МС Покайся, Слиппи, Big Russian Boss, МС Анюта и другие лучшие люди народного хип-хопа
«Афиша» продолжает серию публикаций о состоянии русского рэпа, который в последние года превратился в явление во всех отношениях массовое. Его не только слушают миллионы, но и делают тысячи: вооружаются простыми программами из интернета и дешевыми микрофонами и выкладывают свои треки в «ВКонтакте». «Афиша» разыскала семь самых колоритных эмси-любителей — и узнала у них, как они пришли к этой музыке.
Big Russian Boss
кто это Самарский весельчак-аноним, в грубой форме критикующий русский рэп и максимально похабно пародирующий американских гангста-нуворишей вроде Рика Росса. КВН по поводу хип-хопа — дикий, но смешной.
цитата «Большой босс — самец, каких не видывал мир,/Ласкает сучек нежно и теребит клитор/Твоя баба про тебя сказала, что ты ...../Ты читаешь рэп и твой ... растет криво» («Пенис-доминатор»)
прямая речь
«Я начал делать хип-хоп года два назад. Мы придумали себе имена потупее, записали пару треков, просто угорали. А потом вышла программа с нашим участием, нас вдруг начали хорошо ненавидеть, и мы почувствовали, что надо дальше делать. Я все время в эту тему верил, на самом деле, потому что рэпа с нормальным юмором в России толком нет. Мы ничего не переводили — просто тупо делали такой же смысл, как в американском рэпе, который все слушают, но не понимают. Меня жутко ..... русский рэп — у нас вещают все одно и то же. Захотелось что-то новое сделать.
Я тупо приезжаю к Пимпу (соратник артиста — Прим.ред.) домой, мы пишем текст за десять минут, находим бит, делаем. Или просто в личку «ВКонтакте» кидаем друг другу, записываем, не сводим ничего, забиваем плагины, чтобы голос почище был, и выкладываем. Нам вообще по.......
Рэп — это музыка тупых черных до........ Я был в Америке, ниггеры на волне с русскими, в принципе. Они напоминают русских алкашей, которые всегда тебя учат жизни, но сами ничего по жизни не добились. Чем больше слушаешь рэп, тем больше понимаешь, что это не музыка, а дерьмо на самом деле. Нормальная музыка — не рэп точно.
Еще один пример творчества артиста. Эта песня называется «Потанцуй»
Я стараюсь общаться со слушателями. Иногда бывают тупые сообщения: «Босс, помоги, я не могу вы.... телку, что мне делать?» Такое я без внимания оставляю. А по делу стараюсь всегда отвечать.
Я даю концерты. Выхожу в шубе, накладной бороде, темных очках, выползает пара сучек на коленях в намордниках на привязи, на коленях, я поливаю толпу шампанским и начинаю читать рэп. Часто просто поливаю водой людей, вытаскиваю сучек на сцену. Такой трэш полный вообще».
Свэгги
кто это Петербургская школьница (девушке в этом году исполнилось 13 лет), которая читает про кэш, стафф и флоу и снимает про это все вполне профессиональные клипы. Как и Big Russian Boss, ориентируется на агрессивный южный хип-хоп, но на сей раз уже всерьез. По слухам, над текстами Свэгги работают ее старшие и более подкованные в таких делах товарищи, причем не бесплатно.
пример «Тупо навалить рэп на сэмплы может каждый, бейби / Мне двенадцать, я круче тебя катаю треки / Хей! Свэгги дает пинка всем, кто не в теме, / Перебирай в голове мои панчи, что-то точно заденет / Я, детка, гений, зомбирую мозги, как телик» («В игре»)
прямая речь
«Мой брат плотно занимался музыкой. Как-то раз в 2011-м году он писал текст для своего нового трека,а я сидела рядом. Мне стало безумно интересно, зацепила сама атмосфера этого процесса, я попробовала повторить то, что он делал, — сначала про себя, а потом вслух. Для меня это было что-то вроде игры. Через какое-то время брат начал прислушиваться и сказал, что у меня неплохо получается. Даже удивился тому, как у меня в таком возрасте получилось настолько точно передать посыл, который несет в себе эта культура. На следующий же день мы поехали на студию звукозаписи и записали мой первый трек.
Рэп играет важную, но не главную роль в моей жизни, я на нем не зацикливаюсь. Это скорее как работа для меня, я прикладываю усилия, стараюсь сделать качественный продукт, учесть желания фанатов и проявить при этом свою индивидуальность. Реакция бывает разная, но мне неважно, положительная или нет: главное, что люди смотрят, слушают, и говорят про меня. А так я люблю путешествовать, открывать для себя что-то новое, знакомиться с новыми людьми, заряжаться различными эмоциями. Как и все дети, хожу в школу, общаюсь с друзьями, провожу время в кругу семьи, гуляю — в общем стараюсь взять от жизни все, что могу!
Треки Свэгги, как правило, представляют собой своего рода упражнения на технику читки
Тексты я стараюсь писать сама, ведь текст, который полностью написан другим человеком, не может отражать твою индивидуальность. Но так как у меня пока мало опыта в этом деле, мне часто помогают люди, которые достигли в этом определенного мастерства. Например, «В игре» — это невероятная заслуга моего хорошего, к сожалению, покойного друга Левы Твайса. Мой брат тоже никогда не откажется мне помочь, что-то посоветовать. Конечно, бывают, моменты, когда напрочь пропадает желание что-либо делать, кажется что ничего хорошего уже не получится, все валится из рук. Но бывает и наоборот: эмоции зашкаливают, тебя переполняет энергия, ты просто не успеваешь угнаться за своими мыслями и идеями. В этом вся суть творчества, я считаю, нет постоянности ни в чем.
Нет человека, который вкладывает в меня миллионы с целью наживы или стремительного взлета моей популярности. В съемках клипов, записи треков мне очень сильно помогает брат, как морально так и финансово, хотя глобальных затрат это не требует. Приобретенные в свое время знакомства с людьми в том числе и в сфере шоу-бизнеса, позволяют довольно экономично проворачивать все эти дела. Для всех людей, которых остро волнует вопрос моего материального состояния, заявляю последний раз: у меня нет родителей-олигархов или супербогатых родственников, у нас вполне обычная семья».
МС Покайся
кто это Бездомный православный рэпер-бородач, регулярно проповедующий христианство через хип-хоп на улицах Петербурга; местная достопримечательность, ставшая благодаря социальным сетям широко известной.
цитата «Иисус воскрес, Иисус воскрес/Ради тебя он отнес свой крест,/Так что покайся, дурью не майся,/Благославляйся, молися, молися,/На путь становися» («Покайся»)
прямая речь
«Интерес к музыке у меня был еще со школьных времен, я тогда хотел быть барабанщиком — барабанил по столу. Потом попал в Америку и там мне дали побарабанить в группе, я научился безо всяких нот. То же и с битбоксом — я это еще в школе умел делать, а когда в Америке встретил битбоксеров, у меня сразу же получилось делать так, как они. Вы только не пишите, пожалуйста, что это как-то Америка на меня в плане веры повлияла, ни в коем случае: Библию я еще до отъезда читал, а там просто получилось жить без всяких сует и подумать обо всем. Там я стал писать христианский рэп на английском. Как в Ветхом Завете царь Соломон проповедовал славить Бога, играя в тимпан, на струнных, на флейте, так и я подумал: а почему бы мне не славить его на барабанах и битбоксом? Потом я вернулся в Россию, жил себе, работал на стройке, потихонечку проповедовал — с пьяницами всякими общался. Ну а потом как-то два года назад кто-то видео со мной «ВКонтакте» кинул, и оно стало известным — а я даже и не знал, что такое «ВКонтакте».
Скажу честно, за последние годы я не раз брал чистый лист, садился и думал: сейчас надо альбом написать. Сочиняю текст, вроде все в порядке, перечитываю — как будто не мой, одна вода получается, а я ужасно не люблю болтовню. Я люблю дело.
Еще по ткани рисую. Знакомым бизнесменам я расписываю куртки и сумки из кожи — пишу на них желтой краской «Покайся». 17 тысяч рублей такая сумка стоит, а портфель побольше и 30–40, но им не жалко. Ведь для чего это делается — чтобы человек ехал в метро и этой надписью призывал к покаянию, чтобы он перестал бухать, жене изменять, курить. Другому я машину разрисовал, тоже «Покайся» написал. Люди стали наконец по-другому понимать веру: не через какие-то там свечки-иконы, а думать о ее сути через понятные слова».
Репер А
кто это Повесть о настоящем человеке: Андрей Мурза, молодой мужчина из города Полтава с врожденным синдромом, который не позволяет ему ходить и серьезно сказывается на речи, но все-таки не мешает делать оптимистический рэп про волю к жизни.
пример «Дай мне возможность пройти все жизненные испытания / Хочу, чтобы в моем будущем было поменьше страдания / Хочу получить больше позитивного опыта и знания» («Мир, замолчи»)
прямая речь
«Школу я закончил в 2010-ом, а в вуз не поступил, хотя такая возможность была. Просто не хотелось тратить время на то, что мне в будущем будет не нужно. Среди моих друзей и коллег есть люди, которые учились на юристов и экономистов, а толку? В итоге все равно стали рэперами, так как от судьбы не уйти. Так что я решил это все перепрыгнуть и начать путь рэп-артиста.
В нашем городе проходил фестиваль инвалидов — я увидел объявление и подал заявку. Организаторы меня приняли с теплотой и удивлением: «Вау, рэп, у нас такого еще не было». Когда мне аплодировали, я испытывал что-то среднее между стеснением и радостью.
Закончив школу, я пришел к выводу, что мне нужно получать музыкальное образование. После того как я послушал первый альбом Run-D.M.C., я понял, что по звучанию это чем-то напоминает мои минуса. В начале я обрадовался этому, а потом подумал — стоп, на дворе 2010 год, а я звучу на уровне 84-го. И вот однажды к нам с мамой подошла женщина и пригласила нас на христианский детский праздник. Я сказал, что делаю рэп, и зачитал ей строчки из песни «Жизнь прекрасна». Она ответила, что это хорошо, но надо развивать. Сначала рассказала о каких-то азах в вокале, чуть позже начала ставить мою речь. Вместе с Ольгой Николаевной мы записали песню «Терпение и труд». Сейчас она готовит меня к выступлениям, показывает азы актерского мастерства.
В отличие от подавляющего большинства современного русского хип-хоп-мейнстрима, песни репера А, как правило, предельно позитивны
Главное, наверное, — это кайф от самого процесса. Я получаю огромное удовольствие от написания песен, ну и плюс ко всему это еще тренажер для развития речи. Я с детства имею проблемы с дикцией, так что рэп — это хорошая возможность выговориться. А что игра стоит свеч, я понял, когда «Ленина пакет» предложили со мной работать. Я очень этим доволен, так как они, наверное, единственные ребята во вселенной, которые способны понять, принять и почувствовать мою музыку. Я нашел в них родственные души по творчеству, а это гораздо дороже денег».
Слиппи
кто это Редкий случай очень профессионального рэпера-подростка: житель Казани, которому по закону еще даже сигареты не должны продавать, читает ощутимо сильнее, энергичнее и напористее не только сверстников, но и иных профи.
цитата «Смотрю в зеркало — вижу негра на нервах/Малой — первый, долой фейков/Микро, окно, стенка/Я на найках — в найках стелька» («Малый валит неспроста»)
прямая речь
«Один день восемь лет назад изменил всю мою жизнь: мне было восемь, я только отпраздновал Новый год и спал — и тут мне позвонили и позвали на студию, где мы всю ночь писали рэп. Я стал общаться с ребятами, начал записываться за огромные деньги, а потом мне сказали, что я буду записываться бесплатно, а потом треки пропали — такой круговорот заварился. В общем, с тех пор я читаю рэп, сейчас в десятом классе. На следующий год ЕГЭ, но я не учусь, пишу рэп — тру мозги, короче. Думаю, как накопить на военник, а мама обещала машину — вот то, что у меня в голове, мои задачи.
Читать рэп я нигде не учился. Понимаете, нам было по 9 лет, мы на даче писали рэп в бане — прямо на чердаке. Мы его так и называли — хип-хоп чердака. В то время я слушал кранк: Лил Уэйн, Лил Джон, потом пошел Centr, Гуф, все дела. А сейчас, когда я уже понял, что все это никчемная музыка, я начал слушать французов, от которых у меня просто трясется башка. Откуда брали музыку? Телефоны, блютусы, передача песен — вот как бы так все, интернета у меня дома не было, я до пятого класса с мамой во дворе гулял, у меня были строгие родители. Да они и сейчас строгие. Но, конечно, не рубят настолько, чтобы понять, что такое «дудка». Хотя что — ну дудка и дудка, в мои года она просто есть в жизни.
Я с 12–13 лет открывал свои студии, снимал помещения. Сейчас переехали в центр уже с контрактом, со всеми делами, скоро будем делать рэп крепкий, сводить музон на профессиональном оборудовании. Какое спонсорство? Это Казань, тут одна грязь!
На данный момент у Слиппи толком опубликовано всего два трека. Это второй
Если честно, мне кажется, ничего в России с хип-хопом добиться нельзя, если у тебя нет денег. Единственный выход для рэпера — это попасть на Black Star, делать то, что тебе говорит Тимати, и получать огромные бабки. Если бы они мне сделали какое-то предложение, я бы согласился. Хотя мне-то что, я могу и без денег рэп писать».
МС Анюта
кто это Последний вирусный хит кид-хопа: 15-летняя школьница из-под Одессы, записавшая и выложившая в сеть уже 8 альбомов и массу клипов — о том, что нужно верить в себя, любить близких и ценить то, что имеешь, — и даже посотрудничавшая со старшими коллегами вроде Слима и Смоки Мо.
цитата «Не спрашивай меня, как прославиться,/Просто пиши, что нравится,/И все будет гарно,/Я не ангел и не какая-то попса,/Всех хейтеров я ложила с калаша» («Просто поверь в себя №2»)
К сожалению, решительно все официальные видео Анюты на YouTube запрещено переносить на другие сайты — хотя на этот трек, спродюсированный известным в широких кругах рэпером Слимом, как и на многие другие, имеется полноценный клип
прямая речь
Сергей Туряб, продюсер: «Были случаи, когда Ане предлагали дать интервью, а потом их не выкладывали никуда, поэтому теперь она избегает таких разговоров. Мы с ней всю жизнь живем на одной улице — в поселке городского типа Петродолинское. Она пишет тексты, а я занимаюсь всем, что касается музыки: записью, сведением. Все началось в декабре 2010 года, тогда у нас все стали увлекаться хип-хопом, слушать Centr. Мы записали на диктофон пару рифм, подложили какие-то минуса, и понеслось. В школе узнали, стали в шутку называть ее эмси Анюта. А этой зимой один Анин знакомый выложил ее клип «Просто поверь в себя» в какую-то популярную группу «ВКонтакте», ну и пошли просмотры и так далее. Аня даже испугалась, хотела все бросить, но потом решила продолжить писать.
Изначально мы записывались на каких-то чуть ли не детских программах с готовыми минусами, сейчас я музыку делаю во Fruity Loops, микрофон у нас самодельный, собранный по частям, но хороший — в общем, сейчас уже нормальный звук у нас, не хороший и не плохой, я бы сказал.
Написать Слиму — это я Аню подтолкнул. Она написала, а он ответил. Бросил ей сначала просто какую-то петлю, Ане понравилось — и он прислал готовый бит. После этого Аня написала Смоки Мо: мы слышали подкаст, где он сам говорил, что у него много минусов просто так валяется. Ну вот он и бросил один Ане. Но идти дальше, связываться с какими-то лейблами Аня не хочет: ей проще быть самой по себе.
Я слушаю русский рэп, какое-то время слушал и французский, и американский. Аня слушает Басту и Артема Лоика — это такой наш рэпер с телешоу «Украина имеет таланты». А так больше и ничего. А, христианский рок еще. Она в церковь ходит — там у нас, ну, не развлечения, а воскресная школа и все такое».
Дима Карташов
кто это Выпускник МГУ, читающий жалостливый рэп про любовь. Типовой случай: подобных артистов во «ВКонтакте» сотни; другой вопрос, что Карташов сорвал банк с хитом «Давай останемся никем» — и сейчас у него уже 170 тысяч подписчиков.
цитата «Она не играет с парнями, у нее их тупо нету/Хотя на самом деле даже не жалеет об этом/Лучше одной сначала, чем одной потом,/Когда расстанется с очередным по счету козлом» («Слабая, но не глупая»)
Помимо песни «Слабая, но не глупая», в репертуаре Димы Карташова есть, например, трек «Одетая»
прямая речь
«Я начал заниматься хип-хопом, потому что им занимаются все мои друзья и сейчас это очень доступно. Нужен только микрофон и текст, который ты придумал. К тому же мне очень нравится русский язык, а рэп — это такой жанр, в котором значение русского языка очень велико. Играя словами, можно передать какой-то смысл. Я все делаю у себя дома. Купил самую дешевую аппаратуру: дешевую звуковую карточку, дешевый микрофон, все за 2 тысячи рублей.
Я романтичная натура, все время делаю красивые подарки девушкам и так далее — когда начал писать, само по себе стало писаться про любовь, про что же еще. К русскому рэпу отношусь положительно, уровень хип-хопа очень поднялся за последние несколько лет, люди начали лучше звучать, лучше рифмовать. Из минусов — самые популярные рэперы в России далеко не самые талантливые. Хотелось бы, чтобы в будущем талант был бы больше популярен. Талант, а не опыт».
Самый популярный трек Карташова: этот ролик уже посмотрели более 3 миллионов раз