Что случилось в «Олимпийском» и что теперь будет
В прошлую пятницу во время фестиваля «Супердискотека 90-х» сотрудники Федеральной миграционной службы попытались задержать музыкантов групп East 17, Snap и других, мотивируя это отсутствием у них разрешения на работу в РФ. «Афиша» выяснила у очевидцев и экспертов, как и почему это произошло — и что это значит для российского гастрольного рынка.
Сценка, хорошо бы смотревшаяся в какой-нибудь абсурдистской пьесе. Участники группы La Bouche, исполнившей некогда нетленный хит «Be My Lover», а ныне живущей за счет ностальгии поколения 90-х, в панике забиваются в дальний угол гримерки; вместе с ними — такие же бедолаги из East 17, Snap и Culture Beat, тоже сводящие концы с концами благодаря древним хитами. Извне дверь запирают сотрудники Федеральной миграционной службы, требующие от деятелей искусства разрешение на работу, причем со всеми на то основаниями: артисты приехали в Россию выступать на фестиваль «Супердискотека 90-х»; то есть — по долгу службы; то есть без искомых разрешений они нелегальные мигранты, гастарбайтеры, называйте как угодно. Сценка эта и правда имело место — 9 марта в концертном зале «Олимпийский»; разбирательство продолжалось несколько часов, и музыканты были отпущены только после того, как написали объяснительные и заплатили штраф в 3 тысячи рублей. И ко всему этому можно было бы и вправду отнестись как к абсурдному случаю из жизни — проблема в том, что по большому счету эта история ставит под угрозу гастрольную жизнь Москвы в ее нынешнем виде как таковую.
Секрет полишинеля — об этом уже, кажется, даже не одна колонка написана — заключается в том, что подавляющее большинство музыкантов приезжают в Россию не в статусе профессионалов, а в статусе туристов. Возможно, это не касается ситуаций с большими звездами и стадионными концертами, где объемы рисков заведомо превышают объемы бюрократического геморроя, а менеджмент артистов строго следит за тем, чтобы все было чисто, — но практически всех, кто выступает в клубах, это касается напрямую. Почему? Очень просто: российское законодательство не очень-то учитывает специфику данной конкретной рабочей деятельности, правила общие для всех — и если и с туристическими визами нередко возникают проблемы, ведущие к отменам или переносам концертов, то необходимость делать визы рабочие будет означать, что делать концерты условных Fucked Up или Hypnotic Brass Ensemble попросту себе дороже. Процедура, которой необходимо будет следовать в этом случае, неплохо описана в статье «Коммерсанта» по поводу инцидента в «Олимпийском» и подразумевает предоставление документов об образовании, медицинских справок, а также уплату госпошлины в 8 тысяч рублей с человека; стоит ли комментировать, что в такой конфигурации концерт почти любой зарубежной группы не первого ряда заведомо становится убыточным. По сути, все предыдущие годы между концертной индустрией и Федеральной миграционной службой существовала негласная договоренность — и вот теперь она жестким образом нарушена. В идеальной ситуации то, что случилось на «Супердискотеке», должно было бы привести к внесению изменений в законодательство — но у нас не идеальная ситуация, и в первую неделю после выборов, на которых победил известно кто, подобные действия ФМС похожи скорее на охоту на ведьм и попытку борьбы с нелегальными мигрантами совсем не в той сфере, где их стоило бы искать. Справедливости ради, объект для публичной акции чиновники выбрали на удивление точно: возьми они за известное место, допустим, Питера Хука или условных Kasabian — не избежать международного скандала; прижучь Grouper или Фабио Орси — этого и здесь бы никто толком не заметил. А так — вроде и артисты известные, и никому не нужны. Почему именно сейчас и что будет дальше — вот главные вопросы. По просьбе «Афиши» очевидцы скандала в «Олимпийском» и эксперты оценили ситуацию.
Фестиваль «Супердискотека 90-х», из-за которого и случился весь сыр-бор, полностью
Залина Корнилова
пресс-секретарь ФМС
«Чтобы к организаторам концертов не было претензий, у них должно быть разрешение на привлечение иностранцев к труду, а у артистов — разрешение на работу. И конечно же, у них должны быть рабочие, а не туристические визы. Почему организаторы концертов не оформляют рабочие визы — вопрос не ко мне. Такие проверки ФМС проводит, конечно, нечасто — как только поступает информация о нарушениях миграционного законодательства. Это не только концерты, это различные области. Об этом концерте тоже поступила информация. Если нарушение обнаружили, то принимающая сторона платит штраф, то есть привлекается к административной отвественности. За подобные нарушения миграционное законодательство предусматривает от 250 до 800 тысяч рублей за каждого, а самим артистам грозят штрафные санкции — по 3 тысячи рублей».
Андрей Резников
генеральный продюсер радио «Рекорд» и компании «Росдэнс», проводившей «Супердискотеку»
«У нас есть предположение, что это может быть заказ конкурентов, потому что идет острая борьба на радийном рынке. Как вы знаете, радио «Рекорд» вышло в Москве в конце декабря, соответственно, это очень серьезно бьет по московским станциям и отнимает их аудиторию. С другой стороны, сам фестиваль «Супердискотека 90-х» существует почти десять лет и становится одним из главных фестивалей страны, а у конкурентов есть похожие мероприятия. Но я бы этот способ не назвал эффективным — мероприятие отпиарилось очень неплохо как раз благодаря этой проверке. С правовой точки зрения мы считаем, что правы мы, а не ФМС. ФМС настаивает на том, что артисты не имели разрешения на работу в России. Их мнение такое: неважно, гастарбайтер ты или артист, — все равно должен получать разрешение на работу. Инициатива правильная, но с точки зрения всего нашего бизнеса ситуация здесь совершенно иная. ФМС не очень представляет, как работает гастрольный бизнес: мы не нанимаем артиста, не заключаем с ним договор как с физическим лицом. Артисту не нужна рабочая виза, потому что контракт заключатся не с ним напрямую, а с его работодателем. Здесь такая же ситуация, как когда вы едете в командировку — вам же не нужно получать рабочую визу. А если бы мы заключали договор с артистом как с физическим лицом напрямую, артист был бы обязан пройти на территории Российской Федерации ряд медицинских обследований — например, приезжает Мадонна, а ей обязательно нужно сдать анализ мочи, анализ на ВИЧ, сходить в поликлинику. Вот вы представляете себе Мадонну, писающую в баночку? Можно, конечно, приравнивать артиста к гастарбайтеру, как предлагает ФМС, но тогда это закончится не тем, что все будут сдавать анализы, а тем, что просто никто не будет выступать в России. В зависимости от того, как эта ситуация будет решена — будем мы оштрафованы или нет, — будет развиваться гастрольный бизнес. Мы уверены в том, что сотрудники ФМС правильно разберутся в этой ситуации, принесут извинения иностранцам и штрафов никаких не будет. Мы уверены, что окажемся правы. В любом случае наконец выработается система, как должны работать промоутерские компании. Сейчас, поверьте мне, ни у кого артисты анализов не сдают. Вообще, музыканты, которых заперли в гримерках и оштрафовали, отнеслись к этому очень негативно. Например, у солистки Snap вообще была истерика. Другие были в шоке, большинство из них восприняли это как следствие плохих отношений между Россией и западным миром — вроде того что началось давление на представителей Запада. Конечно, с иностранными артистами надо обращаться аккуратнее — иначе это все приведет к сильно завышенным ценам для России или вовсе отказам выступать».
Елена Маслова
пиар-директор концертного агентства «Мельница»
«Все крупные агентства, насколько мне известно, работают по той же схеме, что и мы: привозят артистов по визе, которую условно можно назвать «артистической», гуманитарной. Это виза, которая позволяет артистам выступать здесь совершенно легально. Выдается она на основании документов, которые приходят из МИДа в посольство. Крупные агентства, которые я знаю, по туристическим визам не работают. Гуманитарные визы дороже, процесс получения более долгий, потому что существуют всякие утверждения в МИДе, в Министерстве культуры, надо пройти несколько инстанций. С туристической визой, как вы понимаете, все гораздо проще, быстрее, дешевле, поэтому кто-то ими пользуется. Привозить по такой визе, тем не менее, чревато неприятными последствиями. Хотя с «Супердискотекой» — первый громкий случай, который попал во все средства массовой информации. Но я знаю, что бывали инциденты, когда артистов просто не пропускали на границе по туристической визе. На границе они имели неосторожность сказать, что приезжают на выступление, или это было понятно из оборудования, которое они с собой привозили. Их не пускали, концерты срывались. Очень часто диджеев привозят по туристическим визам, потому что вроде оборудования немного. Но я знаю, что даже их стараются делать по легальным визам. Видимо, теперь все, даже мелкие агентства, которые привозят артистов для корпоративов, будут стараться делать рабочие визы, чтобы избежать таких неприятных историй. В данном случае артисты отделались небольшим штрафом — но у промоутеров уже своя будет история, они будут разбираться, и штрафы будут гораздо крупнее. Собственно говоря, это двусторонняя штука. Русским, как вы знаете, практически везде нужны визы самим. Чем сложнее мы делаем свою визовую ситуацию, тем сложнее и российским артистам и гражданам получить визу в другую страну. А если происходит какое-то послабление в политической ситуации между странами, это сразу отражается на визах. Это главный барометр».
Александр «Савьер» Хмелевский
промогруппа Lion Is the Sun
«Все промоутеры, кого я знаю, привозят музыкантов по туристическим визам. Исключение тут, наверное, только Наташа Подобед, которая проводит фестиваль SKIF в Петербурге, но там ей делают какие-то культурные визы. Все дело в том, что рабочие визы стоят невозможно дорого. Понятно, что с какой-нибудь Мадонной другие расклады: я их не знаю, но могу предположить, что когда на мероприятие приходят тысячи людей, возможность сделать рабочую визу есть. А когда музыканты приезжают, на них приходят сто человек, еле отбиваются билеты на самолет — о чем тут говорить? Промоутеры в случае чего могут сказать, что музыканты приехали по дружбе, денег не получают — такая практика существует. У меня, правда, такое было один раз всего лишь. Я недавно делал концерт Grouper и High Wolf, и мы с ними обсуждали эту тему. Они говорили, что в Штаты нужна рабочая виза. И пограничники могут просто проверить в «Гугле» твое имя и фамилию, увидеть, что ты музыкант и будешь играть концерт, — ну и дальше принять меры. У кого-то из знакомых High Wolf была такая ситуация, у человека был целый тур намечен, он приехал с туристической визой, и его не пустили. То есть в Штатах к этому очень серьезно относятся. У меня, слава богу, за все время, что я делал концерты, никаких проблем не возникало. Хотя я все время переживаю, что такое может произойти. Насколько мне известно, в российских аэропортах периодически какие-то группы разворачивают. Но чаще, мне кажется, пограничники не заморачиваются. Я, честно говоря, не знаю, какие законы в России по этому поводу. Мне сложно дать точную оценку. В плане официальных бумаг, контрактов я человек недалекий и копаться в этом не хочу. В принципе, получить визу в Россию довольно-таки просто. Я никогда не делал рабочей визы никому, я просто знаю, что она стоит в районе 3 тысяч долларов, если я ничего не путаю. Ну и представьте: приезжает группа Fucked Up из шести человек — сколько будут стоить их визы, сколько в таком случае должны стоить билеты на концерт, сколько должно прийти людей, чтобы все окупилось? Никакой же закон не регулирует то, что ты можешь попасть на деньги. Государство тебе это не компенсирует. А что касается «Супердискотеки 90-х» — все-таки это большое мероприятие, и там, наверное, замешаны очень большие деньги. Поэтому, видимо, ФМС и приехали туда. Вряд ли они приехали бы на какой-нибудь хардкор-концерт и сказали бы: «Ребята, что это вы привезли панков и зарабатываете на них деньги?»
Борис Барабанов
музыкальный обозреватель газеты «Коммерсант»
«Раньше такие проверки ФМС не проводила — по крайней мере, я такого не помню. Почему решили провести сейчас? Возможно, на примере известных музыкантов, которых все знают, хотят показать пример обычным людям, которые приезжают сюда работать, что неплохо бы договоры все-таки заключать. Видимо, если этого до сих пор не было, существовала какая-то негласная договоренность между промоутерами и миграционной службой. Вчера я прочитал открытое письмо Бари Алибасова, в котором он приводит пример: мол, несчастную группу «На-На» не выпускали в Америку, когда они ехали выступать на какое-то престижное музыкальное собрание, потому что у них не было рабочей визы. И в принципе, есть много примеров, когда наших артистов не выпускали. Скажем, есть такая группа Blast — им, по-моему, на год закрыли въезд в Британию, когда в посольстве кто-то узнал, что они выехали по туристической визе, но при этом дали концерт в клубе. И всякие местные дипломаты и экспаты писали письма в английское посольство, чтобы музыкантов не поражали в правах. Но я думаю, что сравнивать условия работы иностранных граждан в России и условия работы иностранных граждан за рубежом — это то же самое, что сравнивать автомобили, компьютеры и телефоны, которые производятся здесь и на Западе. И отталкиваться от тезиса: «смотрите, наших туда не пускают без разрешения на работу, значит, и мы не будем» — странно. Возможно, таким образом пытаются защитить русского производителя — но смысл в чем? Что, если приедет группа The Rolling Stones, она отберет хлеб у Григория Лепса? И вместо Лепса в Лужниках выступит Мик Джаггер и заработает его деньги? Короче говоря, я бы с удовольствием посмеялся над этой ситуацией, но знаю, что это вроде не единственная акция, которую собирается провести ФМС. Видимо, какое-то время все на эту тему будут очень сильно нервничать.»