC»

что это Антология жанра гоу-гоу — развившейся в начале 80-х в Вашингтоне разновидности фанка, которой были свойственны африкано-карибские ритмы, обилие духовых и специфические клавишные.

зачем слушать Гоу-гоу — любопытный и самобытный стиль, который вне США долгое время знали лишь специалисты по черной американской музыке. Широкий слушатель, как правило, имеет в лучшем случае самое общее представление о гоу-гоу (да и то не о собственно самом жанре, а скорее о его основателе — скончавшемся пару месяцев назад Чаке Брауне), поэтому компиляция эта как нельзя кстати: из нее выясняется, что гоу-гоу — чуть ли не самая изобретательная, бодрая и мотивирующая на движения форма фанка, существовавшая в 80-х.

куда брать В поездку по США.

пример

 

Donald Banks «Status Quo»

 

 

Billy Brag & Wilco «Mermaid Avenue: The Complete Sessions»

что это В конце 90-х к англичанину Билли Брэггу пришла Нора Гатри, дочь великого фолк-певца Вуди Гатри (о котором выше) и попросила его написать музыку на тексты, оставленные ее отцом (которых была тысяча, с небольшими музыкальными пометками). Брэгг позвал группу Wilco и в итоге вместе они записали целых три пластинки на слова Гатри, последняя из которых вышла в этом году. На «Mermaid Avenue: The Complete Sessions» собраны все три и фильм, документирующий эту историю.

зачем слушать Полное собрание «Mermaid Avenue», включающее сорока семь песен, составляет удивительное слушание: это музыка без автора и толком без исполнителя, несуществующая, нереальная. Один человек поет через другого, музыку играет кто-то третий. Воздушный американский фолк, в который Брэгг и Wilco облачают тексты Гатри, от контекста становится совсем невесомым; становится понятно, насколько автор и исполнитель могут в традиционной американской музыке раствориться — и как это может быть красиво.

куда брать В длительное автомобильное путешествие — с остановками в маленьких городах и случайными попутчиками.

пример

 

«Way Over Yonder in the Minor Key»

 

 

«Voguing and House Ballroom Scene of New York 1988-1992»

что это Оказывается, «Deep in Vogue» Малкольма МакЛарена и «Vogue» Мадонны не взялись из ниоткуда, а были инспирированы странным феноменом вогинга, заразившим половину нью-йоркских дискотек в конце 80-х. Суть вогинга — в специальном танце, хореография которого была построена на фотографиях из фэшн-журналов эпохи. Эта компиляция — подборка самых лучших треков, крутившихся на вогинг-танцульках.

зачем слушать Хотя в заглавие компиляции и вынесено слово «хаус», путаться не стоит: здесь нашлось место не только хаусу, но и старому техно и нью-джек-свингу, да и вообще практически любой танцевальной музыке, появившейся к 1988 году. Оно и понятно: смыслообразующим фактором для вогинга была не музыка, а стиль. Даже спустя двадцать лет с того момента, как эта музыка была записана, два диска лейбла Soul Jazz звучат, как идеальный саундтрек для листания модных журналов.

куда брать В шопинг-туры.

пример

 

Junior Vasquez «X (Sound Factory Mix)»

 

Ошибка в тексте
Отправить