перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Как создатели сайта I'm In собираются привезти Radiohead на народные деньги

Запустился новый музыкальный сервис I'm In, создатели которого намерены организовывать концерты хороших западных инди-групп в России с помощью краудфандинга. Первыми (в январе) по этой схеме приедут англичане The Big Pink. «Афиша» выяснила, как работает I'm In, на что рассчитывают его создатели и при чем тут Bosco.

Скриншот с сайта <a href="https://imin.fm">I'm In</a>, объясняющий общие принципы работы системы

По идее, эта схема проста. Есть гипотеза, что многие хорошие группы не ездят в Россию не потому, что они здесь не нужны, а потому, что их сюда просто не зовут. Возникает вопрос — почему бы, если в социальной сфере сейчас вовсю растут проекты под лозунгом «проживем без государства», не реализовать в сфере культурной затею под лозунгом «проживем без промоутеров»? Почему бы не попробовать доставить сюда любимых музыкантов самим, общими коллективными финансовыми усилиями — ведь вряд ли у кого-то есть сомнения в том, что у The National, Arcade Fire, Radiohead или даже (возможно) какой-нибудь Foals здесь достаточно кредитоспособных слушателей, чтобы оплатить их скромный или не очень гонорар. Тем более что и прецеденты в истории человечества уже существуют, и не единичные — вон даже группа Motorama недавно скаталась в Мексику именно за счет денег, собранных в далекой стране с помощью поклонников ростовской группы.

Собственно, если вкратце, в этом и заключается идея проекта I’m In — доставить сюда тех, кого еще по каким-то причинам не доставляли или даже не пытались доставлять, путем краудфандинга. Плюс — это, конечно, куда менее открыточная затея, но, на мой взгляд, едва ли не более важная — попытаться с помощью того же краудфандинга и специально заточенного под это дело сервиса создать внятную региональную промоутерскую инфраструктуру, с тем чтобы организовывать туры здешним группам, востребованным за пределами столиц. Выглядит, спору нет, эффектно. Правда, первый заявленный концерт уже вызывает вопросы: прямо скажем, группа The Big Pink в ее нынешнем состоянии — все-таки не лучшие кандидаты для того, чтобы тестировать народный альтруизм (а их концерты в Москве и Петербурге уже заявлены в I'm In — и факт, что группа приедет, как бы не обстояло с этим самым фандингом). Ну и, разумеется, дальнейшие вопросы возникают тоже — по поводу готовности здешних граждан платить хоть какие-то деньги за музыку при наличии хоть каких-то рисков вызывает известный скепсис; а ну как в первые пару раз не выгорит — и что дальше; а как к этому отнесутся артисты — особенно гипотетические большие артисты с неповоротливым менеджментом; а как будут возвращаться деньги, если что; а не верна ли гипотеза, что если ни один из промоутеров до сих пор не привез ту или иную группу, то это вызвано отнюдь не ленью или консерватизмом, а некими объективными трудностями; ну и так далее. С другой стороны, подобный горячий энтузиазм, воплощенный в реальные дела, не может не вызывать известного уважения — хотя бы в режиме сакраментального «они, по крайней мере, пытаются». С третьей, у I’m In, судя по всему, есть финансовая подушка безопасности, предоставленная корпорацией Bosco, — и да, тут тоже можно вести речь об определенного рода кумовстве, но, наверное, лучше, когда деньги, полученные таким образом, расходуются на хорошие концерты, чем когда на, допустим, дорогие автомобили. В общем, идея смелая, но идея здравая. Будем следить. Будем, хотелось бы верить, привыкать к этому новому музыкальному социализму. А об остальном пусть расскажут сами те, кто I’m In затеял.

 

Ник Бабин

сооснователь проекта

«Я вообще заканчивал Гнесинку по продюсированию, Гоша, мой партнер, — стоматолог, но нас связывает любовь к качественной музыке. Как-то в марте мы сидели дома, и нам поступила информация, что фестиваль Bosco Fresh Fest собирается привезти в Москву группу The National, которую мы страшно любим, но им не хватает то ли 10, то ли 5 тысяч евро. Нас это очень расстроило — ну как так? Может, мы просто скинемся с друзьями, соберем этот бюджет, группа приедет, и мы все вместе будем этому радоваться? С The National по разным причинам ничего не вышло, но мы подумали — а чего бы не делать это на регулярной основе. Ведь у каждой группы есть фанатская база, надо этих людей объединить в одном пространстве — и тогда мы сможем сделать праздник для всех. Идея обрела форму, всякими дополнительными бонусами вроде системы двойной мотивации. В какой-то момент мы всю эту историю рассказали Илье Куснировичу (Гоша встречается с вокалистской группы The Paisley, в которой Илья играет), ему очень понравилось. А Bosco же как раз, начиная с фестиваля, стали поддерживать молодежную культуру, и мы решили попробовать им этот проект презентовать. Встретились с папой Ильи (Михаил Куснирович, владелец компании Bosco. — Прим. ред.), он загорелся идеей и помог нам с инвестициями — мы-то по неопытности думали, что разработать это все будет достаточно дешево, а оказалось, что это достаточно сложно и затратно. Но все получилось.

Всегда наступает такой момент, когда люди уже готовы. Надо просто его заметить. Да, многие скептики говорят, что люди у нас не могут такой проект осмыслить, не хотят платить за музыку и так далее. Но, во-первых, мы им предоставляем возможность пойти на концерт вообще бесплатно, пригласив четырех друзей, и другие всякие бонусы. А во-вторых, проект наш социокультурный. В чем наше отличие от Colta.ru, Planeta.ru, Boomstarter? Надо понимать, что краудфандинг — это в первую очередь про сообщество людей, которое преследует какую-то цель. В нашем случае цель предельно прозрачна и конкретна: лайв твоей любимой группы. И самое главное для нас — создать связное сообщество людей, которые будут в этом заинтересованы. Заинтересованы в том, чтобы слушать хорошую музыку. Не делать концерты Басты или Гуфа где-нибудь в регионах или в Москве, а именно развиваться культурно. Наш проект рассчитан на нетократов, а не на общество потребления. На мыслящего человека, который может отбирать из потока информации то, что ему нужно, то, что действительно хорошо и качественно.

 

 

 

«Некоторые говорят: ой, а чего они к нам все поедут? Я два раза за лето выезжаю на фестивали в Европу и вижу там все любимые группы, на фига это надо? Меня удивляет такая позиция. Индустрия-то должна функционировать»

 

 

Некоторые говорят: ой, а чего они к нам все поедут? Я два раза за лето выезжаю на фестивали в Европу и вижу там все любимые группы, на фига это надо? Меня удивляет такая позиция. Индустрия-то должна функционировать. Ведь мы не ездим в Германию, чтобы покататься на немецких машинах. Не летаем во Францию, чтобы пить французское вино. Так и группы иностранные должны приезжать к нам, и московские музыканты должны ездить по городам России. Даже эти истории вроде закрытого концерта Die Antwoord на «Красном Октябре» — это же не очень хорошо. Нельзя после него будет сказать, что группа приезжала в Россию, этого концерта, по сути, не будет, люди из других городов, которые тоже хотели бы группу посмотреть, на него не попадут.

Мы изначально понимаем, что у группы есть достаточная фанатская база в России, — и отправляем агенту общий запрос. Рассказываем о проекте, ссылаемся на аналоги и говорим: мол, мы сейчас начинаем сбор средств, через месяц-два они соберутся, поставьте нас карандашом в определенную дату, когда деньги будут, мы все подтвердим. Не все, конечно, на такое согласны — менеджмент суров и беспощаден даже у инди-групп. Ну а если деньги не собираются, мы все возвращаем тем, кто сделал взнос, и извиняемся перед группой. Но такого быть не может — мы (вначале, во всяком случае) не будем привозить группы, которые не способны собрать зал. Это просто невыгодно экономически.

Один из главных факторов при выборе групп — то, что она ни разу не была в России. А так — два критерия. Во-первых, субъективный — качество. Во-вторых, актуальность. Понятно, что это тоже субъективно, но все же: нам неинтересно привозить осколки Queen или Deep Purple. Мы хотим привозить свежую и качественную музыку. Те же The Big Pink — достаточно известная группа, она получила немало наград NME в 2009–2010 годах. И сами ребята очень зацепились за нашу идею — ведь в ней есть тот самый дух инди, который несколько размылся в последнее время. Платили мы им уже? Ну, Bosco нам выделила некую сумму, часть гонорара, так что общая сумма затрат несколько уменьшилась, и на концерт должны скинуться всего-то 400 человек. Но сбор средств идет, счетчик тикает. Кого еще мы хотели бы привезти? Ну вот Foster the People — они уже предварительно согласны, просто хотели убедиться, что схема работает. Тех же Die Antwoord. Ну и понятно, что та вершина, к которой мы идем, — это Radiohead. Их приезд в Россию — это такой миф уже. Он бы был, конечно, пиком».

 

 

Георгий Бдоян

сооснователь проекта

«Мы придумали двойную систему мотивации. Базовая — денежная: каждый человек, который сделал свой взнос, имеет возможность пригласить четырех друзей, и за это мы ему полностью вернем сумму взноса. Дополнительная мотивация — фанатская: если человек проявил еще большее усердие, привлек еще больше друзей, он занимает определенное положение в рейтинге и претендует на какие-то бонусы, начиная от постеров и дисков с автографами и заканчивая присутствием на саундчеке и личной встречей с группой. На странице каждого события есть карта участников, и когда ты делаешь взнос, там твой аватар сразу появляется. А в твоем окошке активности появляются аватары людей, которых ты привел. Плюс на странице события всегда есть счетчик, который показывает, сколько осталось до конца сбора и сколько в процентном отношении осталось собрать.

У нас еще есть проект I’m In 2.0. Сейчас то, что мы предоставляем пользователям, — это базовый функционал: мы предлагаем собрать денег на что-то, человеку это либо интересно, либо нет. Впоследствии появятся новые возможности — если ты очень любишь какую-то группу, даже совсем неизвестную, ты можешь сам попробовать инициировать на нее сбор средств. То есть человек создает на сайте инициативную группу, где уже может выкладывать определенный контент, вести разъяснительную работу, привлекать туда по соцсетям других людей. И когда мы как администраторы видим, что эта группа уже достаточно разрослась, мы связываемся с музыкантами и выясняем, сколько это стоит по деньгам. Если гонорар адекватный — о'кей, мы можем это себе позволить. Или сказать: вам нужно подтянуть еще 30 человек, и тогда мы уже направим им запрос. То есть человек будет иметь возможность вести свою группу от самого начала до того момента, когда она выйдет на сцену.

Наша вера основана исключительно на нас самих и нашем окружении. Мы очень любим музыку, нас расстраивает, что мы не можем ее услышать, у нас нет столько денег, чтобы каждый месяц ездить в Европу, — и нам кажется, что таких людей, как мы, уже достаточно много. А кроме того, нам кажется, что если людей дополнительно стимулировать каким-то интерактивом, движухами разными, то интерес к концертам, может, даже больше станет».

 

Примерно так играет живьем группа The Big Pink, концерты которой 25 января в концертном зале «Москва» и 26 января в петербургском «А2» станут первым проектом, реализованным I’m In. Точнее, так она играла два года назад — с тех пор группа выпустила малоудачный второй альбом и вообще несколько сошла на нет, но создателей I’m In это не смущает

 

 

Илья Куснирович

сооснователь проекта

«Мы не то что прямо это придумали — существуют зарубежные аналоги, и не один. Внимания заслуживает самый первый, бразильский, Queremos. Он был основан два года назад как такой междусобойчик — ребята просто решили собрать денег на Miike Snow, в фейсбуке по стенам раскидали сообщения, и буквально за пять суток сделали бюджет неожиданно. Сейчас они уже провели больше сорока топовых концертов — начиная от The National и LCD Soundsystem и заканчивая The Kills, The Kooks, Tame Impala и кем только не. Вот только что на Grizzly Bear собрали.

Мы собираемся не только привозить группы в Москву, но и развивать культурную жизнь в регионах, делая туры хорошим нашим группам. Ну вот например. Есть три города — Ярославль, Тверь и Новгород. Они собирают на одну группу — например, на Motorama. Скажем, на 19 января собирают в Ярославле, на 20-е — в Твери и на 21-е — в Новгороде. Собирают на протяжении двух недель или месяца. Когда бюджет закрывается, мы связываемся с группой и говорим — ребята, деньги собраны, приезжайте, играйте, забирайте. И так очень легко сделать тур. Довольны все — зрители, которые организовали себе приезд их любимой группы, площадка, промоутеры, группы, и даже бармен доволен, у которого выпивку купили. На эту затею уже откликнулись The Retuses, которые едут в Тулу в январе, On-The-Go, Motorama, еще мы недавно говорили с Кириллом Ивановым из «СБПЧ», и он тоже сильно заинтересовался. Интересно, на самом деле, всем — проект новый. Понятно, что есть оптимисты и скептики. Но если ты во что-то веришь, ты можешь что-то поменять в солнечной системе, какого-то результата добиться. А можно ничего и не делать, забить, продолжать пытаться выехать в Европу, говорить, что в регионах слушают только «Сплин» и Стаса Михайлова… Мы искренне верим, что это не так. И чем больше людей мы сможем переубедить, тем больше мы сможем повлиять на, скажем так, культуру нашей страны».

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить