перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Премьера альбома Боровика Ералаша «Вещий схрон»

Эзотерический грайнд-бард Боровик Ералаш записал новый альбом, где на смену варварской домодельной электронике пришла мистическая акустика, песни и максимально прямая подача. «Афиша» представляет пластинку «Вещий схрон» с комментариями музыканта.

Боровик Ералаш ушел в отказ. Опять. Для тех, кто знаком с этой фигурой, да и с логикой панк-оппозиции, равно как и с традицией юродствования, в этом нет ничего удивительного. Интересен выбор направления маневра — кромешная акустика, тризна на костях русского рока, крамольные песни под гитару под чужими окнами, но не так, как у «новых тихих», а совсем наоборот. Так, чтобы все проснулись как на пожар и здорово вышли из себя для своего же блага. Ход обоснованный и благочестивый: радикальным шумом сегодня не то что не удивишь, им даже рассмешить-то не получится — настолько заветрилась его эпатажная начинка. А вот с песенной составляющей в запредельном андеграунде дела обстоят так себе. Тем более Боровик Ералаш всегда адресовался к исконно народным темам и образам — так ведь и сегодняшний фольклор лежит исключительно в координатах Am Dm E. Да и со сказительной составляющей у песни под гитару все в порядке: своя неблагополучная героика, свой нелепый, но в тоже время достоверный надрыв, пафос самопожертвования, свои мифологические задачи — какой ни есть, но эпос. Словом, недаром среди отвергнутых названий пластинки фигурировало задорное «Прямое падение» — точнее этот марш-бросок и не опишешь: разбежавшись, прыгну со скалы.

Песня Цоя низведена до протяжного избушечного скрипа, рокерский запал «Короля и Шута» сменен на заупокойную интонацию, семпл из Михаила Круга встраивается в тревожное повествование о внезапном безумии, блатная поэтика Сергея Наговицына и вовсе опрокинута в могилу — это если о чужом. Свое тоже преимущественно о смерти. Что не отменяет того, что это еще и очень смешной (местами даже слишком смешной) альбом. Но ведь так и положено расправляться со смертью — прогоняя смехом.

Хаоситский рок под разбитую шестиструнку — разумеется, всего лишь еще одна остановка на большом пути: следующий альбом, по утверждению автора, будет полностью электронным по форме и блэк-металлическим по содержанию. Впрочем, черноты хватает с избытком и сейчас — поминаемый на предыдущей записи литовский родственник П...ускас, похоже, все-таки добрался до места назначения. Вместе с тем здесь есть своя, лихая, выморочная и нездоровая красота — так красив позаброшенный парк в черте города. Понятно, что многих заставит отшатнуться один лишь источник вдохновения «Вещего схрона» (помимо русского рока разной степени затерянности это еще и мамлеевские чаяния потустороннего, богоискательство на грани с богоборчеством, добровольное умопомрачение), да и от клейма русского бедного сложно увернуться. Но что с того? Это музыка для тех, кто воспитан на романтической литературе, кто так и остался верен непутевым, неправильным, непредсказуемым персонажам, ищущим своей правды в не своем мире. Это музыка для тех, кто считает, что быть ненормальным — это не поддерживать текущее мироустройство.

 

Премьера: «Боровик Ералаш» — «Вещий схрон»

Боровик Ералаш «Вещий схрон»

Скачать альбом (архив, 108 мб)

 

 О чем поет Боровик Ералаш

По просьбе «Афиши» автор «Вечного схрона» прокомментировал содержание альбома

1. «Здравствуй, ящер»

«В феврале ездил в тур Латвия — Литва — Польша — Чехия, играл в основном с брейккорщиками и эйсидкорщиками, очень устал от электроники. К тому же накопились песни, которые в идеале круче звучат именно в акустике. Гитара, аккордеон, тромбон, труба, кларнет — вот и все, что есть на альбоме. И новые тексты как засечки на пути. Про ящера — тут скажу, что мне странно видеть, когда киберпанк понимается как метафора. Киберпанк уже давно ретро, то, где мы сейчас живем, — это сильно постпосткиберпанк, и уже давно это не образ, а контекст реальности. Как и конспирология, ведь в каждой шутке — только доля шутки. Главные мотивы — мутация, война, паранойя, постапокалипсис, зеркало — и они под разными углами всплывают на альбоме регулярно».

2. «Жижа»

«Ирония над плюшевой эзотерикой, но вместе с тем вполне конкретный результат магических наматываний и встреч. Введение в православный оккультизм, каким бы оксюмороном это ни звучало. Очень люблю беспоповников, старообрядцев, хлыстов, скрытников — православных маргиналов и исихастов. Православие — это угар, если ты врубаешься в это как в мощнейший фолк и безумное корневище без управления и госинститутов. Плюс ко всему тут немного про русский хардкор и подполье, про новые алхимические соединения, прорывающие быт».

 

Слайд-шоу на песню «Жижа», составленное автором по мотивам поездок и путешествий

 

 

3. «Дугинские нары»

«Александр Дугин — одна из самых сильных и оголтелых фигур нашего времени. Вот и песня в жанре альтернативной истории. Сегодня парадоксальным образом евразийство отчасти победило и стало политическим мейнстримом, хотя все 90-е оно было на обочине. А если бы все повернулось иначе и либералы пришли к власти, то Дугин по-любому получил бы срок и умер на киче. В телеге моей героического эпоса и юмора примерно напополам, ловите свое».

 

4. «Психотропыш»

«Тут вполне конкретные реалии, много правды и смеха. И гротеска. За семпл из Михаила Круга благодарю омского приятеля Сашу Павлова. За бэк-вокал — спасибо Алене Кривилле, убойной блюзовой певице с окраин Петербурга».

 

5. «Снег»

«Результаты лютой минувшей зимы. Я ей благодарен, зима много дала — трипы, видения, темный даб».

 

6. «Идентичность»

«Песня на 90% создана на гастролях в Нижнем Новгороде в индустриальном районе Сормово в результате возлияний с Бельмесом, местным домристом и краеведом».

 

7, 8, 12. «Красно-желтые дни», «Камнем по голове», «Потерянный край»

«Два подряд кавера — как подтверждение моего давнего тезиса о том, что народная песня сегодня в загоне и скорее музейщина, а настоящий фолк — это «Кино», «ДДТ», «ГрОб», «КиШ» и т.д. В переходах и во дворах поют именно это. Хорошо, есть хоть такая замена, это веселит. Кавер на Цоя сыгран на старой разбитой тульской гармонике, которую мне подарили в Ижевске, — у нее мало возможностей, но очень крутой и сочный тембр остался. В «Камнем по голове» помогла Даша Ляхова — прекрасная питерская певица с украинскими корнями, которая сознательно спела так, как будто ей пять лет и она подпевает радиоприемнику. Русский шансон (бери шире — от Козина и Утесова до нынешних «Бутырок») — из той же серии, это фолк, часто жалкий, но часто и очень точный. Грустный хит Наговицына давно знаю и пою, с дудками спел его первый раз. Свои цели были, так что кавера по боровиковщине, там от оригиналов рожки да ножки».

 

9. «Вещий схрон»

«Последствия адского обморока, который я схватил по дороге в Архангельск зимой. В этом нереальном состоянии я встретил в поезде двойников-медсестер, они навещали меня на разных станциях, кололи подкожно и в целом помогли. Очень круто, что все это было, пока я ехал сквозь Каргополье — сверхважную землю для меня, своего рода символ народной магической культуры, анархии и русского бродяжничества. Ну остальное в самой песне: хрономираж как зеркало с тысячью отражений, и везде в них мелькает потаенный говорящий боевой холм».

 

10. «Сережа»

«Ленина пакет» на одном квартирнике спели под акустику мою прошлогоднюю песню «Сережа» на суперузнаваемые аккорды. Забавная подсказка, тоже перепел. Такой лубочный вариант песни, изначально, кстати, вполне страшной».

 

Первый вариант композиции «Сережа»

 

 

11. «Секта»

«Я обнаружил и создал эмблему из четырех «О». Из Омска я сам, из Орла моя жена, в Обнинске друзья живут — Айван из «Ленина пакет», The Cold Dicks. Обводный канал — мистическое поле, с ним много всего связано. Продолжение темы персональной ритуальщины, связанной с людьми и с твоей собственной (не сворованной) практикой. Еще одна тема — превращение, преображение: свинца — в золото, радия — в гелий, человека — в символ. Реальные персонажи в песне взлетают до обобщенного уровня, да и в целом это универсальный гимн тайного кружка. Как всегда, хохот, угар и погибель шагают рука об руку».

13. «Ниша»

«После совместного концерта с «Ансамблем Христа Спасителя» веду друзей домой и показываю им в подъезде нишу под лестницей, где периодически кто-то живет. Из хохмы о Мишине (гр. «Ожог») родилась вполне серьезная мантра, построенная на антитезе подвал-мажорство. Кстати, все имена, что там названы, вполне уважаемы в нашем кругу. Юродство как нужное зелье здесь опять пляшет и бесконечно мутирует из одного лица в другое, из прошлого в далекое будущее».

Ошибка в тексте
Отправить