перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Как музыкант Pauloctus сочинил песню про слона и стал диким

«Афиша» исследовала еще один популярный музыкальный мем последнего времени — артиста Pauloctus и песню про то, как «стал я диким», — и поговорила с автором неожиданного хита.

Таким Павел Pauloctus обычно предстает перед зрителями его канала на YouTube, никаких фотографий для прессы у него, разумеется, нет

 

Интернет с его карнавальной культурой мемов и сбитой системой ценностей окончательно нарушил наши представления о смешном и серьезном. На верхние строчки условных хит-парадов соцсетей взлетает все сколько-нибудь смешное — и ровно на этом основании всех чемпионов «ВКонтакте» и YouTube легко заклеймить неприятным одноразовым словом «прикол». Штука в том, что иногда прикол — это либо сугубо поверхностное впечатление, либо оболочка, под которой скрывается куда более интересный сюжет; см., разумеется, в первую очередь недавнюю историю с Олегом Легким, которая до сих пор продолжается и, хочется верить, может вырулить в что-то если и не большое, то по-настоящему светлое. Вот еще один популярный музыкальный интернет-артефакт — песня, которую все вешали в соцсетях параллельно с альбомом «Рыбы Амура».

 

Существует версия, что изначальную популярность песня «Дикий» получила благодаря тому, что в заголовке ролика на YouTube значилось «Уе...ок поет песню про слона» — причем придумал этот заголовок чуть ли не сам автор. Но это, как говорится, не умаляет

 

 

С музыкантом, именующим себя Pauloctus, и его песнями на первый взгляд все просто: таких доморощенных артистов, распевающих перед простой веб-камерой что-то свое или чужое в шутку или всерьез, как минимум десятки в России и как минимум тысячи в мире; некоторые из них иногда в хаотическом режиме попадают в зону общественного внимания. И все же — песня «Дикий», кажется, вовсе не исчерпывается словом «прикол». Хотя бы потому, что способна всерьез и надолго засесть в голове, как какой-нибудь всамделишный поп-хит. Хотя бы потому что, помимо странности самого исполнителя и окружающей его обстановки, в ней есть вполне очевидная музыкальная ценность — мелодия как из хорошей позднесоветской поп-музыки, захватывающий проигрыш, хуковый припев. Хотя бы потому, что эту самую карнавальную культуру автор эксплуатирует ловко и осознанно: песня как бы смешная, нелепая, но на самом-то деле про неизбывную и обреченную на поражение борьбу человека с природой и в конечном счете — про смерть (да и вообще, как выясняется, данная композиция может вызывать очень разные ассоциации). Карнавал для всех песен Pauloctus — вообще, кажется, очень важная категория: в его репертуаре есть, например, совершенно сорокинская двухминутная зарисовка про любовь, где легкомысленная детсадовская попевка довольно быстро выворачивается наизнанку и превращается в такое, что и описывать неловко; или пятиминутный эпос про офисных работников; или песня про правду; да много всего — хотя нередко, конечно, с гротескно-телесной тематикой происходит явный перебор. Если немного поизучать даже канал Pauloctus на YouTube, уже выясняется много интересного: всплывают, например, почти что академического толка произведения. После дополнительного исследования выясняется, что зовут обладателя звучного псевдонима — который правильно произносится [полок'тю], на французский манер, — Павел, живет он в городе Кирове, фамилию свою просит не разглашать, так как вроде бы скрывается от армии, еще у него есть вполне серьезное музыкальное образование. Собственно говоря, Павел долгое время и сочинял инструментальную музыку, но потом, обнаружив, что она невостребованна, стал писать комические и дурацкие песни — и, что самое главное, удачные. То есть в данном случае мы имеем дело с осознанной стратегией (к которой, конечно, можно относиться по-разному); Pauloctus — это шутовство, но шутовство в почти средневековом смысле, шутовство, из которого иногда прорывается неуклюжая, неприятная, а временами и прекрасная правда. А об остальном пусть расскажет сам певец и композитор.

 

Павел

Pauloctus

«Cам не знаю, как получилось, что я начал писать песни. Я всегда избегал вокала. У меня голос плохо ломался в школе. Когда я в музыкалке учился, мне разрешили не ходить на хор, потому что у меня совсем не было голоса. Так что я вообще не пел никогда, только на сольфеджио. Всю жизнь старался избегать пения, сочинял инструментальную музыку, но она никому не нужна.

Я учился на баяне, а баянист — это не музыкант, как известно. Шутка, конечно. Баянистов всегда отличала некоторая брутальность по сравнению с музыкантами других отделений. Нелюбовь к теоретическим дисциплинам. Я единственный из всех баянистов любил симфоническую оркестровку и историю музыки, другие все это презирали. Они занимались технической стороной, этюдами, гаммами, пьесами, а я как раз в этом плане отставал.

После музыкалки я поступил в училище искусств и проучился там один курс, а потом решил на физмат идти. Потом и его бросил и стал заниматься русско-английским переводом. Перевожу деловую переписку, сайты, экскурсии вожу. Набралось клиентов, на этом и живу. Работа грязная, шахтерская, не нравится мне этим заниматься, но ничего другого я делать не умею.

 

Paloctus исполняет свой собственный 44-секундный квартет. Как всегда, в интерьерах собственной квартиры

 

 

Часть моей инструментальной музыки выложена у меня на канале, причем некоторые произведения, которые попроще, я играю на камеру, а другие, которые посложнее, выложены в виде файлов, которые проигрываются нотным редактором. Я не хочу конкурировать с великими композиторами и не называю свои произведения «прелюдиями» или «токкатами». То есть раньше так делал, но теперь стараюсь не лезть туда, где великие люди стоят. Я не конкурент Баху. То, что это никто не слушает, — не обидно, я так и предполагал. Правильно делают. Я тоже не слушаю современных композиторов. Если есть Моцарт, зачем я буду слушать каких-нибудь своих современников?! Хотя мне нравится польский композитор Дрозд. Но, вообще, современная академическая музыка нафиг никому не нужна.

Сначала я начал стихи писать. Не знаю, что на это повлияло. У меня долго зрел замысел что-то делать на YouTube, но я все никак не начинал. Может, изоляция повлияла. Я скрываюсь от призыва, поэтому временами приходится почти не выходить из дома, и тогда я ни с кем не общаюсь почти.

 

 

Песни — это, конечно, шутка. Я полностью в юмористическом жанре. Петь я совершенно не умею, вся суть в юморе, никакого серьезного посыла в них нет. Пространство мемов мне более-менее знакомо, некоторые вещи меня вдохновляют — слоупоки, например. Но чисто в композиционном плане я, наверное, подпишусь под музыкой. Песня про слона, наверное, слишком затянута, я планировал ее сократить. И вообще, она была забракована, выложена на канале для неудавшихся видео. Я не понимаю, почему она людям так понравилась. У меня были планы вырезать проигрыш, чтобы она не шесть минут шла. Короче, под музыкой я готов подписаться, а под пением, конечно же, нет — я никакой не певец, ни на что не претендую.

Я уже некоторое время состою в группе «Дружный коллектив», мы играем ирландскую музыку, песни собственного сочинения. Я там клавишник. У них есть солистка, она здорово поет, мне очень хотелось бы написать какие-то стихи нормальные, серьезные, чтобы написать серьезную песню, а она бы спела. Но пока что не получается, а всякая дрянь выходит.

 

 

Комичное везде любят, не только в России. Котов смешных и все такое. Тут есть разные последствия. К интернет-юмору привыкаешь, и потом другой юмор, например телевизионный, становится несмешным. Неудивительно, что в интернете все более разнообразно. Кто ищет, тот найдет серьезное. Его в интернете не меньше».

Ошибка в тексте
Отправить