Первый альбом группы Xuman
В рядах модной нерусской русской музыки существенное пополнение: группа Xuman, основавшая одноименный лейбл и создавшая в Подмосковье нечто вроде собственной музыкальной коммуны, записала и выпустила свою первую пластинку «Golden Age».
Фотография: Андрей Давыдовский
К настоящему моменту Xuman вроде бы превратились в полноценную группу — но человек, называющий себя Александр Хьюман, все равно главный
Про Xuman мы тут ни разу до сих пор толком не писали, только мельком — потому что не было повода, а без повода, откровенно говоря, не было и желания. Притом что история, конечно, занятная во всех отношениях. Для тех, кто не знает, обозначим вкратце. Xuman — проект человека, который называет себя Александр Хьюман и который последние пару лет существует не только и не столько как группа, но и как такое движение, сообщество. Сам Хьюман, как сообщают официальные источники, до того как приехал в Россию поднимать отечественную саунд-культуру, зарабатывал коммерческой электроникой на Ибице и работал кем-то в музыкальной индустрии в США. Потом вернулся в Москву, купил двухэтажный домик неподалеку от города и создал там студию-коммуну, где играют, пишутся и чуть ли не живут не только Xuman, но и, скажем, On-the-Go — и вообще аж два с половиной десятка музыкантов (собственно, первым заявлением Xuman была компиляция их едва народившегося лейбла); рядом лес, куда все ходят гулять; в общем, такая творческая утопия, идиллия etc. Сами Xuman начинали с синтетического диско-попа в духе глобального теслабоя — естественно, очень модного; естественно, очень прилизанного; естественного, очень качественного во всех отношениях. В прошлом году я видел их выступление на Пикнике «Афиши» в Перми — два юноши, обряженные до той степени, когда демонстрация вкуса превращается в кич, патетично прыгали по сцене, похоже это все было на какое-то педохипстерское караоке и выглядело, на мой взгляд, довольно омерзительно. Теперь, однако, у группы выходит первый долгоиграющий альбом — и там все немножко по-другому.
Первый, ммм, хит Xuman; единственная песня, на которую есть клип, — и единственная на пластинке, которая напоминает о прежних увлечениях авторов
Ну то есть как — по-другому. По гамбургскому счету, все ровно то же самое, только с другими ориентирами: меняется мода, меняемся мы. В пресс-релизе «Golden Age» Хьюман вполне открыто говорит: слушал, мол, MGMT и Mew; и правильно делает — все равно же запалят. Ну и да, так оно и есть, MGMT и Mew — а также ряд других близких по духу источников. Иными словами, «Golden Age» являет собой возвышенный и торжественный англоязычный поп с романтическими клавишными и тоненьким летучим вокалом; не шибко танцевальный, зато очень специально красивый. С аккуратными соло на гитаре, с маршевыми клавишными, с нитевидной электроникой, с девушками на бэк-вокале, с песнями о звездах. Может, наверное, показаться, что я все это с какими-то презрительными интонациями пишу — но ничего подобного: мне правда нравится гораздо больше, чем то, что было раньше, все вполне трогательно и по существу. И сделано — да, очень добротно, по всем, что называется, стандартам. И сочинено — да, тщательно, и мелодии вполне имеют место, не саунд-дизайном одним. И записано — да, песни абсолютно четко выполняют поставленную задачу. Другой вопрос, что я не очень понимаю, какова, собственно, задача. Какова, собственно, функция этой музыки; каково ее предназначение. «Golden Age» тянет обозначить словом «продукция» — без всяких негативных коннотаций при этом, но вот именно что продукция, на которую посмотришь в витрине, оценишь отделку и качество и пойдешь дальше. Пользуясь фейсбуковской метафорикой, этим песням совсем не западло поставить лайк, но вот в чем смысл в их случае нажимать на кнопку «Share», уже не очень ясно. Сам Хьюман открыто говорит, что занимается русской музыкой на экспорт. Что ж, возможно. Но результатов чего-то пока не видно — см., например, количество просмотров у вышепомещенного клипа.
«Share Me»
«Constellations»
И тут следует антитезис — придется немножко осечься и подставиться. Потому что, по-хорошему говоря, логичный вопрос, который должен возникать по прочтении предыдущего абзаца, примерно таков: а чем, собственно, Xuman принципиально, по этому вашему гамбургскому счету, отличаются от, допустим, групп Motorama и The Retuses, которым на этом же сайте выдавались более чем положительные аттестации и которые при этом по тому же самому счету занимаются примерно тем же — аккуратно, талантливо и трогательно пересаживают любимые чужие звуки к себе в сердце. Честным ответом, очевидно, будет — ничем, кроме личных предрасположенностей автора; и если Xuman или там Punk TV (у которых тоже на следующей неделе выходит альбом, и там примерно то же самое — ну разве что ориентируются они на другие территории и одеваются похуже) мне кажутся слишком механистичными и автоматизированными, это мои личные проблемы. Наверное, так оно и есть — и в этой связи оттаптываться на Xuman было бы неправильно. И я не буду. Но в любом случае у всего этого есть одна большая проблема — ну или, если угодно, характеристика. Когда я в преддверии выхода «Golden Age» вел переписку с менеджментом группы, там прозвучала следующая фраза: «У нас нет цели встать в строй с Tesla Boy. Поэтому мы не хотели делать презентацию в «Солянке», а сделали в «Шестнадцати тоннах». Довольно грустная, если вдуматься, альтернатива — потому что на расстоянии 500 метров от этих заведений их принципиальная разница уже не очень-то заметна. При этом действительно альтернатива — ну ведь нет других опций у группы Xuman, как ни крути. И не знаю, как с экспортом, но здесь получается такой замкнутый круг — не только с точки зрения музыки, но и с точки зрения публики; со всех сторон. И как пел совсем другой артист по совсем другому поводу, из него нет выхода и в него нет входа.
Чего еще не отнимешь у Xuman, так это того, что они — со своей студией, со своим лейблом, со своим широким кругом соучастников — явно имеют в виду конструировать свой собственный проект новой русской музыки. Который, если я правильно понял, руководствуется примерно такой идеологией: новая русская музыка может (и должна) звучать как новая нерусская музыка, без местечковости и провинциальности, без акцента, своевременно и красиво; так, чтобы трек русской группы, выложенный в каком-нибудь чутком и популярном западном блоге, смотрелся не диковинкой — а естественной частью процесса. И это, безусловно, позиция, обсуждая которую надо только, по-моему, учитывать одну вещь: что в этом самом блоге по соседству, на дистанции одних суток появляется еще десять треков с точно такой же музыкой. А в следующие сутки — еще десять. А в следующие — еще.
Первый альбом Xuman «Golden Age» можно скачать здесь. Презентация пройдет 20 марта в «Шестнадцати тоннах».