Die Antwoord о Южной Африке, любви к Дэвиду Линчу и подлинности
На следующей неделе в Москве выступят Die Antwoord: южноафриканцы, мешающие современное искусство, хип-хоп и рейв и снимающие дикие клипы; одна из самых удивительных поп-групп последних лет. «Афиша» поговорила с Ниндзей, мужской половиной Die Antwoord.
Изначально в Die Antwoord состояло три человека: Ниндзя, Йоланди и диджей Хай-Тек — он же Леон Бота, удивительной внешности человек, страдавший редкой болезнью прогерией. Однако в прошлом году Бота, к сожалению, скончался. Die Antwoord — вообще очень загадочные ребята: на этой фотографии аж пять человек; Ниндзю можно узнать по обильным татуировкам на корпусе
— Вы с Йоланди уже собирали несколько групп до Die Antwoord. Как вы думаете, почему именно на этот раз вас все заметили?
— Мы наконец нашли то, что искали. Каждая из этих групп так или иначе пыталась понять, где этот самый крючок, на который можно поймать публику. Например, когда мы делали The Constructus Corporation, нам казалось, что корпоративная эстетика — хорошая форма, чтобы донести что-то до людей. Это, конечно, было глупо. А потом мы с Йоланди нашли ответ. Поэтому группа и называется Die Antwoord («ответ» на языке африкаанс. — Прим. ред.). Конечно, важную роль сыграл интернет. Сначала мы на него мало внимания обращали, а потом вдруг поняли: можно же просто делать музыку и сразу выкладывать ее на всеобщее обозрение! И еще важный момент: я очень люблю комиксы, и мы каждый раз, когда собирали группу, придумывали себе каких-то персонажей, своего рода супергероев таких. С каждым разом, с каждой новой группой я погружался все глубже в собственное сознание и, когда мы придумывали Die Antwoord, опустился на самое дно. Тут-то все и щелкнуло.
— Вам же, кажется, вообще очень важная визуальная сторона дела.
— Ну мы же художники, творцы. Все же просто: у человека пять чувств, у него есть уши, глаза, и все это надо использовать. Настоящий художник должен предоставлять что-то для каждого органа чувств, не только для ушей. Большинство музыкантов просто очень ленивы.
— При этом у вас песни часто неотделимы от видео: одно плохо воспринимается без другого.
— Ну конечно, в этом весь смысл. Тут, правда, есть обратная сторона: видео может все на хрен испортить. Поэтому нужно быть очень осторожным. Мы за всю историю Die Antwoord четыре раза выкидывали целиком снятые клипы.
Новейший клип Die Antwoord, выпущенный в октябре этого года. Обратите внимание на двойника Леди Гаги, а также Йоланди в гриме блэкфейс — неполиткорректный способ гримироваться под черных, который активно использовали в начале XX века
— Я еще читал, что вы больше не хотите записывать альбомы.
— На данный момент точно не хотим, да. На альбомы слишком много времени уходит, и ты от них не так-то и много получаешь. Мы теперь хотим делать отдельные песни, и чтобы у каждой был клип. Песня без видео для нашей группы — пустая трата времени.
— Какие у вас вообще отношения с Южной Африкой? Я так понимаю, вы в Америке намного популярнее, чем на родине.
— Мы иногда играем там концерты, хотя, конечно, меньше, чем в США. Тем не менее мы как минимум известны. Все африканцы вообще делятся на два типа: есть наши преданные фанаты, а есть люди, которые нас люто ненавидят, считают, что мы позор нации и что мы должны куда-нибудь уехать. Это смешно, получается такой инь и ян. Но уезжать мы никуда не собираемся. Это наш дом, нам нравится наша страна.
— А почему кто-то думает, что вы плохо страну представляете?
— Да они просто закомплексованные. Почти все африканцы не уверены в себе и переживают по поводу того, как Африка выглядит в глазах других людей.
— Вы, по-моему, почти в каждом интервью стараетесь упомянуть «Район №9». Вот и сейчас настал такой момент. Чем он вам так дорог?
— Это мой любимый фильм. А главное — первый охренительно хороший фильм из ЮАР. Мы были в шоке, когда его увидели, а главное — он помог мне понять Die Antwoord, про что мы вообще. Фильм появился почти одновременно с группой, как раз когда мы все задумывали. Момент, когда я его увидел, сравним с моментом, когда я первый раз в жизни увидел океан. Кстати, реакция на него ровно такая же, как на нас, — его в ЮАР либо обожают, либо ненавидят. У нас вообще очень остро реагируют на что-то мало-мальски странное и необычное. Но это все тоже от закомплексованности.
— При этом вы все равно отказались, когда Нилл Бломкамп предложил вам сниматься в его новом фильме.
— Это было очень сложное решение. Мы с Ниллом вообще-то друзья, часто общаемся. Просто дело в том, что главный герой в его фильме — американец. И он хотел, чтоб я его сыграл. И как бы я ни хотел поучаствовать в фильме Нилла, я не мог допустить, чтобы первой моей ролью в мейнстримовом кино стала роль американца. К тому же мы в тот момент были очень заняты, дописывали альбом «Ten$ion». А из всего, что мы делаем, музыка — самое сложное, она отнимает больше всего сил и эмоций. Потому что музыка — это вообще самое чистое, что есть в мире.
«Enter the Ninja», клип, с которого началась интернет-популярность Die Antwoord и в котором группа объясняет, кто они такие
— Вы сейчас вроде задумали делать какой-то сериал. Что это за история?
— Да, в феврале должны съемки начаться. Не буду рассказывать, про что он. А как это вышло… Вы Дэвида Линча знаете? Он изменил мою жизнь. До него я любил только музыку, а он мне показал, какие вещи можно делать с помощью других медиа — в том числе сериалов. Я почти не смотрю телевизор, но я никогда не забуду, как первый раз посмотрел «Твин Пикс». Никогда бы не мог предположить, что телевидение может произвести на тебя такой эффект — как в кино: когда смотришь, как заколдованный, какой-нибудь очень хороший фильм и не можешь оторвать от него взгляд. «Твин Пикс» брал под свой контроль твой мозг, помещал тебя в состояние какого-то волшебного транса. Остальное телевидение, конечно, полное дерьмо на этом фоне. Ну и я думал, что величие «Твин Пикса» невозможно повторить, пока не увидел «Breaking Bad». Мы посмотрели его с Йоланди и офигели. Второй лучший сериал в истории после «Твин Пикса». Мы вообще в тот момент работали над полнометражным фильмом Die Antwoord, но после этого решили превратить его в сериал. Понимаете, ведь Die Antwoord — это для нас в каком-то смысле многосерийное искусство. Вот мы и решили — буквально — снять много серий, чтобы изложить свой ответ, то есть Die Antwoord. В принципе, это будет продолжение наших видео. Мы же уже экспериментируем с ними: в «Baby’s On Fire» есть целый сюжет, у «Fatty Boom Boom» — вступление.
— Вы уже второй альбом записали, более-менее заявили о себе, но до сих пор находятся люди, которые не понимают — не издеваетесь ли вы, насколько все это всерьез, по-настоящему. Не злит это вас?
— Да, я уже сильно от этого устал. Но мы же правда очень странные. Смешиваем андеграундный хип-хоп, рейв и попсу. Вроде строим из себя каких-то персонажей. Люди нас слушают самые разные. Никто не верит, что нас можно серьезно слушать. И американцы все правда такие — а чо, я не понимаю, это, наверное, шутка какая-то? Но ведь и про реальность трудно бывает понять — это все всерьез или кто-то над тобой издевается? Как ты сам повернешь, так все и будет.
Die Antwoord выступят в выставочном зале на «Красном октябре» на вечеринке Casa Bacardi в следующую пятницу, 7 декабря. Там же сыграет американская группа Twin Shadow. Остерегайтесь фейсконтроля.