перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Подлинная иерархия русской поп-музыки

Как идут дела в отечественной поп-индустрии — не знает никто: альбомы не продаются, гастроли устраиваются от случая к случаю, на ТВ вообще все мутно. Кто на самом деле популярен и на чем зарабатываются деньги — понять нереально. «Афиша» опросила 8 экспертов — промоутеров, пиарщиков, издателей и журналистов, чтобы восстановить истинную картину событий по состоянию на осень-2006.

>>>Александр Кушнир, агентство «Кушнир Продакшн» Признаки нового времени — это рингтоны, заказники и сериалы.

 

>>>Никита Балашов, компания Mp3Tone Раньше поп-индустрия была более прогнозируема. Сейчас альбомы не продаются, CD как носитель сошел на нет, большие туры крайне редки — это долго, дорого, проблематично для организаторов. Остаются только корпоративы и заказники. Но по ним совершенно невозможно понять, кто популярен.

>>>Илья Бортнюк, компания «Светлая музыка» Ключевое правило русского шоу-бизнеса: стоимость группы определяется не тем, как продаются ее пластинки или насколько велик шанс собрать стадион, а тем, насколько она востребована на корпоративных мероприятиях. В прошлом году первое место разделили группы «Уматурман» и выходцы из Киргизии — «Город 312». Можем ли мы себе представить афишу концертного зала хотя бы на тысячу мест, где крупными буквами будет значиться «Город 312»? Тем не менее эти артисты стоят порядка пятнадцати тысяч долларов за концерт.

>>>Никита Балашов Количество эфиров или степень разговоров об артисте не всегда пропорциональны его востребованности на корпоративных вечеринках. Скажем, у «Високосного года» или группы «Жуки» корпоративные дела идут как нельзя лучше, притом что о них никто давно не пишет. Причина этого — в первую очередь сама группа, ее настроение. Земфира или Арбенина при всех своих достоинствах не могут быть звездами корпоративов, потому что их надо сидеть и слушать. А группа «Жуки» исполняет свои пять хитов, а затем поет нетленки под заказ — «Семь сорок» и так далее. Важно, как артист ведет себя на сцене, как умеет держаться с публикой — пошутить в меру, кому-то сесть на колени, кому-то ручку поцеловать. А «Жуки» это делают совершенно блистательно. Притом что у них достаточно большой гонорар — по моим данным, от 5 до 8 тысяч, у них нет вообще никаких проблем. Валере Жукову просто не надо давать открытых концертов, на него придут две-три калеки, в то время как он играет от пяти до десяти корпоративов в месяц — и их количество только увеличивается.

>>>Илья Бортнюк Ясное дело, самая востребованная группа — «Ленинград», но они из этого списка выбыли, так как выступают с частными концертами очень избирательно: у них альбомы и рингтоны неплохо продаются.

>>>Александр Кушнир Кто сделал на рингтонах бизнес? «Ленинград», «Город 312», Билан, «Братья Грим» и те, кто написал песни для успешных сериалов: «Конец фильма», Юта, Юля Савичева. Поп-продюсеры начинают рассматривать сериалы как один из главных способов раскрутки. Мы года 3–4 назад работали с певицей по имени Душа. Потом, разойдясь со своим спонсором, она уже под именем Алена Высоцкая получила приз на «Пяти звездах» из рук Пугачевой. А потом ее песня попала в какой-то сериал на СТС. И мне сразу пол-Москвы начинает звонить: «Как найти ее телефон?» Бах — и такое помешательство! Фестиваль «Нашествие» в этом году делает отдельную программу с песнями из сериалов. Мне рассказывали, что когда на главной сцене пела «Ария», а на другой Юта пела песню из сериала «Солдаты», масса публики потянулась туда, услышав знакомую мелодию. Вот он — феномен сериальной культуры.

>>>Борис Барабанов, издательский дом «Коммерсант» По большому счету, тут ничего нового. Есть последовательность нот, которая цепляет. Она по-разному транслируется — рингтонами, сериалами, как угодно. А продажа образов, к которой имеют отношение Авраам Руссо, певица Жасмин и прочие, — это отдельный бизнес. В счастливых случаях это совпадает, как с группой «ВИА Гра»: приятные люди поют приятные песни.

>>>Александр Елин, компания «Хитомат» Константин Меладзе — замечательный автор. Он если и ворует, то делает это так аккуратно, что его никто еще за руку не поймал. Он сделал действительно сексуальную группу («ВИА Гра». — Прим. ред.), пятизвездочных девушек. И разных замысловатых слов в текстах у «ВИА Гра» больше, чем у иных «текстовых» рокеров.

>>>Никита Балашов Количество корпоративных вечеринок увеличивается в основном за счет гигантов — нефтяных, газовых и так далее. Певица Глюкоза, которая дружит с Абрамовичем, Чубайсом, Дерипаской и прочими, имеет за счет этого гарантированное количество корпоративов в этих самых организациях. Тот же Абрамович регулярно отсылает артистов в Анадырь, чтобы они играли перед местными жителями за очень приличные гонорары. Достаточно артисту сыграть два-три корпоративных концерта за большие деньги — весь оставшийся месяц можно ничего не делать.

>>>Илья Бортнюк Есть артисты, которые уже забыли, что это такое — публичный сольный концерт. «Чай вдвоем», например, — рекордсмен по количеству приглашений от супермаркетов: считается, если их пригласить на открытие, торговля пойдет удачно.

>>>Александр Кушнир Я спрашивал знакомых пиарщиков, кто лучше всех выступил на выпускных. Певица Максим. В мае, когда были выпускные, у ее альбома — первое место по продажам. Одиннадцатиклассники наизусть ее песни знают, хором поют.

>>>Александр Елин Удивительный в своем роде человек — Сергей Пименов. Профессионал высочайшего класса, умеющий раскрутить артиста без всякого бюджета. Он виноват в успехе Кати Чеховой, а чуть раньше — Светы и «ППК».

>>>Александр Кушнир Я был на церемонии вручения премии «Рекорд», когда Чеховой дали премию за самый продаваемый дебютный альбом. В зале, когда ее объявили, повисла тишина, а потом шепот: «Кто это такая?» Люди с очень уважаемых лейблов потом встречались с Пименовым — расспрашивали, как он использовал интернет.

>>>Игорь Тонких, клуб Ikra Огромное количество групп создается для того, чтоб зарабатывать по полторашечке за вечер в казино. Некоторые имена на перетяжках с неоновой подсветкой — они же совсем неизвестные, тем не менее постоянно мелькают.

>>>Никита Балашов Насколько мне известно, на открытых концертах и турах кое-кто зарабатывает, но это все вяло. Последние артисты, которые откатывают сейчас на волне своей популярности, это Глюкоза и группа «Звери», они еще где-то что-то собирают. Но в данном случае сложно выйти на плюсовой баланс из-за бешеных гонораров этих артистов. «Звери» на корпоративном концерте зарабатывают 30–50 тысяч долларов — это совершенно неподъемная цена даже для такого богатого города, как Новосибирск. К нам приезжал наш артист Гарри Ананасов, который занимается организацией концертов в Челябинске. И он говорит: притом что Челябинск довольно богатый город, очень сложно концы с концами свести. Во-первых, недостаток залов: либо клуб на 100–200 мест, либо сразу уже дворец спорта на 3–5 тысяч человек. И очень небольшое желание платить — звезд, у которых такое количество эфиров, никто не хочет уже идти смотреть живьем; понятно, что будет то же самое, что по телевизору.

>>>Александр Коновалов, агентство Artivity Одно из самых прибыльных предприятий в России — «Фабрика звезд». Их гастроли вымывают все деньги из карманов населения, другим поп-артистам нужно иметь сильные козыри, чтобы конкурировать по сборам и продажам. С ними могут соперничать, пожалуй, лишь Валерия и Дима Билан. Журнал Forbes утверждает, что Валерия опережает Диму Билана по доходам. А Билан на сегодня — гордость российской поп-музыки, практически победитель «Евровидения».

>>>Александр Кушнир Айзеншпис умер год назад. За пару недель до того я к нему приезжал, и картина была такая: у него на столе лежал график, они с Биланом заработали за июль месяц почти полмиллиона долларов. Если в июле был конкурс «Пять звезд», то тут же у Билана куча заказников по близлежащим деревням.

>>>Никита Балашов С начала второй «Фабрики звезд» практически нет ни одной новой звезды, вышедшей не из «Фабрики». В чем тут была революция: у нас раньше звезды первого эшелона всегда были личностями — Пугачева, Киркоров, Земфира, даже Валерия. А тут звездами стали непонятно кто. Притом все они сейчас уже рухнули, и опять стали рулить те, кто рулил раньше, — тот же Меладзе или Валерия. Но в какой-то момент был обрушен рынок: появилось такое количество звезд первого эшелона, какое публика просто не в состоянии переварить. Именно этим и объясняется нынешний крах «Фабрики» — из шестой «Фабрики» никто уже не помнит ни одного участника.

>>>Ольга Сальникова, агентство «Медиаполис» Идет игра на понижение. В ту же шестую «Фабрику» взяли тех, кто не попал в первую, вторую и третью. Причем даже люди, которые ходят на их концерты, — они не будут покупать пластинки. Они на них идут смотреть — как на рыбок аквариумных: сходили, поржали.

>>>Никита Балашов Золотой жилой в смысле гастролей являются города под Мурманском и вокруг Мурманска, Тюмень, нефтяные, металлургические города с крупными предприятиями. Золотой жилой был бы Норильск, но артисты туда неохотно едут: там часто нелетная погода, можно зависнуть надолго. День металлурга в Мончегорске или Заполярном полностью оплачивают местные металлургические компании, там очень охотно выступают артисты первого эшелона. Вообще, когда идет День металлурга, все группы умножают гонорары на три — и все равно нет ни одной свободной группы.

>>>Борис Барабанов Я уехал из Одессы в 1997 году. За эти 9 лет ничего не изменилось. Ирина Аллегрова как была регулярным летним гастролером, так и осталась. Группа «Технология» успешно гастролирует. Добавилась пара новых имен, но не более — Comedy Club, допустим, откатал три раза за лето. Это почти уровень Бориса Моисеева! Прекрасный гастролер мною был замечен — Пупо, Энцо Гинацци, итальянский певец. И конечно, куча безвестных диджеев с иностранными именами. Здесь они тоже присутствуют, но тут можно хотя бы установить их родословную: Ли Кабрера, резидент клуба The End, — хотя что это меняет? А там это вообще непонятно кто. Но по большому счету — курортная зона — это вотчина Бориса Моисеева.

>>>Никита Балашов Мы когда выпускали диск Валерия Леонтьева, я думал, он никому уже не нужен. Оказывается, нет — у него дела очень хорошо идут. София Ротару неделю подряд собирала аншлаги в «России». Я знаком с директором Рената Ибрагимова, артиста гораздо ниже уровнем, но и у него все в порядке. Невысокий гонорар — 3–5 тысяч долларов, и нет отбоя от концертов. Мы дружим с Сашей Айвазовым — сколько лет не выступал, вышел играть, трешечка гонорар, три-пять концертов всегда есть, он ездит по стране. Вадим Казаченко. Все в порядке, пусть нет 20-тысячных гонораров, но деньги зарабатываются. Рома Жуков — и он гастролирует, и у него все в порядке. Даже Эдуард Хиль куда как востребован.

>>>Александр Елин У Валерия Леонтьева уже очень много лет нет хитов, но для своей публики, которая помнит его по «Дельтаплану», он всегда делает прекрасные яркие костюмированные шоу, никогда не халтурит — и всегда собирает публику. У нас часто забывают о значении слова show — «зрелище». Выходят на сцену в тех же шмотках, в которых только что ехали в метро. Нет костюма — нет артиста.

>>>Борис Барабанов Борис Моисеев, конечно, по своей ярмарочности — непревзойденный. Ему не нужно подогревать к себе интерес.

>>>Никита Балашов Сейчас большинство организаторов предпочитают работать со старой гвардией. Тот же Леонтьев — он трудяга, пришел — на чем угодно сыграл, он не будет пальцы гнуть, он уже всеми звездными болезнями переболел. Та же Ротару или Ренат Ибрагимов — никогда не выйдут на сцену пьяными, никогда не будут хамить. С ними ты четко знаешь, какой будет концерт, что будет на выходе.

>>>Александр Елин Когда «Ария» приехала в какой-то город, а туда элементарно не подвезли технику, Кипелов спел практически без инструментов, а на сцену можно было и грузчика вытащить — никто бы не разобрал. Притом на выступление никто не жаловался — были только отзывы типа: «Ну там в паре мест Кипелов чуть не дотянул». Но в общем провинцию и удивить проще, и обмануть проще. Как в том рассказе О’Генри: «Житье в деревне скучное, а в скорлупки они и раньше играли».

>>>Игорь Тонких Что касается сборов, картина не меняется на протяжении многих лет. Сколько я себя помню как организатора концертов, она не меняется. С точки зрения билетных сборов, самая лояльная аудитория — это слушатели рок-музыки.

>>>Никита Балашов Есть определенное количество клубных артистов класса «А». Одна из самых стабильных групп — это «Аукцыон». Какой клуб ни возьми, везде играет «Аукцыон», и сколько раз они ни сыграют, на них всегда придет определенная публика. Эта группа не вылезет никуда за рамки — но человек по 700 соберет в любой день, притом что все эти люди знают, что «Аукцыон» ничего нового не сыграет. Дальше идет такая субкультурная аудитория — скажем, Арбенина, Сурганова и прочие; сколько раз ни сыграют — лесбийская тусовка в большинстве своем всегда придет.

>>>Игорь Тонких Есть артисты, посещаемость которых существенно зависит от времени года. Когда мы говорим про летний спад в индустрии — этот спад отражается на таких артистах, как «Моральный кодекс» или «Кровосток», на них ходит больше офисных работников, менеджеров среднего звена, чем, скажем, на «Ночных снайперов» или Сукачева. И, видимо, эти люди из города летом уезжают — а другие не уезжают.

>>>Никита Балашов Любое субкультурное явление оказывается востребованным. На группу «Каберне Денев» ходят по 200–300 человек, а завтра те же люди идут на группу «Скальпель» или на какой-то еще ска-концерт. Про группы типа Amatory или «Тролль гнет ель» писать стали относительно недавно — а они уже к этому моменту легко собирали тысячные залы, причем даже не заморачиваясь на наружную рекламу, просто выкладывая объявления в интернете. К сожалению, их аудитория не способна часто выкладывать деньги за билет, но пару раз в месяц — это нормально. Поэтому группы ведут очень грамотную политику, не частят и постоянно имеют свой хлеб.

>>>Игорь Тонких Субкультурных течений достаточно много, но ни одно из них не велико настолько, чтобы насытить деятельность большого клуба. Готическое течение достаточно велико, чтобы проводить крупные разовые мероприятия — но недостаточно, чтобы заполнять клуб изо дня в день. Все хотят получить депеш-модовскую тусу, потому что она наиболее склонна к идолопоклонничеству, но она же мигрирует из клуба в клуб в зависимости от того, кто дает им лучшие условия.

>>>Ольга Сальникова Живая гитарная музыка умерла как класс. Как раньше умерли кассеты и катушки. «Эммаус» — это слезы, «Крылья» — в два раза народу меньше, чем обычно. Только «Нашествие» осталось в выигрыше.

>>>Борис Барабанов Все коллеги сейчас бросились писать статьи о расцвете фестивального движения. Я в этом смысле не вижу никакого прогресса. Как ни странно, за исключением Пикника «Афиши», качество этих мероприятий остается прежним. Я не вижу стремления рекламодателей из области электронных технологий или автопроизводства фигурировать в этом сегменте. Туда по-прежнему идут только производители пива и сигарет — от безысходности, у них нет иного способа рекламировать свой товар. Поэтому они уходят туда, below the line. При этом на «Нашествии» я видел таких канонических персонажей — грязных панков, которые не сознают, где они и что они, спят в грязи, но при этом сжимают в руке дорогой телефон.

>>>Александр Кушнир Что меня поразило как члена оргкомитета «Эммауса» и человека, который провел за два дня 35 конференций? Полное отсутствие креатива у всех русских артистов. На сцену выходят пять пар джинсов разной степени потертости с гитарным ремнем через плечо и тупо х…чат программу из 5–10 песен. Если считать, что русский рок-фестиваль — это выставка достижений народного хозяйства, то и хозяйство х…вое, и достижения х…вые, и народ в качестве зрителей х…вый.

>>>Игорь Тонких Я сначала переживал, что клуб меньше чем на тысячу мест, теперь я понимаю, что это оптимальный размер. Ведь русские рок-артисты — они же доступны постоянно, они чешут, не вынимая.

>>>Никита Балашов У меня приятель — директор группы Esthetic Education — рассказывал, что BrainStorm совершенно нормально ездил по Украине на автобусе, вместе с «Океаном Ельзи», а это звезды первого ранга на Украине. А наши поп-звезды приехали — им чартер подавай из Харькова в Донецк. Ну кому это нужно?

>>>Илья Бортнюк Взятки чиновникам и ментам разного уровня при организации концертов планируются изначально. Величина этой суммы — 3–10% от общего бюджета. А вообще, любой концерт надо заявлять в три инстанции: в администрацию города, РУВД и Комитет по печати, уж не знаю почему. И знаете, они так внимательно отслеживают все концерты, особенно если мы планируем делать их на открытом воздухе, а не в помещении, что любой журнал может позавидовать их информированности.

>>>Роман Унгуряну, компания Caviar Lounge В Москве и тем более в Петербурге вот в чем основная проблема: нет собственно концертной публики, нет достаточно убедительного количества людей, которые могли бы увидеть рекламу и просто сходить на концерт. Ходят всегда одни и те же люди, несколько сотен человек, оттого порой случаются накладки: у нас концерт Colder был в один день с Animal Collective, в нормальной стране собрали бы оба, а здесь почти вся тусовка отправилась на Animal Collective — и на Colder в результате было очень мало народу.

>>>Александр Чепарухин, компания GreenWave Music Очень многие артисты легко бы приехали сюда, если бы им предложили какие-то статусные площадки. Я на 90% уверен, что Том Уэйтс выступил бы в Большом театре. У меня был разговор с ним и с его менеджментом, он очень любит выступать в подобных залах с большой историей. Но я эту ситуацию вентилировал, и мне администрация театра отказала — мол, такой артист по определению не может выступать на сцене Большого. Группа Radiohead бы, мне кажется, с удовольствием выступила на Красной площади: они любят такие специальные места, неординарные концерты и ради такого они могут воодушевиться и выступить даже вне расписания тура.

>>>Илья Бортнюк Уговорить артиста приехать в Россию нетрудно: например, Sigur RЧs давно хотят приехать, однако пока что они получают такой объем предложений, который превышает наши возможности в десятки раз. С другой стороны, иногда нам везет: например, в случае с Franz Ferdinand нам удалось их забукировать еще по приемлемой цене (агенты дали предварительное согласие и сдержали слово, несмотря на то что в период проведения русских концертов их гонорар увеличился в пять раз).

>>>Роман Унгуряну Предсказать, сколько придет человек на группу, зачастую совершенно невозможно. Бывают, конечно, очевидные случаи: вот приезжала группа dEUS, я знал, что в Москве есть значительное количество людей, которые ее слушают с первого альбома, вообще знакомы с бельгийской инди-сценой, — ну и был полный аншлаг. Или Джейн Биркин — тоже понятная история. А вот, скажем, был у нас концерт Louise Attaque — французы, которые у себя в стране собирают чуть ли не стадионы, буквально достояние республики, но все же в национальном прежде всего масштабе, и здесь мы ни на что особо не рассчитывали. А набился полный зал, и вся французская диаспора, и наших полно. Или Nouvelle Vague: с ними так получилось, что о концерте стало известно буквально за две недели, никакой рекламы уже толком сделать не успели, но пришла дикая толпа, охранникам пришлось много кого просто не пустить, потому что физически не было места. А на Suicide, наоборот, полупустой «Б2» — хотя, казалось бы, отцы.

>>>Александр Чепарухин Была и такая история: клуб «Б2» отказался проводить концерт Джона Кейла. Мы вроде бы договорились, я им доверял, никаких контрактов традиционно не подписывали — и в какой-то момент владельцы клуба говорят: это абсолютно некоммерческий артист, мы приняли неправильное решение, извини. И ведь оказалось, что они правы: интерес оказался на уровне маленького клубного артиста. Скажем, на Los de Abajo, неизвестную мексиканскую группу, просто на формат танцевальной латинской музыки пришло в два раза больше людей, чем на Кейла с нашумевшим в Англии и Америке рок-проектом. Сходная ситуация со Скин: мощнейший концерт — а продано было всего 500 с чем-то билетов. То есть многие вещи, которые раньше спокойно проходили, — привоз артиста любого уровня в последний момент, находятся и спонсоры, и публика — вдруг перестали срабатывать.

>>>Илья Бортнюк Новое слово в шоу-бизнесе: страхование мероприятий. Допустим, концерт группы The Rolling Stones был застрахован на очень большую сумму. Когда из-за болезни артиста петербургский концерт отменили, организаторам не только вернули предоплату, но они еще и получили страховую премию — и таким образом отбили все деньги, вложенные в рекламу и первичный продакшн. Организаторам страшно повезло, что Кейт Ричардс оказался таким непоседливым.

>>>Александр Чепарухин Меня совершенно поразил клуб «Платформа». Они взялись нас выручить, провести в Питере концерт Кейла — и не заплатили ни копейки! Потом извинились, обещали все возместить, подписались еще на четыре концерта — Нина Настасья, Гэри Лукас, другие… И опять не заплатили ровным счетом ничего. Город Петербург и клуб «Платформа» получили от нас в подарок пять концертов подряд.

>>>Никита Балашов Если олигархи наши могут уже везти на корпоративы больших зарубежных звезд — скажем, известный факт, что Jamiroquai был вывезен сюда на свадьбу Глюкозы, а концерт в «Олимпийском» был просто к этому пристегнут, — то компаниям рангом пониже приходится довольствоваться меньшим. Сейчас вообще складывается довольно интересная ситуация: зарубежные звезды — C.C.Catch, Boney М — оказались жутко востребованными именно в силу того, что их гонорары значительно меньше, чем гонорары новых отечественных звезд.

>>>Александр Кушнир Вообще, чуть ли не главный критерий успеха — сколько ты заработал за декабрь. Перекупщики артистов год живут в ожидании декабря. У меня один знакомый выписал на декабрь Лу Бегу — «Мамбо №5»; они не спали весь декабрь, зато потом полгода можно не работать. Мы живем в стране, где шоу-бизнес существует один месяц в году.

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить