перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Что это было

На выходных в Петербурге отгремел пятнадцатый SKIF — фестиваль с невероятным для России составом, на который приехали Swans, Гонджасуфи, The Ex и еще дюжина прекрасных и, казалось бы, мало кому нужных здесь музыкантов. Петербургский корреспондент «Афиши» Егор Галенко, не пропустивший ни одной ночи на «СКИФе» за последние семь лет, попытался сбивчиво зафиксировать происходящее и объяснить, что это такое и как это возможно.

Фотография: Ник Сатурнов

Сет Гонджасуфи на «СКИФе» был чуть менее неоднозначным, чем его концерт в Москве, но обкуренного панка хватало и там

 

Пустая, исхоженная вдоль и поперек тема для разговора, но надо признать: то, что происходит на «СКИФе» из года в год, может происходить только в Петербурге. Если слову «беспонтовость» сделать памятник — будет вот этот бывший кинотеатр «Прибой», сейчас — Центр современного искусства им. Сергея Курехина, где трижды в год Наталья Подобед собирает фестивали — непосредственно «СКИФ» и его тематические ответвления «Этномеханику» и «Электромеханику».

Все в Центре современного искусства делается медленно. Говорят, что это потому, что мало денег, но, кажется, на самом деле — потому что медленно. Послужной список касательно собственно искусства невелик — два проекта в рамках программы «Главное вовремя спохватиться» — «Видео на коленке» «Синих носов» (2009) и видеоретроспектива Олега Кулика (2008) плюс что-то по мелочи. Не Тейт-Модерн, прямо скажем. Плюс — в последние два года — культурный взаимообмен с пермяками и премия имени Курехина (тоже, впрочем, запомнившаяся больше как курьез). В здании «Прибоя» ремонт проводился не до конца; на реконструкцию до 2014 года его обещают закрыть последние пять лет. В общем, все делается так, как будто на дворе девяностые.

 

 

«Тем временем на втором этаже группа «Есть Есть Есть» начинает свое выступление фразой «Сейчас мы вас обоссым»

 

 

И тем не менее: применительно к фестивалю это, наоборот, звучит как похвала. Общим местом стали слова о том, что концерты сейчас в России не собирают людей, гонорарные ставки артистов завышены, что молодых групп предостаточно, и неплохих, но все как-то не так. Происходящее на «СКИФе» больше всего и правда похоже на девяностые: когда в хиреющий Дом культуры привозят, скажем, Einstuerzende Neubauten — и тогда нудеж про концертную или звукозаписывающую индустрию, аппаратуру и логистику, грамотную работу с букингом, продажи билетов и плохой пиар отпадает как-то сам собой. Приходят все: кто с района и рядом живет, плюс те, кто сегодня дембельнулся и решил погулять на дискотеке, плюс те, кому старший брат записал EN на кассету, не зная, что на самом деле записал Ministry, плюс те, кто обычно ходит в ДК Ленсовета на гастроли юмористов, плюс те, кто дружил с Курехиным и Тимуром Новиковым (в Петербурге причисляющих себя к последним — полгорода, они считают себя поверенными этих двоих, даже если Новиков или Курехин просто попросили однажды передать им штопор). Происходящее на «СКИФе» — кутерьма и хаотичное сосуществование людей, которые вряд ли замечают друг друга на улице, и в воздухе висит соответствующее. «Я только что познакомился со старообрядцем и сказал ему, что всех этих красивых молодых из Москвы, которые сюда приперлись, надо расстрелять». «Я ехала в одном поезде с Муджусом, и он покупал сосиску в тесте». «Мы из клуба, вроде «Молоко», и у нас вписка на плюс десять». «Я ни разу не платил за билет — в ЛДМ лазал через крышу, а здесь вот между стеклами пролезаю». «На «Пустых холмах» кормят-то получше». Майкл Джира в ковбойской шляпе подписывает диски, арт-панк-группа The Ex, объездившая полмира, скромно стоит в стороне и принимает поздравления от случайных людей, плещущих им пивом на футболки («были у вас первый раз в 1990-м, как здорово, что ничего не меняется»), тем временем на втором этаже группа «Есть Есть Есть» начинает свое выступление фразой «Сейчас мы вас обоссым» (не обоссали).

Фотография: Cветлана Самойло

Дистанция между музыкантами и публикой на «СКИФе» ничтожна

 

Дело не в кутерьме — подумаешь, для рок-фестиваля обычное дело-то, а в том, как это все работает; непостижимо. Каждый раз — как счастливая случайность. Даже угасившиеся, сошедшие с дистанции («СКИФ» — это марафон на десять часов и на две ночи подряд) просыпаются на деревянных стульях бывшего кинотеатра или на полу и робко пытаются вписаться в двери если не с довольным лицом, то хотя бы с чувством выполненного долга. До открытия метро еще час холодного весеннего утра, по улице ездят поливальные машины, пешком до «Василеостровской» — полчаса.

Плюс ко всему «СКИФ» — это история победы конкретно одного человека, Натальи Подобед, собирающей его все последние годы. Сколько она слушала упреков про организацию и про это здание (на самом деле, если вдуматься, прекрасное здание: во-первых, деревянные ряды кресел, где удобно спать; во-вторых, акустика советского кинотеатра — там ни разу не было проблем со звуком; к черту эту реконструкцию до 2014 года). Сколько раз огрызались бывшие коллеги, сколько раз журналисты отписывали в духе «ну, по составу артистов — терпимо, только вот две сосиски с кетчупом за 50 р. — это перебор» (это и правда как-то слишком, еще и называется — «сосиски по-скифски»). К тому же среди петербургских клубных групп отзываться через губу о «СКИФе» считается хорошим тоном. «Звукорежи искали провод полчаса» (ну так возьмите запасной); «Наташа на нас забила» (естественно, у нее подряд 20 групп за одни сутки); «секьюрити не пустили в гримерку» (случается — при этом пройти за сцену обычно не составляет труда; там, бывает, переодеваются модели из «Модного дома Наташи Пивоваровой», да и спать спокойнее); «не налили» (ну и ладно — зато вашу группу послушало больше народу, чем в метро в час пик, вы ни в одном клубе столько не собирали и никогда не соберете). В этом году случился, по всей видимости, перелом: очень многие приехали из Москвы, зал был полон (особенно во второй день, когда играли Swans), к лайн-апу уже никаких претензий и быть не может; наконец, большую часть аудитории составляли молодые красивые люди — те сами, которые понравились старообрядцу и которых надо бы «расстрелять».

Фотография: Ник Сатурнов

Роман Литвинов в бэкстейдже «СКИФа»

 

Под конец фестиваля я подсаживаюсь к Подобед, и она, совершенно счастливая и безмерно уставшая, говорит: «Да что ты прие…ался к этому пиву, сосискам — пиши о музыке, смотри, кто выступает. Ну, согласна — поначалу я не очень понимала, кого сюда приглашать, но сейчас-то ты видишь». Но дело тут не совсем в лайн-апе. Разница между составами последних лет вообще не так важна — важнее, что в ЦСИ нет разделительной линии между гримеркой и залом, важнее, что здесь создается контекст, где «Есть Есть Есть» стоят вровень со Swans. Больше всего это похоже на ночной блог-скроллинг, когда одновременно скачешь между страницами про одесскую музыку 70-х, про новых бруклинских, старых мотауновских и прочая, прочая, конца-края не видать — только с важной поправкой на то, что происходит все вживую. Ни пресс-релизы, ни предыдущие выступления тех же групп, ни ролики на YouTube не дают ни малейшего представления о том, что произойдет; разведка — только боем, и если новая группа Михаила Феничева оказалась бы поинтереснее старой группы Майкла Джиры, то удивляться было бы нечему. По сути, «СКИФ» есть максимально широкая и объективная картина современной музыки здесь и сейчас; настолько же пестрая и неохватная.

 

Концерт сумасшедших норвежцев KILLL неожиданно стал чуть ли не самым ярким происшествием фестиваля — притом что до «СКИФа» о них здесь вообще никто не слышал

 

 

Я разговариваю с Наташей, и мне немного стыдно: я знаю, что не буду много писать о музыке на «СКИФе» и не буду перечислять тех, кто выступал; это совсем бессмысленное занятие. Мимо проходит Рома Литвинов. «Возьми у него интервью сейчас же», — говорит Наташа; в попытке придать разговору остроту я кидаю Литвинову: «Все здорово, но вот с голосом, понимаешь, не очень». Он отвечает: «Я просто плохо пою. Не умею петь». Интервью обрывается, но все продолжают говорить; Наташа спрашивает, люблю ли я танцевать; а я люблю, я недавно бросился в слэм на группе KILLL, норвежских металлистах с электроникой и стробоскопом; «Не рекомендуется, — было написано рядом с расписанием, — посещать этот концерт людям, страдающим эпилепсией»; зато его посетил парень со сломанной рукой, который влез прямо в гремучую кучу-малу перед сценой; пойдем, говорит Наташа, послушаем вот ту последнюю эстонскую группу; я хватаю из гримерки Муджуса колбасу — ведь полчаса назад кто-то сказал, что в буфете салат протух, а есть очень, очень хочется; французская группа чуть-чуть похожа на Mr. Bungle и сильно похожа на Chrome Hoof, которых в России мало кто знает и которых очень любит Наташа Подобед; вы найдете их в блогах, а она их обязательно привезет; минут двадцать я танцую рядом с Наташей, размахиваю колбасой, а потом уже все — засыпаю и повторяю про себя: только б не забыть, что Муджус и сам знает, что не умеет петь; вырубаюсь. Наташа продолжает танцевать.

 

Ошибка в тексте
Отправить