перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Ценный металл

18 июля в СКК «Петербургский» выступит Metallica. «Афиша» поговорила с пятью главными экспертами по группе в России

Жан Сагадеев, лидер группы «Э.С.Т.»
«Тогда, в 1991 году (впервые Metallica приезжала в Россию в сентябре 91-го, на фестиваль Monsters of Rock на московском аэродроме Тушино. — Прим. ред.), было телевизионное голосование, какая русская группа будет играть на Monsters of Rock, по итогам которого мы почему-то всех победили — даже «Черный обелиск». До этого у меня никаких записей Metallica не было — я, как поклонник ортодоксального тяжелого рока типа Led Zeppelin, Black Sabbath, воспринимал их… ну лосины эти, думал, что-то из этой же серии, еще и название какое-то тупое. И тут я понял, что стал фанатом. У меня сейчас дома даже валяется подборка всех их концертов, все клипы есть на DVD. И когда я пью пиво дома, то с удовольствием включаю на полную громкость домашний кинотеатр — стены сотрясаются, стекла дрожат, приезжает милиция, но я ничего не могу с этой болезнью поделать. Этот, как его, Хелфорд, тьфу, то есть Хетфилд, я все время путаю, говорил, что это самый главный концерт в их жизни. А приобщились мы к этой группе вот как. В 1991 году, еще до концерта в Тушино, у нас был тур в Бельгии, где нам снимали небольшой особнячок, и там, впервые в жизни, мы услышали, что бывает, оказывается, стереофоническое телевидение — то есть сигнал шел через усилитель, стояли огромные колонки. Только появился клип «Enter Sandman», мы все объелись ЛСД — и я увидел, как мой сорокалетний басист встал на колени и начал молиться на телевизор. Потом я даже какое-то время пытался записывать то, что он выкрикивал в экстазе; он целовал телевизор, валялся по полу и кричал, что это п…дец. Съел еще мою марку, гад. Вот пагубное влияние рока на людей».

Алексей Глебов, автор книги «Fun But True», посвященной группе
«После концерта в Тушино Хетфилд один раз был здесь — и это привело к некоторым изменениям в судьбе группы. Заядлый охотник, он побывал во многих странах мира и отправился, как он сам говорил, в Сибирь, хотя на самом деле они летали на Дальний Восток. Был какой-то охотничий тур, в общем, он поехал стрелять медведей, их там было человек пятнадцать американцев. Потом в журнале фан-клуба появились фотографии оттуда: охотничьи билеты с надписью «иностранный турист Джеймс Хетфилд» по-русски. Но, судя по его рассказу, эта поездка оказалась не то чтобы кидаловом, но какой-то разводкой. Они должны были завалить одного или двух медведей каждый, что и произошло в первый же день. Весь тур же был рассчитан на две недели. И все остальное время они сидели в заснеженных землянках — все в огромных меховых шапках и шубах — и пили водку, потому что из питья было только два варианта: либо талый снег, либо водка. Они предпочли второе, поскольку ее, в отличие от снега, не надо было кипятить. Понятно, как все это происходило, а учитывая, что к тому моменту Хетфилд уже был настоящим алкоголиком, это его окончательно подкосило. Вернувшись вскоре в Америку, он лег в реабилитационную клинику, к тому же у него нашли одну из форм шизофрении до кучи, он где-то год отсутствовал, и группы фактически не существовало. И Ульрих с Хэмметтом сидели полгода и не знали, что им делать. Полгода он лежал, потом еще пару месяцев не показывался на свет — боялся всего и вся, ну а дальше все известно: сейчас он борец с алкоголем, выступает на разных благотворительных вечерах, толкает всяческие речи и пропагандирует здоровый образ жизни».

Сергей Марков, основатель сайта Metallica.ru
«Первой кассетой, которую я себе записал, будучи еще двенадцатилетним мальчиком, был альбом Metallica «Master of Puppets». Тогда, в середине 80-х, это было редкостью — достать хорошую запись, а не пятидесятую копию на кассете, где ничего не слышно. Мы собирались с друзьями, ездили на Горбушку, в студию звукозаписи в парке Горького, как на экскурсию, ходили к «Мелодии» на Садовом кольце, возле «Маяковской» был магазин, — там собирались люди, которые фарцевали, продавали все за сумасшедшие деньги. И все ради того, чтобы хотя бы подержать винил в руках. Никакой фанатской атрибутики тогда не было, поэтому мы делали ее сами: брали майку, трафарет, краску, резали, рисовали — чтобы хоть что-то было. Потом был обмен. Поскольку никаких коммуникаций вроде интернета тогда не было — телефоны-то, в общем-то, не у всех были, — мы знакомились, встречались, как-то друг друга находили, выменивали записи за какие-то сумасшедшие по тем временам деньги. Хотя все деньги, что у меня на тот момент были, давались на мороженое, сливались они понятно куда: помню, я рубль потратил на черно-белую карточку Metallica на Рижском рынке — было такое модное место, где продавали фотографии и прочую фигню; последний рубль — после этого пришлось ехать на электричке зайцем домой. Но самый безрассудный поступок, который, как я уже сейчас понимаю, посмотрев запись, был действительно сумасшедшим, — это был концерт в Тушино. Тогда-то все было нормально, проблем не было — да, мы туда приехали, выпили водки прямо там же, на поле, уворачивались от бутылок, в конце концов, но это было весело. Сейчас смотрю — и понимаю: если бы мой сын туда поехал, я бы с ума сошел».

Андрей Журавлев, коллекционер всего, что связано с группой
«Началось это в 94 году, когда мне было четырнадцать лет, я еще учился в школе, — я увидел клип на песню «One» по каналу «2х2», в передаче «Зеленый коридор»; ее покровителем был Зосимов, насколько мне известно, он еще выпускал издание «Зараза», продвигал тяжелую музыку. Я стал собирать информацию: русскоязычной было недостаточно, одни скупые строки, поэтому я через знакомых раздобыл историю группы на французском и даже перевел ее — языка я не знал, поэтому приходилось сидеть со словарем. Я начал коллекционировать книги, всевозможные англоязычные журналы разных годов, книги с фотографиями, потом — уже при помощи интернета — появилась возможность связываться и переписываться с людьми, которые имели отношение к группе: журналистами, фотографами, знакомыми участников группы, людьми с лейблов, наконец; с группиз я не общался, но они, как я знаю, не афишируют свою причастность к группе. Я задавал им вопросы; мы обменивались фанзинами, посылали друг другу посылки. Общался, например, с Роном Квинтаной, человеком, который, по сути, и дал название Metallica. Он был ведущим на местной радиостанции и был знаком с Ларсом Ульрихом, барабанщиком группы, еще в самом начале 80-х, когда тот только приехал в Калифорнию. В какой-то момент он решил издавать свой журнал, посвященный тяжелой музыке, и у него было два варианта названия — Metallica и Metal Mania. И как своего друга он попросил Ларса выбрать; тот посоветовал последнее, оставив приглянувшееся ему название Metallica себе. Сам же Квинтана сказал мне потом, что он украл это название из книги, которая вышла в Британии в начале 80-х — «Энциклопедия metallica» — и была посвящена MotЪrhead, Iron Maiden и прочим. Редкое? Все-таки не хотелось бы афишировать, что это конкретно, потому что есть договоренность с человеком, который мне это предоставил, но это, скажем так, рукопись книги одного из бывших участников группы, несколько глав, написанных на бумаге от руки. Это один из главных раритетов. Всего у меня сейчас порядка тридцати книг, посвященных группе, плюс еще несколько полок фанзинов на английском, французском и немецком языках».

Евгений «Beerman» Науменко, сын Майка Науменко, председатель фан-клуба Хетфилда в России
«Всем, кто, как и Iron Maiden, считает, что Metallica — продажная группа, играющая кантри-рок, стоит вспомнить Шарон Осборн, которая как-то раз закидала их яйцами, не преминув заметить, что Maiden — дешевая попса. Году в 95-м, через год после смерти Кобейна, нашу страну несколько запоздало накрыла волна гранжа — и наш класс разделился на два противоборствующих лагеря: одни слушали Nirvana, другие — металл. Ну а что такое металл? Metallica. Одно название чего стоит — и обложка «Master of Puppets» с крестами. Естественно, были поездки на Горбушку, где, если мне не изменяет память, в самом здании ДК стояли бородатые дядьки. Они смотрели на меня как на идиота, готового потратить бешеные деньги на компакт с четырьмя песнями, — я тогда разыскивал первую часть сингла «Hero of the Day» с их кавер-версией песни Motorhead, которую я незадолго до этого услышал в программе «Учитесь плавать» Саши Скляра. Помню, еще в свое время отличился канал «Россия», очень положительно. 27 августа 1997 года Metallica давала концерт в Штутгарте, а через неделю его показали — и это был их первый концерт, который показали на нашем телевидении. Второй был 4 мая 2002 года на ТВ-6 — я тогда там работал ассистентом режиссера в программе «Земля — воздух» и подкалывал одного своего друга, у которого день рождения в этот день: вот, мол, мой тебе подарок».

Ошибка в тексте
Отправить