Премьера второго альбома группы «иллинойз»
Нижегородский авант-рок-состав «иллинойз» немного поменял название, стал играть точнее и пронзительнее и записал второй альбом «Для никого» — пятьдесят с лишним минут умных, сложных и в то же время ясных песен про телесное и духовное, сыгранных с применением нерегулярных размеров и порывистых духовых. «Афиша» представляет премьеру пластинки с комментариями авторов.
Ключевые слова этой пластинки, кажется, вот какие: «я твое растение, ухаживай за мной, пожалуйста»; «тело самое шагает; бежит как ошпаренное»; «вышла голой на улицы» — ну и так далее, цитаты можно множить. «Для никого» — это, кажется, очень физиологическая музыка; тело буквально составляет ее плоть и кровь, а его изменчивые повадки определяют порывистую логику поведения этих одновременно ясных и постоянно выворачивающихся какими-то непредвиденными углами песен. Если совсем кратко определить, чем второй альбом группы «иллинойз» отличается от первого, можно сказать так: первый не зря назывался «Society of People Who Haven’t Had Sex Since 1968»; на «Для никого» с сексом все в порядке.
Тут, по всей видимости, следует напомнить, кто такие вообще «иллинойз» — тем более что сама группа никогда не стремилась заявлять о себе слишком громко. За три года, прошедшие с выхода вышеупомянутого первого альбома, пятеро человек из Нижнего Новгорода слегка изменили название (раньше на этом месте была латиница — Ill!noiz; к слову, латиница в текстах тоже, в общем, исчезла), но в остальном, кажется, совершенно не изменились — и это куда более удивительно, чем если бы группа поменяла полсостава, уехала в другой город и заиграла, скажем, построк. Ну то есть — когда с людьми ничего не происходит (а если смотреть правде в глаза, после выхода первого диска с Ill!noiz толком ничего не произошло), им свойственно изобретать себя заново. Но «иллинойз» стоят на своем — возможно, во многом потому, что их музыка и так постоянно изобретает себя заново. Если совсем огрублять, ее можно как-то оголтело охарактеризовать как нечто среднее между Deerhoof, «Аукцыоном» и Земфирой, но в том-то и дело, что огрублять тут не хочется: сами «иллинойз» теперь играют тоньше и хитрее, так, что сразу не поймаешь и не определишь. Нерегулярные ритмы; духовые — то благостно-летучие, то какие-то нервные; мелодии, которые то заставляют вспомнить о приснопамятном «Нашем радио», то срываются в такое пике, что только держись; голос, наконец, пронзительный, за полсекунды переходящий от сарказма к истерике, — ну и тексты соответствующие: отрывистые, набросочные, спонтанные. Наверное, правильнее всего было бы обозначить «иллинойз» как своего рода прог-рок от новой русской музыки — с той только оговоркой, что группа не имеет никакого отношения ни к местному прог-роковому контексту, ни к контексту новой русской музыки. Они сами по себе, «для никого» — и это никакая не жалоба и даже не декларация; скорее — условия игры.
Как могли заметить наши постоянные читатели, с некоторых пор мы стараемся присовокуплять к любой премьере какой-то исследовательский бонус — плейлист группы на заданную тему, избранные музыкантами тексты чужих песен или что-то в этом роде. Как можно заметить, в этом материале этот бонус отсутствует — и не потому, что на это не было времени. Я честно два дня пытался придумать какие-то варианты идей, чтобы предложить их группе, — и не придумал ровным счетом ни одной. Я не могу задать «иллинойзу» тему. Не факт, что это комплимент (тут уж кому как); факт, что это вполне себе характеристика. Ну и кроме прочего — мне правда кажется, что другой такой группы в России сейчас нет.
Премьера: «иллинойз» — «Для никого»
иллинойз «Для никого»
Альбом вышел на лейбле «Геометрия». Скачать его можно на Kroogi.com
Саша Филиппова
голос, тексты
«Кто-то сказал, что мы на этом альбоме ушли от панка к джазу. Я считаю, что это совершенно не так. Наоборот — мы в каком-то смысле приблизились к абсурдному панку, к которому всю жизнь и движемся. Будто бы раньше была в нашей музыке какая-то прослойка из воздуха — а теперь все стало гораздо плотнее. Вообще, по-моему, там есть много моментов, созвучных группе Pixies. Но я уверена, что никто, кроме меня, этого не слышит.
Удивительно, но мне не кажется, что это сложная музыка. Правда. Для меня, наоборот, этот альбом еще более органичный, чем первый, будто природой созданный. Ну как это работает? Вот представьте: ты сидишь в компании, прекрасная атмосфера, и вот ты пошутил, не напрягаясь, и все поняли, и всем хорошо. Так же и у нас. Музыка естественно рождается из нашего общего эмоционального фона. В этом нет ничего сложного или странного. То же самое и с текстами — эти слова просто находятся в моей голове. Я не хожу на репетиции со словарем Даля (смеется). Этот альбом — реальный учебник естествознания, на самом деле. Если на первой пластинке нашей все было несколько закрыто, угловато, по-подростковому, то сейчас — очень открыто.
Я согласна с тем, что это физиологический альбом. Для меня его телесность проявляется в мускулистости такой. Ну вот если представить группу как одного человека — раньше он был субтильным подростком, а теперь у него уже оформляется тело, фигура, размер бедер, плеч, талии… Я чувствую, в нашей музыке очень много какой-то мощи.
Мы теперь пишемся «иллинойз», кириллицей и строго с маленькой буквы — мне кажется, ощущение и направление понятно. Просто когда мы назывались ill!noiz… Ну, это был такой великий и могучий панк-бред. То есть буквы i,l,l и i плюс восклицательный знак как бы означали музыкантов, при этом восклицательный знак означал, что этот человек должен был стоять вверх ногами на всех фотосессиях. Ну то есть — подростковый бред. Мы же вообще хотели на каждом альбоме менять название. Пока есть вот такое.
Участники группы сейчас все немножко на расстоянии — я и гитарист в Москве, ритм-секция в Нижнем. Но я вообще не чувствую, что это на что-то повлияло и что-то изменило. В Москву я переехала по личным своим делам, а чем я здесь занимаюсь? Я нашла себе прекрасное занятие — позировала лицом в театрально-художественном училище. Сидела, а мое лицо рисовали. А потом сказали: давай теперь в купальнике позируй. Я ответила — нет, спасибо. Так что сейчас у меня работы нет. Да и вообще я постаралась от Москвы убежать. Уехала за город, живу в доме, и никакая суета меня вообще не трогает.
Где-то так звучат новые песни «иллинойза» живьем
Название «Для никого» не имеет в виду каких-то загубленных амбиций. Скажем так: это про направление в себя, но при этом без закрытости. На физическом диске есть такая вырубка — она позволяет тебе углубиться в чувака, который изображен на обложке. Ну и альбом про то же. Углубиться внутрь другого человека — это может сделать любой и не может никто. В общем, это очень открытая фраза. Никакой замкнутости и зацикленности, наоборот — такой тоннель. А что касается амбиций, публики… Я очень рада, что эта музыка сталкивает меня именно с теми людьми, с которыми я хотела бы столкнуться. Это такой фильтр, и он реально работает — на 100 процентов.
Для меня в текстах песен все понятно. Я все вижу и все отдаю. О чем «Сине-голубой»? Ну представьте себе — на тебя смотрит человек, один глаз синий, другой голубой. Мне кажется, это целая история. «Миссис Сизорман»? Ну в гитаре есть такая штуковина, которая называется tremolo arm. Она позволяет делать из гитары не просто инструмент, а практически живого человека — со всеми его обертонами, тембрами, визгами, криками и так далее. Песня ровно про это состояние: когда ты как гитара с tremolo arm, когда у тебя шторм. А за «Lenin Party» нас с Ксюшей (Трифоновой, саксофонисткой и пианисткой «иллинойза». — Прим. ред.) вообще чуть из группы не уволили. Мы тихонько ото всех поехали в студию и с ходу ее записали, спонтанно, что пришло в голову, то и спели и сыграли. И мы, конечно, отдали ее на «Белый альбом» Шумову, потому что нам показалась, что эта песня была адекватна тому, что мы тогда вокруг наблюдали, но вообще — о какой социальной составляющей приходится говорить, когда песня рождается прямо в студии, у тебя на глазах?
Если говорить о миссии… Я бы ничего не хотела показывать и доказывать. Для меня это не «красиво», не «качественно». Это просто мощная и цельная музыка, которая заполняет определенный важный пробел. Я в этом настолько уверена, что даже не собираюсь ни с кем спорить. Что это за пробел? Ну, что-то такое weird… Некие аутсайдеры, про которых все знают, что они существуют, что где-то там, на отшибе, они есть. Вот мы, наверное, что-то такое».
Следить за творческой деятельностью «иллинойза» можно, подписавшись на них во «ВКонтакте»