Премьера новой EP музыканта DZA
«Афиша» представляет премьеру новой записи Диззы, одного из самых интересных российских молодых электронных музыкантов, — EP «Surrender», целиком сыгранную живьем и представляющую собой решительный шаг в сторону новой танцевальной электроники. Расширенные комментарии автора прилагаются.
Фотография предоставлена музыкантом
В «Surrender», кроме прочего, хорошо слышно, насколько ловко и живо Дизза научился играть концерты — это очень живая музыка
Странным образом как-то так получилось, что об Александре Холенко — он же DZA, он же, для простоты транскрипции, Дизза — мы до сих пор говорили в основном мельком: в связи с его участием в альбоме и живом составе Муджуса, в связи с его появлением в статье «Пичфорка» о русской электронике, в связи с его кавером на «Мумий Тролль» в рамках проекта «Делай меня точно», в связи с его живыми выступлениями — ну и так далее и так далее. Это, конечно, не вполне справедливо — потому что Дизза более чем заслужил отдельного разговора. За каких-то шесть-семь лет выходец из Владивостока сделал головокружительную, в сущности, карьеру, превратился из продавца дисков на Горбушке, пробавлявшегося карикатурным хип-хопом и пробовавшего себя в электронной музыке, в одного из самых значимых российских битмейкеров, который востребован далеко не только на внутреннем рынке. Дизза приятельствует с Хадсоном Мохоуком, пишется с американскими рэперами и европейскими коллегами, выпускается на зарубежных лейблах, ездит на гастроли за границу с той же частотой, как в города России, и вообще в его случае как-то даже неловко применять тот же самый ярлык «новая русская музыка» — потому что она настолько же русская, насколько общемировая. В общем, самое время предоставить человеку максимальное личное пространство — тем более что имеется весомый повод: новая ЕР «Surrender», на которой Дизза в значительной степени меняет представление о себе, которое могло сложиться у слушателя. Вместо ломаных битов и изобретательных вариаций по мотивам чужих семплов — собственные мелодии и в лучшем смысле слова прямолинейная музыка с натуральными мелодиями и темпом, предполагающим танец. Фирменные приемы Диззы при этом тут по-прежнему есть — просто они поданы иначе: легче, ярче, в каком-то смысле более весомо. В общем, если совсем кратко, на заложенное в заголовке предложение сдаться я лично отвечаю согласием. А длинно и не надо — длинно пусть расскажет сам автор, тем более что говорить у него получается ничуть не менее интересно, чем музицировать, и в нижеследующем монологе, как мне представляется, высказан целый ряд важных и нужных мыслей о том, как живет современная электроника, и о том, как она живет конкретно в России. Внимайте.
Премьера: DZA — «Surrender EP»
Александр Холенко
DZA
«Генеральной идеей была смена настроения. Меня просто в какой-то момент задолбала вот эта тягучесть битс-музыки. Пошли фестивали, маленькие клубы стали сменяться на большие, и начались проблемы: если люди не знают, кто перед ними, если они не готовы к такой музыке, они себя в нее не впускают. Она просто не способствует тому, чтобы как-то расслабиться, — если ты знаешь, что играет, ты стоишь и врубаешься, других вариантов нет. А мне в свою очередь было не очень интересно ее играть — в лучшем случае люди стояли как истуканы и смотрели на меня. А хотелось, чтобы они реагировали. Хотелось вечеринки. Постоянно так бывало: ты отыграешь, после тебя выходит какой-то непонятный диджей, играет танцевальную музыку — и все пляшут, и это настоящая вечеринка. Это меня и сподвигло делать что-то более жизнеутверждающее и энергичное. Чтобы не скучно было.
Я себя принудительно тренировал, дрессировал, учился гармониям и аккордам. Тут уже другой для меня уровень. Раньше я отталкивался от семплов. Все это битмейкерство построено на том, что ты берешь какой-то кусок чужой музыки, переворачиваешь его с ног на голову, добавляешь бит — и от этого пляшешь. Тут нет такого, что ты хочешь какую-то мелодию — все на случайности построено. А теперь я решил подойти с другой стороны. Даже если что-то и заимствовал — играл сам; ну это тоже нормально — как говорится, все песни уже написаны. И самая большая тонкость — технологическая. Я играть-то, в общем, не умею, поэтому мы в процессе работы над EP вместе с ребятами из Бельгии и Италии сделали несколько патчей. Один даже развился до серьезных масштабов — вот-вот уже выйдет приложение Beatsurfing для айпэда. Смысл в чем: у тебя есть поле, и ты на нем можешь расставлять четыре элемента — кружок, квадрат, одну палку и другую палку. И они настраиваются очень гибко. Это такой контроллер для Ableton Live, каждое нажатие, например, кругляшочка управляет определенными процессами, которые ты на него назначаешь. Это во многом революционная вещь. То есть на айпэде есть программы от Akai или Korg, но они просто спекулируют на своем старом дизайне, функциональности в этом ноль. А тут фишка в том, что ты именно скользишь пальцем по экрану, а не тыкаешь в виртуальные кнопки. У меня возникла простая проблема. Сначала я выступал с компьютером, но он лажал, ломался — и тогда я перешел на железо, на семплер и MPC. Но в какой-то момент понял, что не могу с его помощью играть ту музыку, которую хочу. Мне все равно нужен компьютер. И мы начали придумывать всякие интерактивные штуки, чтобы это интересно повернуть. Отсюда и взялись и джойстики от приставок, и все остальное.
Разъясняющее видео о программе Beatsurfing, которая скоро появится в AppStore
В каком-то смысле похожая история была с Cut2Kill. Мы, когда ездили с предыдущим альбомом Муджуса, часто сталкивались с тем, что публика не была готова к такой музыке. А ты же серьезно к ней относишься. Даже не просто серьезно — с трепетом. Бывали ситуации, когда промоутеры были, мягко говоря, не в курсе нашего музыкального контекста, а просто везли, потому что модно, и публика, пришедшая на концерт, кричала всякие неизвестные нам ранее подробности о нашей сексуальной ориентации и всячески оскорбляла. Естественно, не хотелось перед таким быдлом петь или душу раскрывать. А потом на сцену выходил диджей Кабан, и начинался полный улет. И мы решили сделать жесть. Референс был такой — мы делаем бескомпромиссный хардкор, чтобы после нас было играть вообще невозможно. Сейчас у меня, конечно, другое — я как раз старался максимально исключить агрессию. Чтобы звучало громко, но неагрессивно.
Кто мне помогал? Ну, ребята из Бельгии — это группа Herrmutt Lobby, мы с ними записывались. А моего приятеля из Италии зовут Стефан, он же sph9000. Мы с ним познакомились еще в середине нулевых, когда я начал работать в программе Reaktor. Он жил в тот момент в России и сам на меня вышел — сказал, что тоже хочет заниматься такими вещами, но не знает, с кем поговорить. Я его свел с Lazyfish, который был одним из инженеров Reaktor, они как-то завязались. Потом он уехал учиться звукоинженерии саунд-дизайну в Нью-Йорк — и приехал оттуда уже таким мегамозгом. У него есть своя инди-компания — называется «Мать синтеза» по-русски. И на всех примочках вместо, допустим, «delay» написано — «кровь». Они делали в какой-то момент патчи для Lemur — было такое приспособление, его использовали всякие музыканты с Warp; была даже одна смешная фотография — сидит Ричард Дивайн, рассказывает про патчи свои, а у него там большими буквами написано «КРОВЬ». В общем, Стефан сейчас живет в Лондоне и делает какое-то совсем революционное изобретение — уже не программа, а такая машина настоящая, как модулярный синтезатор, но не синтезатор, а перформер. С него можно концерт играть, к нему можно джойстики подключать, электрогитары, то есть смысл в том, чтобы электронная музыка динамически игралась, как рок-концерт. Мы с ним общались пару дней назад, он в какой-то момент оборвал разговор и сказал: слушай, мне привезли опытные образцы из Китая, все, пока. Он потом собирается на ПМЖ в Россию переехать — ему очень нравится Балашиха и всякие подобные места.
Примерно так выглядели эксперименты Стефана sph9000 с инструментом Lemur в 2007 году
Что касается японских влияний — мне очень нравится стилистика японского хайтека. Мне нравится некоторая музыка из аниме — вот есть такой человек Сусуму Хирасава, который к аниме «Паприка» писал саундтрек: ему лет 60, и он при этом выступает с кучей хайтековых приблуд, с какими-то электронными перчатками, которыми он машет в воздухе, очень любопытно все это смотреть. Вот эта какая-то постсамурайская эстетика мне близка. Я вообще хотел, чтобы все это звучало, как музыка к мультфильмам и видеоиграм. У меня вся стена дома картриджами занята и приставками — это уже как болезнь. Я думаю, что те, кто так же, как я, на этом помешан — они считывают эти вещи. Я использую какой-то семпл из игры, и мне начинают писать в комментариях — чекпойнт! В «Surrender», например, использованы из «Street Fighter» звуки, или из «Марио», когда бонусы дают.
Я начал больше слушать поп-музыку, разбирать, что там и как сделано, интегрировать эти элементы в свою непрофессиональную экспериментальную электронику. Вообще, как бы странно это ни казалось, меня когда спрашивают — знаешь того-то? а того-то? — я обычно отвечаю: нет. Все думают, что я кокетничаю, но это правда. Я слушаю в основном гитарную музыку, американский хардкор, The Cure, особенно люблю The Smiths. Для меня идеал — это Джонни Марр. Я у него, по сути, учился мелодике. А поп — это как образование: я слежу за каждым новым клипом Мадонны, мы в своей тусовке обсуждаем Рианну, Келвина Харриса. Вот недавно Давида Гетты новый альбом послушал. Он на двух дисках. Гетта сам говорит в интервью: мол, на первом диске типичная классическая моя музыка, а на втором — уже для моих давних слушателей, чтобы они поняли, что я умею еще и вот так. А «вот так» — это жалкая пародия на Daft Punk с элементами дабстепа. Очень омерзительно звучит, такое ощущение, что он писал это в поезде на айпэде.
Кавер Диззы на песню The Smiths «Girl Afraid», вышедший в рамках американской компиляции «Pop Massacre 2»
Вся эта новая электроника совершенно непредсказуема. Ну то есть понятно, почему Джеймс Блейк выстрелил — у него очень органичный альбом, он, как и, например, Caribou или Burial, — один из тех музыкантов, которых я могу слушать в плеере. А вот то, что мне приходит по рассылкам лейблов или магазинах... Они пиарят какой-то хаус непонятный — там плохой звук, там все неинтересно, и при этом эти ребята собирают большие площадки и выступают хедлайнерами на фестивалях. Я не понимаю, как это так. Или вот на Error Broadcast только что вышел винил Montgomery Clunk — очень хороший. Я спрашиваю людей с лейбла — ну как, гребете деньги лопатой, наверное? А они отвечают — ты знаешь, если честно, вообще не продается пластинка. То есть это все вообще непредсказуемо. Если про тебя пишут на Pitchfork или XLR8R — это вообще ничего не значит.
Я сознательно долго занимался теорией, звуком и прочими вещами. Это дает результат. Я без хвастовства говорю — когда я играю на фестивале среди других русских электронщиков, у меня громче и чище звук. Я вот слушал альбом, который Moa Pillar выпустил, — я могу ошибаться, но кажется, что он очень по наитию сделан. Как пошло — так и пошло. Он звучит непрофессионально, он, например, априори не может быть востребован в Америке. Там люди просто воспитаны на крутом продакшене — даже контент может быть дерьмом, но если это круто звучит, это будет востребовано.
Примерно так сейчас выглядят живые выступления Диззы
Мы перестали заниматься How2Make как сообществом, когда я понял, что некоторые участники не хотят работать на имидж, зато хотят его использовать. Это слишком простой путь. Не хотелось никого отдельно обижать, поэтому я решил обидеть всех (смеется). А сейчас я уже понимаю, какой лейбл хотел бы делать. Плюс с западными лейблами бывает куча загвоздок — они могут корректировать дизайн, попросить поменять трек. А у тебя же есть своя концепция, ты типа художник. А самая засада — у всех есть своя сетка вещания, которую они могут подстраивать под своих любимчиков. То есть если у Warp лежит готовый релиз Хадсона Мохоука, и к ним прибегает Афекс Твин и говорит: чуваки, у меня EP, — они Хадсона выпустят через полтора года. Собственно, так и было: я в конце 2010 года встретил Хадсона где-то в Европе, он говорит — вот уже отдал альбом на Warp, должен выйти. А вышел он в итоге через полтора года. С моими релизами тоже такое происходило — они выходили через год после того, как мне уже надоело самому эти треки играть. Я решил, что свой интернет-лейбл — оптимальный выход.
Не помню, кто это сказал: каменный век кончился гораздо раньше, чем у людей кончились камни. Вот это очень про Россию. Допустим, у моих родственников есть такой стереотип: о, ты нигде не работаешь, ты музыкант, наверное, ты голодный и у тебя нет денег. Или, скажем, — если посмотреть на сайты большинства интернет-магазинов, там вообще нет доставки в Россию. В Киргизию можно заказать, а в Россию — нет. Или: я начал заниматься лейблом и столкнулся с тем, что здесь нельзя обналичить PayPal. При этом понятно, что основная аудитория покупателей этих дисков — в Америке, в Европе, в Японии, в Корее, в Австралии, где угодно. Я уже не говорю о том, что я отправляю пластинку в Англию, а ее шлют в Ангилию — есть такие острова между Кубой и Новым Орлеаном. Был такой реальный случай. Хотя можно на это и позитивно смотреть. Вот лейбл, по идее, должен печатать винил. Но в России это глупо — здесь же его напечатать невозможно. Получается, что ты заказываешь тираж, тебе присылают тест-пресс, две недели он идет, доходит, ты даешь добро, тебе еще через месяц присылают пластинки — и потом ты их отправляешь обратно в Европу. Это нелепо. Приходится генерировать другие идеи — отсюда и берутся всякие брелочки, собачки и всякая фигня.
«Каменный век кончился гораздо раньше, чем у людей кончились камни. Вот это очень про Россию»
В какой-то степени обидно, что в России музыку не покупают. Но это все зависит от обстоятельств. Например, приезжаешь ты в Одессу — там хипстер на хипстере сидит и хипстером погоняет. При этом если на дискотеке играет музыка, которую они не слышали в телевизоре, они не танцуют. Ну и камон, что это за хипстеры такие?! А, с другой стороны, приезжаешь в Тюмень, где страшно по сторонам на улице смотреть, и там народ отлично колбасится хоть под эмбиент, хоть под дабстеп, еще и подпевает временами. Все зависит от местных лидеров. Валить — какой смысл? От себя самого все равно не уедешь, да и это палка о двух концах: ты все равно по итогу и там будешь дикой зверушкой, и здесь. Надо здесь работать. Если есть люди, которые занимаются воспитанием публики, тогда что-то появляется. Я вот взял с How2Make паузу на пару лет — а теперь опять пора заниматься воспитанием».
«Surrender EP» выходит на лейбле How2Make: приобрести запись можно и прилагающийся к ней мерчендайз можно здесь или здесь
Презентация EP в Москве состоится 2 июня в Rodnya Studio — кроме автора «Surrender» сыграют OL, Lapti и Miracle Libido