перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Премьера нового альбома Chikiss «Ничего не бойся»

Петербургская певица Галя Чикис записала новую пластинку: теперь она играет космическую синтезаторную музыку, похожую на заокеанский пост-нью-эйдж, и сводит вместе песни собственного сочинения с кавер-версиями «СБПЧ» и номерами на стихи лидера группы «Лисичкин хлеб». «Афиша» представляет премьеру альбома «Ничего не бойся» — с комментариями самой Гали и плейлистом 10 лучших синтезаторных партий по версии певицы.

Последний раз я слышал Галю Чикис на первом в своей жизни квартирнике. В старой квартире в доме на Тверской она самозабвенно разбиралась с неожиданно оказавшимся в ее распоряжении маленьким синтезатором, а потом включила айпод, взяла микрофон и стала, пританцовывая, петь замечательную и преступно неизвестную песню омской группы Arm Author «Расписание». Обстановка была предельно дружественная и домашняя. Я еще подумал тогда, что Гале она очень подходит. Ее новый альбом только подтверждает этот тезис.

Надо сказать, что за три года, которые прошли с момента выхода пластинки «Медленно», с Галей произошло не меньше событий, чем с группой «Лемондэй». Первый состав ее группы распался; появился второй; потом разбрелся и он; параллельно Чикис завела массу новых творческих знакомых — записывалась с лидером Padla Bear Outfit Арсением Морозовым и с группой «Сансара», подружилась с Борисом Покидько из анархистского ансамбля «Лисичкин хлеб» (см. нижеследующую песню «Девочка, которой нет») и с екатеринбургским поэтом Сергеем Даниловым (см. «Танцы»), и это уже не говоря о массе посторонних спонтанных записей. Учитывая Галину продуктивность, может показаться даже странным, что альбом Chikiss выходит только сейчас, но все вопросы исчезают, когда начинаешь его слушать: дело-то, оказывается, не в том, что Галя набирала разнообразные музыкальные валентности; дело в том, что она избавлялась от лишнего. «Ничего не бойся» — одновременно совершенно космический (по звуку) и очень домашний (по духу), размашистый и тихий, понятный и очень странный. С одной стороны, все предельно понятно: девушка и ее синтезатор, широкие аналоговые мазки, обволакивающий пост-нью-эйдж, инвертированный в песни про внутреннее и частное и неизбежно вызывающий ассоциации с массой людей в диапазоне от Ggle Highs и Oneohtrix Point Never до, скажем, Motion Sickness of Time Travel. С другой стороны, как бы следуя заголовку, Чикис выстраивает тут предельно личное, защищенное музыкальное пространство, лелеет очень свои сны о чем-то большем; в сущности, достаточным подтверждением этого тезиса будет тот факт, что другого альбома, где могли бы соседствовать тексты того же Покидько и кавер на «СБПЧ» (см. «Втроем»), в природе нет и, кажется, быть не может. В этом контексте и перспективы «Ничего не бойся» вполне понятны — слишком много друзей не бывает, а этот альбом, конечно, и есть для друзей, для своих — пусть и в самом широком смысле слова; с другой стороны, по «Ничего не бойся» отчетливо слышно, что это Чикис нисколько не смущает, — почему тогда должно смущать нас? В конечном счете лирическая ситуация этой пластинки примерно такова: космическая музыка вплывает в деловой наш разговор. И снится нам не рокот космодрома.

 

Премьера: Chikiss — «Ничего не бойся»

Chikiss «Ничего не бойся»

Купить альбом можно на Bandcamp группы

 

Галя Чикис

Chikiss

«За три года все внутренне поменялось настолько, что я даже себя на старых видео не особо узнаю. На них кто-то другой. Когда в канун презентации альбома «Медленно» распался первый состав, я не осталась одна, сразу же пришли другие люди; музыка Сhikiss продолжала оставаться коллективным делом. Нам удалось записать EP «Без кислорода», потом песню «Кино», которая должна была стать частью живого большого альбома — мы даже начали его делать, материала и идей было более чем достаточно. Но в итоге случился ступор. Дело, скорее всего, во мне: у меня случился какой-то кризис, не хотелось, не моглось, да и встречаться из-за всеобщей занятости стали меньше. А когда люди в группе начинают отдаляться друг от друга и появляются разногласия, надо прекращать. Либо полное единство и взаимопонимание, либо перерыв. Другой формы я не понимаю.

Когда я прошлой осенью начала играть одна, все стало намного проще. Я поняла, что способна достигать не меньшего эффекта наедине с синтезаторами. Тут и вдохновение пришло, и альбом сам по себе созрел. Одному или вдвоем проще собраться и сделать что-то, чем толпой. Да и я же всегда тяготела больше к минималистичному электронному звуку, чем к року; просто вокруг — в группе — были парни, и при всем трепетном отношении к песням они все равно оставались парнями, а я всегда их внимательно слушала и принимала их идеи. Но вместе тоже было хорошо. Я ни о чем не жалею. 

 

 

«Это не музыка для релаксации. Страсти кипят на уровне чувств»

 

 

«Ничего не бойся» — это не музыка для релаксации. Страсти кипят на уровне чувств, хоть в песнях вроде и не происходит каких-то конкретных событий. Кроме двух последних, конечно. В «Грозе» неприкрытая история сиюминутной любви во время дождя, личная; в «Ничего не бойся» все более серьезно. Имеет ли название отношение к ужасу и кошмару вокруг? Во многом это в точку — здешняя реальность вообще кошмарна, когда открываешь новости или просто даже идешь по улицам. Но когда рядом те, кого любишь, все же намного легче. Этот альбом — посвящение им. Все равно думаю обо всех и всем, кто и что меня окружает; пропускаю через себя все, что близко.

С некоторых пор я стала приобретать винтажные электронные инструменты и играть на них. Понимаю, что в цифре сейчас можно смоделировать любой звук, но в старых приборах особая магия, прикасаться к ним — такое фетишистское удовольствие. И новая запись более минималистичная, просто потому, что я одна и играю все руками: два синтезатора, ритм-бокс и голос. К тому же здесь не спрятаться за гитарным соло или мощной живой ритм-секцией — все предельно откровенно получается. Накала в этой музыке не меньше, просто он другой.

 

Акустическая фортепианная версия песни «Танцы» на стихи екатеринбургского поэта Сергея Данилова, также много сотрудничавшего с «Сансарой»

 

 

Но я не одна. То есть на сцене я одна и музыку пишу одна, но вообще-то нас трое. Я распустила группу, но работаю со звукорежиссером Дени Бронштейном, он же Дядя Митя. Мы вместе срежиссировали альбом, и он меня записал и сделал звук, и хотя это его первая подобная работа, он показал, что способен на многое и что он невероятно крут. Хотя изначально я хотела записать альбом сама, дома. Но в какой-то момент поняла, что дома нет условий для сосредоточенной работы, слишком веселая атмосфера. Тогда мы начали работать с Митей на его студии, а потом на легендарном «Добролете». И представление о записи изменилось. О «наколеночной» музыке уже не было речи, мы решили сделать все максимально хорошо и широко. А еще есть мой муж Саша — он делает видео на концертах и вообще он наш серый кардинал.

Вдохновляет совсем разное. Мы тут дома с зимы залипли на сериале «Miami Vice» — настоящее наслаждение; музыка Яна Хаммера божественна: сплошные синтезаторные запилы, но в них и весь кайф. Я вообще не отрицаю, что очень люблю 80-е и они меня вдохновляют. Это, конечно, сейчас модно, но у меня как-то само собой получается их любить. Еще меня интересуют истории небольших независимых артисток-минималистов — Инга Коупленд, Молли Нильссон, Рейчел Эванс (Motion Sickness of Time Travel), Мария Минерва, Вики Беннетт, сестры Ларсон, Grimes и так далее. Женщин в электронной музыке гораздо меньше, чем мужчин, и если бы они играли свои песни в больших группах с классическим составом, они, возможно, не казались бы такими выпуклыми фигурами. А так наблюдать за ними интересно. Ну и находиться в этом контексте тоже. Мне вообще приятно, что такие ассоциации возникают, — с тем же Игорем из Ggle Highs мы совсем недавно познакомились, и мне сразу его музыка понравилась. Все пост-нью-эйджеры, как и я, питаются звуками прошлого. Вся эта пленочная эстетика вправду завораживает. А вот скачала недавно дискографию Вангелиса и начала слушать — и это, скажу я, мощь.

Какая разница, песни собственного сочинения или чужого, если ты чувствуешь, что это тебе близко? Великие дивы всех времен — Анна Герман, к примеру, или Карен Карпентер, да и все остальные — пели и свои, и чужие песни, как свои собственные. Я исполняю и записываю песни своих друзей, не очень известные, но любимые. Песню «Расписание» омских парней Arm Author мне захотелось сделать популярней, потому что она этого заслуживает. «Втроем» «СБПЧ» зацепило своей простотой и пронзительностью. Если душа просит петь, значит, песня — хит, значит, у автора получилось. То же самое со стихами — мне их пишут и дарят мои знакомые, если я вижу текст и в голове тут же начинает играть мотив — значит, это мое. Так и произошло с песней «Девочка, которой нет» — мотив на стихи Бори Покидько пришел в голову сразу.

 

Так песня омской группы Arm Author «Расписание» звучит в исполнении Чикис живьем

 

 

Никакого петербургского объединения групп в полном смысле слова не было. Просто всех нас в свое время поддержали «Елочные игрушки», помогли сделать первые шаги. И все как-то общались, да. Да и сейчас мы на связи. Но больше виртуально, интернет всех разобщил. Правда, после презентации второго альбома «Сабли» мы с Арсением сказали друг другу «пока» и каждый пошел своим путем. Но с «Лемондэй», теми же «Игрушками» мы до сих пор дружим. Юля из «Лемондэй» — лучшая подруга Маруси (дочь Чикис. — Прим. ред.), ну и ее няня. А так я уже давно живу довольно изолированно от всего в городе. Сцена, близкая мне сейчас, разбросана по всей стране и за ее пределами. Хоть интернет и вселенское зло, но благодаря ему не нужно особо задумываться о расстояниях.

Однажды я напевала дома песню «Тайга» под пианино — и Маруся вдруг потребовала перестать, сказала, что это очень страшная песня, попросила петь только добрые. Я задумалась и поняла, что эти образы, возникающие в сознании, процессы, связанные с музыкой, живут своей жизнью, ребенок на них мало влияет. У меня свой глубокий внутренний мир, в нем сколько светлого, столько и темного. Я не могу все держать в себе и выплескиваю в музыку. Не все это пока понятно Марусе, но со временем она поймет. Да и в большинстве случаев ей нравятся мои песни, она их напевает. Как закончим сейчас с альбомом, запишем с ней что-нибудь вместе. Она уже даже название придумала: «Зажги меня, рок».

 

10 лучших синтезаторных партий: выбор Chikiss

По просьбе «Афиши» Галя Чикис выбрала 10 любимых песен и кусков музыки с синтезаторами — и объяснила свой выбор

 

 

1. Aphex Twin «Icct Hedral (Philip Glass Orchestration)»

«Один из лучших мелодистов всех времен. Когда-то, еще в юности, произвел взрыв в голове и изменил представление о музыке. Помню, есть версия этого трека, где дельфины подпевают, но не смогла найти сейчас».

2. Jan Hammer «Crockett’s Theme»

«Романтичная тема главного героя «Miami Vice», сериала, который я в данный момент смотрю: два стильных полицейских, Крокетт и Таббс, гоняют плохих парней в джинсовых безрукавках с магнитофонами на плечах, колоритных наркобаронов, аферистов и сутенеров по улицам Майами. Некоторых из них играют приглашенные звезды — Фил Коллинз, Фрэнк Заппа, Майлc Дэвис и так далее. И все это под музыку гениального Хаммера».

3. Jeunesse d’Ivoire «A Gift of Tears»

«Песня со сборника малоизвестного миланского нью-вейва 80-х с прекрасными синтезаторными проигрышами. Не надоедает ни слушать, ни танцевать».

4. Юрий Чернавский «Сирена»

«Мой любимый советский композитор. На мой взгляд, песня спета слишком оголтело, да простят меня, но сама музыка — прекрасна. Эта мелодия еще мелькает в мультике про колобков».

5. Mylène Farmer «Pourvu qu’elles soient douces»

«Клип на эту песню совершенно жуткий. Меня вообще в детстве пугали ее декадансовые клипы — и притягивали одновременно: начало интригует с первого же синтезаторного «па-па». Есть видео, где она с подругами танцует классный танец под эту песню на каком-то шоу».

6. Алексей Рыбников «Рождение Буратино»

«Вечная тема света и добра».

7. John Maus «Hey Moon»

«Одна из самых проникновенных и романтичных современных синтезаторных песен. Этот дуэт — Джон Маус и Молли Нильссон — неотразим».

8. Angelo Badalamenti & Julee Cruise «Falling»

«Фильм, который произвел неизгладимое впечатление в детстве, даже нанес психологическую травму. Музыка, которую я записывала на магнитофон с телевизора, а потом проигрывала тысячу раз — и сердце почти останавливалось. Так сильно на меня влияли мелодии Бадаламенти и голос Джули Круз».

9. Владимир Мартынов «Утро в горах»

«Вещь с пластинки «Метаморфозы», сборника, записанного на синтезаторе «Синти-100». Иногда, слушая некоторых современных молодых композиторов (например, «Tomorrow’s Baby of the Year» Джеймса Ферраро), я вспоминаю про эту пластинку, представляя себе ту магию, которая творилась в советской Экспериментальной студии электронной музыки».

10. Александр Зацепин «Тайна третьей планеты»

«Таких эпических саундтреков к мультфильмам больше не пишут. И мультфильмов таких у нас не снимают, к сожалению. На видео серьезные дамы в вечерних платьях и мужчины в смокингах с просветленными лицами играют музыку к фантастическому мультфильму про девочку с Земли на живых и электронных инструментах, Александр Зацепин дирижирует. Сейчас это кажется чем-то невероятным».

 

Концертная презентация альбома Chikiss «Ничего не бойся» состоится в эту пятницу, 17 мая, в московском клубе China-Town-Café. Там же сыграет хорошая петербургская группа «Mayгley»

Ошибка в тексте
Отправить