перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

«Нам надоело спать»

«Афиша» представляет премьеру трех новых песен поп-певицы Даши Люкс, написанных в соавторстве с ее новым творческим партнером Иваном Красотиным: два веских англоязычных плясовых трека плюс самозваный гимн фейсбук-революции.

Фотография: Иван Оноприенко/предоставлена пресс-службой Даши Люкс

Иван Красотин в механистическом обличье и Даша Люкс

 

Общественность нередко ставит на вид «Афише», что молодые музыканты, которых «Афиша» ставит на вид общественности, потом куда-то деваются и растворяются в информационном шуме. Претензия сама по себе не совсем легитимная, поскольку за дальнейшую судьбу означенных музыкантов вряд ли несет ответственность редакция, — и тем более нелегитимная, что в некоторых случаях молчание означает паузу, а не полное исчезновение с радаров. Именно этот некоторый случай мы имеем с Дашей Люкс, певицей, поставившей перед собой титаническую задачу преобразить к лучшему отечественную поп-музыку. Мы писали о ней два с лишним года назад в связи с обаятельным суперхитом «Богиня красоты», потом были и другие хорошие песни, и отменный кавер на песню «Делай меня точно» в рамках нашего трибьюта «Мумий Троллю» — но, наверное, могло создаться впечатление, что в последнее время Даша сошла со сцены. Впечатление, конечно, ложное — поскольку девушка занималась тем, чем и должны заниматься музыканты, то есть много давала концерты. И теперь — новый ход. Даша Люкс нашла себе нового творческого партнера — питерского человека с подходящей к случаю фамилией Красотин; сейчас у них уже готовы три новые песни, которые и можно послушать ниже; дальше — больше. Надо сказать, что отечественная поп-музыка в последнее время и сама неожиданно начала меняться к лучшему — но Даша Люкс точно может способствовать ей к украшению. С музыкой Даши случилась скорее не революция, но тюнинг: синтезаторы добавили в кислотности, слышно, что люди знакомы с группой Justice и их коллегами-конкурентами, однако в целом это по-прежнему модный плясовой электропоп, вызывающий в памяти Литтл Бутс, Ля Ру или — из совсем недавних —скандинавов вроде Vanbot или Icona Pop (вообще, довольно странно, что эта сверхвостребованная ниша до сих пор толком не освоена в России). Две песни — на английском, но поскольку предназначены они явным образом для триумфа на танцполах, язык тут, кажется, не столь принципиален. Третья — «Наша страна» — особый разговор. Она посвящена тому, что случилось с этой самой нашей страной в последние два месяца, и разумеется, такая постановка вопроса априори вызывает скепсис: когда девушка, которая вся про танцы и любовь, вдруг решает высказаться на социально-политические темы, неизбежно ожидаешь спекуляции или пошлости. Даше, по-моему, удалось избежать того и другого — и при всем понятном пафосе песня получилась хорошая и точная. Об остальном пусть скажут сами авторы.

 

Даша Люкс

вокал, песни

«Эти синглы с нового альбома для меня — выход на новый уровень. Они более зрелые по эмоциям, более раскрепощенные и уверенные в себе. И конечно, здесь другой уровень звучания. Я люблю свои прежние треки, они принесли мне успех и успехом до сих пор пользуются. И формат остается тот же — по-прежнему такой плотный, модный танцевальный поп, впитавший все инди-веяния. Но мне нелегко было находить общий язык по звуку с аранжировщиками. Мне часто приходилось их склонять в свой формат, в основном насильно. В итоге получалось нечто среднее между тем, что я хочу, и тем, чего хочет аранжировщик. А когда ко мне обратился Ваня Красотин, с которым мы не были знакомы, и прислал минус на песню «French!», я с первых нот поняла: это то, что мне надо. Не конкретно стиль френч-электро, а вот эта мощь, максимализм и мастерство, с которым он сделан. Такое ощущение, что я нашла свою половинку в музыке. Он так же, как и я, любит экспериментировать с разными стилями, хочет, чтоб каждый трек резко выделялся, взрывал изнутри. Но при этом звучание у него получается вполне себе европейским. И мне кажется, что с этими синглами мы поднялись до западного уровня. Недавно с нами хотел подписать контракт один лейбл в Чикаго. Но мы не стали. Он не удовлетворял нашим наполеоновским амбициям.

 

 

Спад интереса ко мне? Ну, наверное, по сравнению с резким взлетом некоторый спад был — и это связано с целым комплексом вещей. Я увлеклась созданием бренда одежды, ушла в личную жизнь — в общем, сама ненадолго потерялась. Для меня же это вообще новый путь, я никогда музыкой профессионально не занималась, «Богиня красоты» была моей первой песней и сразу же выстрелила. И дальше я практически на ощупь, абсолютно интуитивно разбираясь в новой для меня сфере, делала все то, к чему тянуло: то за акустику хваталась, то унеслась на волне фрик-фэшн-вечеринок, металась от одного к другому, хотелось попробовать все. С одной стороны, это круто, это свобода, с другой — не хватало целенаправленности. В общем, я все это воспринимаю как уроки, благодаря которым я выросла как артист и музыкант. К тому же весь продакшен и раскрутку дико тяжело делать своими силами, без бюджетов. Тем более когда все на тебя смотрят и ждут продолжения банкета и феерии. (Кстати, про это песня «Choice», если вслушаетесь в слова.) Да, оказалось, что выбиться на большую сцену не так-то просто. Это примерно как прорастать сквозь асфальт. Такие у нас условия. Не то что тебе мешают, просто реально ничего росту твоему не способствует — кроме тебя самого и Всевышнего. Тем не менее, например, клип «Делай меня точно» охотно крутят по MTV. В феврале мы делаем большой концерт в Москве. Мы основательно подготовились и хорошо вооружены.

В любом случае это факт: у нас талантливым музыкантам сложнее живется, чем на Западе, и отдача значительно меньше. У них просто есть для этого более плодородная почва, шоу-бизнес как машина работает больше века, по здоровым законам физики, на топливе из таланта, мастерства и денег. А у нас здесь все до сих пор только формируется. На таком более глобальном поп-уровне все крутится только вокруг денег и чьих-то личных интересов, там почему-то нет места реальному живому творчеству, а только бесконечный копипейст. И эта вторичная музыка ради денег заполоняет радио и телевидение, приносит доход, который тем, кто ей занимается, позволяет держаться на плаву. Есть и второе измерение — пространство для инди-музыки, но оно ограничено, и я считаю, что взяла от него все, что могла. Для инди-музыки еще не так развиты каналы сбыта, уж простите за цинизм. Об этом не так много говорят, но музыка — это тот же бизнес, и талант талантом, а на развитие музыкантам нужны деньги, и не маленькие совсем. Я не замечала, чтоб в нашей стране люди активно стали покупать музыку в интернете, а ведь на электронные продажи вполне себе неплохо живут наши западные коллеги. Остаются концерты — а для инди любого рода это весьма скромный набор площадок, где ты можешь играть. Меня привозят во все те же клубы, что Tesla Boy, Pompeya и On-the-Go. Это невероятно прекрасное, восхитительное, но замкнутое и малобюджетное пространство, поверьте. И пока Лили Аллен и MGMT делают десятки миллионов долларов, не менее талантливый российский инди-музыкант должен творить чудеса, питаясь собственной самоотверженностью и любовью к музыке. И как быть? Пообщавшись с коллегами по всей стране, я понимаю, что у меня еще сравнительно хороший гонорар, но прожить на него, при этом постоянно вкладывая в развитие своего проекта, — ну это примерно как мышонку в бочке взбить масло в сметану.

 

 

«Пока Лили Аллен и MGMT делают десятки миллионов долларов, не менее талантливый российский инди-музыкант должен творить чудеса, питаясь собственной самоотверженностью»

 

 

 

К песне «Наша страна» я вообще могла бы написать гигантскую аннотацию, но в стихах по-любому лучше получается. Я с детства про это размышляла — про власть, про то, что она творит с людьми, нарушая все мыслимые человеческие законы; я никогда не понимала, почему народы позволяют маленьким группкам людей вытворять с собой такое. Во многих странах эта средневековая система уже прекратила свое существование, а у нас почему-то продолжается. Я застала 1990-е, и да, хотя это был хаос и многие сейчас вспоминают о бандитизме, но, извините, ворота же открылись. Мы глотнули воздуха. Пошло настоящее свободное развитие. У наших родителей и бабушек, возможно, что-то сломалось — а у нас появилось: свобода слова, джинсы, музыка, жвачки, что угодно. И я очень четко помню момент, когда появлялась нынешняя власть, как закрывались телеканалы, закручивались гайки, — у меня внутри все разрывалось; я не понимала: неужели это больше никто не видит?! Наверное, процентов пять людей в нашей стране осознавали, что происходит, они выходили на улицы, протестовали, но по телику это уже не показывали. И ничего изменить уже было нельзя. Но мы привыкли, мы закрылись в своих мирках. В лучшем случае, если повезло или если впахиваешь, как проклятый, — хорошая квартира, хорошая работа, ты можешь пойти в кафе, поехать отдохнуть в Ниццу, пойти в модный клуб послушать модную музыку, жизнь удалась, какие еще проблемы? И когда в декабре поднялась протестная волна в фейсбуке, я поначалу даже глазам не поверила. Забавно, что только сейчас до нас дошло, что с помощью интернета можно не только пробки смотреть и лайки ставить, но и менять порядок вещей в мире. По крайней мере объединяться. И оказалось, что людей, думающих одинаково, не 5%, а как минимум 20–30%, а это немало. Мы можем говорить, мы думаем одинаково, мы умеем «создавать», и мы теперь связаны друг с другом, и поди попробуй разорви эту связь. Время уже не то. Именно поэтому сейчас ни в коем случае нельзя лениться и упускать эту возможность. Произошел реальный поворот, прежде всего в сознании людей. Интернет, социальные сети — не просто место для общения, это способ увидеть друг друга и понять, что мы не хотим жить только ради своих эгоистичных потребностей. Мы хотим и можем изменить мир к лучшему. Вот об этом и песня».

 

 

Иван Красотин

звук, музыка

«Я пишу музыку с 12 лет — и всегда экспериментировал с самыми разными стилями. Мне очень разная музыка нравится — и классика от Моцарта до Рея Чарлза и Фредди Меркьюри, и современные вещи, конечно: из последних я бы выделил Azari & III, Born Gold и живые выступления Gesaffelstein. Было даже время, лет 16 мне было, когда я делал аранжировки для разных попсовых проектов, которые крутились на радио. Хотя мне самому, конечно, нравилось другое — на диджей-сетах я ставил френч-электро, сам тоже пробовал писать нечто подобное. Какие-то треки расходились по социальным сетям, некоторые русские лейблы предлагали мне выпустить мою музыку, но перспективы я в этом не видел, да и звучание меня окончательно не устраивало. А почти год назад я заболел, и как-то так получилось, что под температурой 38 взял ноутбук и написал «French! French! French!». А потом стал искать человека, который мог бы придумать и спеть текст на английском. И как-то раз наткнулся на канале «Дождь» на прямой эфир с Дашей Люкс, где она вживую пела свои песни. Голос меня поразил в самое сердце. Я ее и раньше слышал, в Питере по ней не первый год с ума сходят — но по-настоящему цепануло именно живое исполнение. Я отправил ей трек, предложил записаться — и она согласилась.

Понятно, конечно, что «French! French! French!» написан под влиянием Justice, Sebastian и прочих резидентов лейбла Ed Banger. Я хотел сделать трек именно в этом формате — но разбавить жесткий французский саунд мелодичностью. Да и сама Даша не захотела подстраиваться под формат, сделала свое — в итоге получилось что-то среднее между Justice и Мадонной. А дальше уже все было более спонтанно — скажем, в случае «Choice» я просто наигрывал что-то на синтезаторе, а Даша сходу выдала готовый припев; вышел такой хаус 1990-х с примесью ню-диско.

 

 

Я ориентируюсь на заграничные лейблы, потому что, на мой взгляд, это пока что единственный рациональный путь развития. Но это абсолютно не говорит об отсутствии патриотизма. Когда началась эта волна митинга, это меня очень вдохновило, я даже подумал, что неплохо было бы сделать про это трек, но закрутился и забыл Даше рассказать. А через пару дней она сама прислала мне набросок «Нашей страны» и попросила сделать аранжировку. Мы думаем в одном направлении — это круто, так очень просто и комфортно работать. Мне хотелось, чтобы песня звучала как современный гимн, такой саундтрек к инди-революции. Так и получилось.

У меня нет музыкального образования, но я страстно любил музыку с детства и уже тогда поставил себе цель стать композитором, писать такую музыку, которая будет вдохновлять и покорять людей. Нужно было просто начать. Когда я сейчас вижу, как люди реагируют на мои треки, я счастлив. Я не раз проходил путь от мечты до ее осуществления. Чем больше работаешь, тем больше отдачи — это закон, как может быть иначе? Мы с Дашей абсолютно совпадаем в убеждении, что возможно все, к чему стремишься по-настоящему. Амбиции у меня простые и вполне естественные — чтобы мою музыку услышало и полюбило как можно больше людей. Конечно, очень важно анализировать то, что происходит вокруг, понимать, что будет актуально в той нише, где ты находишься. Конечно, без четкого плана действий не обойтись. Но пока мы удачно выполняем все его пункты».

 

Скачать новые синглы Даши Люкс (архив, 21 МБ)

Презентация новых треков Даши Люкс состоится 16 февраля в клубе Dandy Cafe (фейсконтроль, дресс-код и пр.). Большой сольный концерт певицы состоится через два дня, 18 февраля, в клубе Lookin Rooms.

Официальное сетевое представительство Даши Люкс можно найти здесь, а Ивана Красотина — здесь.

Ошибка в тексте
Отправить