перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Филановский, Невский, Курляндский, Раннев, Маноцков

Ассоциативный ряд, возникающий при словах «классическая музыка» у тех, кто специально не следит за процессом, примерно таков: чопорные консерваторцы, старушки с партитурами на первых рядах и скрипачи, играющие Вивальди. На самом деле в России продолжают писать музыку для академических концертных залов. Более того, в 2000-х возникло целое поколение композиторов, твердо намеренных двигать искусство вперед. Их можно увидеть на важнейших европейских фестивалях и услышать в постановках Могучего и Серебренникова. «Афиша» выбрала пять композиторов, которые доказывают, что академическая музыка может быть современной.

Текст: Ольга Манулкина,
Екатерина Бирюкова, Оксана Булах
Фотографии: Алексей Кузьмичев
Продюсер: Наталья Ганелина

Борис Филановский

Возраст 40 лет

Образование в 1995-м закончил Петербургскую консерваторию у Бориса Тищенко

Сочинения «Полифонион» по «Формулам» Фило­нова; «Слова и пробелы» про смерть гангстера Голландца Шульца, известного по фильму «Клуб «Коттон»; «Нормальное» на тексты из «Нормы» Сорокина; «бздмн» на подлинные тексты бездомных

Детали главный возмутитель спокойствия в «класси­ческой» петербургской музыке. Руководит eNsemble фонда Pro Arte, с которым делает композиторские конкурсы «Пифийские игры», «Шаг влево», ­при­думывая для них темы вроде «Ничего святого. ­eNsemble имеет традиции». Исполняет свои и чужие сочинения «экстремальным вокалом», что означает: все, что можно сделать голосом, кроме ­пения. Для петербургского журнала «Коммерсант Weekend» два года писал колонку про своих детей Марка и Мирона так, что хоть книгу издавай. ­Вместе с Курляндским основал группу «СоМа»

О себе «работаю над оперой-инсталляцией про Малевича и оперой про гибель субмарины. На данный момент мой идеал — чистая музыка, работающая по боевым точкaм общества. В связи с этим официально заявляю: публика дура, слушатель молодец»

Теодор Курентзис, дирижер: «Филановский — отдельная композиторская категория. Академизм — самое большое его оружие, и помеха ему, и враждеб­ное окружение, и его idee fixe. Из всей «СоМы» он самый русский композитор. Я считаю его потомком Шостаковича. Если бы не было Шостаковича, Филановский был бы другим. И наоборот, если бы Шостакович жил сейчас, он, наверное, делал бы то же, что Филановский»

Ошибка в тексте
Отправить