А мы такие зажигаем
Выходит третий альбом люберецкой электропанк-группы «Барто». В это же время московский центр «Э» передает материалы по делу об их песне «Готов» в прокуратуру. «Афиша» отправилась с музыкантами на экскурсию по Люберцам
Музыканты «Барто» на трибуне люберецкого стадиона. Слева направо: Евгений Куприянов — синтезаторы; Мария Любичева — вокал, музыка; Алексей Отраднов — тексты, жизненная позиция
Во время последнего московского концерта группы «Барто», когда исполнялась песня с рефреном «Хочу в 90-е, назад к бандитам», на сцену внезапно выскочил человек в сером костюме, белой рубашке и при галстуке. Вряд ли ему правда хотелось в 90-е — тем не менее он доблестно отпрыгал три минуты под агрессивный бит, после чего мирно спустился в зал. Музыканты «Барто» этого инцидента, впрочем, не помнят — зато рассказывают с чужих слов, что пришедший на тот же концерт банкир, услышав песню, посвященную представителям этой профессии («Я банкир, у меня маленький х…»), в негодовании покинул клуб. С ними вообще такое случается. В Краснодаре несколько накрашенных девиц в мини-юбках целенаправленно пришли, чтобы послушать песню «Хочу» («Хочу красивый дом, шикарную шубу, в платине телефон, каждый уикенд на Кубу»), — и группе пришлось играть ее трижды. В каком-то уральском городе промоутер, увидев выкрашенные в черное ногти диджея, немедленно повез «Барто» в парфюмерный магазин и купил жидкость для снятия лака, мотивировав это тем, что иначе группу порежут — и его заодно. В Иркутске, где они играли на фестивале байкеров, их вообще чуть не убили — отключили аппарат после пяти песен, еле-еле спасли от бугая, вылезшего на сцену, чтобы разобраться. Короче говоря, группу «Барто» часто понимают неправильно. Работники госбезопасности в этом плане только подтверждают общую тенденцию.
Что такое «Барто»? Матерные электропанковые частушки про консюмеризм, гламур, тоталитаризм и кризис, пропетые порочным женским голосом. Речистый гоп-поп под прямую бочку и писклявый синтезатор; примитив от большого ума (вообще, как правило, чем тупее музыка звучит, тем более тщательно она придумана). Предельно конкретные манифесты жизненной позиции «все зае…ло, п…ц, на х…, бл…дь». Авторы которых для полноты картины проживают в оплоте люмпен-культуры Люберцах — ну да, первое правило революционной ситуации: низы не хотят. Там мы и встречаемся — прямо у станции, на привокзальном рынке, ни внешний вид, ни ассортимент которого, кажется, не изменились с 90-х: от чебуреков до дешевой бижутерии, которой «Барто» закупаются перед концертами.
«Люберцы как раз и стали катализатором создания «Барто», — объясняет Мария Любичева, та самая девушка, которая прочувствованно и едко матерится во всех песнях ансамбля. — Все эти ежедневные поездки в электричках по казанскому направлению, где люди просто звереют. Тут такое ощущение, что ты на планете обезьян живешь. И оно очень подстегнуло — отсюда и мат, и электропанк. До этого мы были очень лиричные, пели о высоких материях. Сидели в Коломне, работали на спокойных работах — жили в таком аквариуме, во внутренней эмиграции. А когда я приехала в Люберцы, первый раз прошла по городу — и думаю: мама дорогая!» Впрочем, у «Барто» все устроено довольно специфическим образом: поет Любичева с чужого голоса. Концепция группы и большинство текстов песен принадлежат Алексею Отраднову — упитанному человеку с кошачьим взглядом, похожему на владельца провинциального мебельного салона. «Когда Алексей стал писать такие тексты, я сказала, что нет, я не буду петь матом, — говорит Любичева. — Но он меня убедил. Говорит — смотри, мол, как родители наши живут, как все плохо, какие песни кругом бесхарактерные и бессодержательные. Надо, надо». Дело у «Барто» вообще несколько расходится со словом. Любичева, перед тем как произнести слово «жопа», извиняется и понижает голос; мат в нашем разговоре фигурирует только в цитатах из песен группы. Отраднов, как специально обученный гид, ведет экскурсию по Люберцам: от рынка через длиннющий переход и обшарпанные кварталы к бывшему заводу по производству синтезаторов «Алиса», рассказывая по дороге об исторических предпосылках возникновения легендарных бандитских группировок: «Перед Олимпиадой-80, когда началась массированная пропаганда спорта, Люберцы почему-то были сделаны центром силовых видов — тяжелой атлетики и борьбы; от этого все и пошло, и сначала этим занималась рабочая аристократия, белая кость, а потом аккумулировались все подряд, и стало страшновато». Позже мы едем к нему домой — в однокомнатной квартире с евроремонтом стоят полки с тысячью фирменных дисков и DVD; рядом с кроватью — беговая дорожка. Отраднов цитирует культурно-экономическую концепцию Александра Долгина и римского поэта Катулла («Из негодования рождается поэзия»); в процессе беседы произносятся слова «корреспондировать», «опинион-лидер» и «дискурс». Когда я говорю, что по большому счету все три альбома «Барто» звучат одинаково, Любичева сильно удивляется и предлагает послушать Сати или Наймана — мол, слушателю-профану покажется, что у них тоже все одно и то же.
Тем не менее альбомы действительно звучат более-менее одинаково: ну да, на первом диске больше консюмеризма, а на последнем — опасливой любовной лирики; ну да, первый альбом был сделан нарочито тупо, а на последнем чувствуется работа над аранжировками; но все это, в сущности, погрешности. Группа играет все такой же простой, как два пальца, и емкий, как плевок в лицо, революционный поп на простейшей аппаратуре. Изменились не «Барто» — изменился контекст. «Наш первый альбом вообще не имел отношения к музыке, — говорит Отраднов, сидя на трибуне еще одной люберецкой достопримечательности — стадиона местной футбольной команды третьей лиги «Торпедо». — Это был скорее проект, который должен был музыкальными средствами решать немузыкальные задачи. Идея была простая — сделать слепок с реальности. Потому что та русская музыка, которая была на тот момент, она с реальностью расходилась — мы слушали и понимали, что это совсем не про нас». «Мы тогда работали менеджерами среднего звена, очень плотно все это изнутри наблюдали и писали о наболевшем — о ситуации, когда ценности заменяются потреблением, когда корпоративная этика становится выше морали, — дополняет Любичева. — Почему мы взяли эту форму — подмосковные дискотеки, «Ласковый май», «Руки вверх»? Потому что это три ноты, которые хочешь не хочешь у тебя сразу в голове начинают играть — и так потихонечку до тебя и смысл текста доходит. Когда мы делали первый альбом, Леша меня ломал и все время выкидывал гармонии; говорил: не надо этого, не надо, он должен быть такой, как удар под дых». Три года назад «Барто» возникли как потеха и отдушина для понимающих, как продолжение водочных кухонных посиделок, где в роли кухни — какой-нибудь клуб «Проект ОГИ», а в роли собутыльников — трое московских фриков под кличками Прохор, Пузо и Пахом; и горячая любовь к ансамблю Артемия Троицкого ситуацию изменила не слишком. Зато ситуация изменилась теперь. Из группы, которая выдавала нежелаемое за недействительное, «Барто» превратились в группу, которая выступает на оппозиционных слетах и многолюдных митингах. Про которую снимает сюжеты REN TV и про которую пишет «Комсомольская правда». За последнее, конечно, спасибо служителям правопорядка. «Милиции уже можно открывать пиар-агентство, — комментирует Отраднов, — заплати 10 тысяч, получи по морде, попади на первые полосы газет. Парадокс просто: никакой Кушнир так не работает, как правоохранительные органы».
После концерта в защиту Химкинского леса на Пушкинской площади Любичеву вызвали на беседу следователи и сказали, что в песне «Готов», в припеве которой поется, что лирическая героиня готова «ночью поджигать машины ментов», можно усмотреть признаки экстремизма; несколько дней назад материалы по делу передали в прокуратуру, и теперь решается вопрос, возбуждать дело или нет. Любичева поспешила публично заявить, что признаков нет и песня про любовь; в ответ раздались упреки — мол, конечно, пели, пели, а теперь соскакивают. Но песня, в общем-то, и правда про любовь — и чтобы это усвоить, не нужно лингвистической экспертизы, достаточно пробежать глазами полный текст. «Мы пытались в этой песне изобразить чувства и отношения людей, которые находятся в конфронтации с системой, — говорит Отраднов. — Мы уже год ее играем, в Киеве под нее менты в оцеплении танцевали, в Перми мэр на концерте слушал». Другой вопрос, что на официально изданном диске после первого куплета «Готов» следует аккордеонный проигрыш, а в буклете текст написан в переводе на французский: юрист компании «Союз» заявил, что, если песня выйдет без купюр, это грозит изъятием тиража и штрафом по административному правонарушению. И третий — что на том же диске есть, например, песня «Молотов», где вполне прозрачно излагается рецепт одноименного коктейля. «Барто» при этом не отказываются от убеждений; шагая по огромному люберецкому мосту через железнодорожные пути, Любичева и Отраднов охотно комментируют повестку дня: протестные песни Кати Гордон — цирк; Шнуров всегда умел поймать конъюнктуру, и в песне «Химкинский лес» нет ничего удивительного или омерзительного; оппозиция слаба, а ее лидеры скомпрометированы, но делать что-то надо; властям на все наплевать; гражданская позиция зачастую заканчивается на перепосте в ЖЖ — в общем, все то же самое, что может изложить среднестатистический комментатор, ведущий дискуссии в либеральном сегменте того же ЖЖ.
В случае «Барто» правда в глазах смотрящего: действительно, если у новых смутных времен есть свой Шевчук и свой предположительный Цой — должна быть и своя группа «Окна», и «Барто» на эту роль подходят, даром что на их новой пластинке куда меньше политики и куда больше лирики. Невольная трансформация, приключившаяся с «Барто» (ее наглядно иллюстрирует сопоставление названий последних двух альбомов: «Секс, насилие и хорошее настроение» vs «Ум, совесть и честь»), кажется вполне симптоматичной для общества, балансирующего в очень странной позе. Как пела по другому поводу та же группа «Ленинград», «стоял тогда над морем полнейший штиль, а мир висел на волоске, горел уже фитиль» — вот «Барто» и пытаются, как умеют, указать на эту очевидную рифму (тем более что, как теперь знают все жители европейской части РФ, полыхнуть может и в безветренную погоду). Мы шагаем к последнему пункту экскурсии, атлетическому клубу «Титан», где когда-то качались первые любера, навстречу — бритые подростки с непроницаемыми глазами, которые, возможно, качаются там сейчас. Любичева рассказывает о поездках в электричках, о том, что у здешних людей отсутствует уважение к себе — а значит, и друг к другу, о том, что она перебирается в Питер, потому что здесь жить уже не может. Отраднов перебивает. «А еще есть дискурс считать остальных м…ками — про это и «Афиша» писала. Я вот недавно смотрел фильм «Скотт Пилигрим против всех» — и там есть момент, очень точный, когда герою сила любви не помогает, а сила респекта — помогает. Вот Россия сейчас находится на стадии силы любви. Когда она придет к силе респекта — тогда выиграет».
Правда, я не уверен, что России помогает сила любви. Во всяком случае, группе «Барто» помогает уж точно не она.