перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Почему тяжелая музыка исчезла из повестки дня

Новые тяжелые группы, которые еще недавно считались модными, теперь почти не появляются в поле зрения. Любопытно, как так вышло.

Фотография: mhx @ flickr

На концерте группы Isis в Москве пару лет назад было физически тяжело даже стоять

 

 

Тишайший балтийский композитор-минималист Арво Пярт тут пару дней назад признался в любви к группе Sunn O))). Ну не то чтоб совсем признался — но почти что. Учитывая, что год назад почет и уважение тому же коллективу высказывал И. В. Осколков-Ценципер (который не то чтобы известен своей вовлеченностью в мир современной рок-музыки), — в каком-то смысле круг изящно замкнулся.

Но я в этой связи вот о чем подумал. Интересно, что в последние пару лет металл — ну или постметал, или любые другие разновидности тяжелой музыки — внезапно перестал существовать как важная часть повсеместного и общедоступного музыкального ландшафта. «Внезапно» — потому что еще три-четыре года назад было же совсем по-другому: тех же Sunn O))) или Boris активно славили на «Пичфорке», в журнале The Wire ставили на обложку, в газете Guardian писали манифесты, что типа вот у металлистов-то вся жизнь и происходит; да и журнал «Афиша», поддавшись общим тенденциям, тоже про это материал делал. Ну и вообще — было ощущение и распространенное убеждение, что новый металл не чета старому-замшелому, что на новом витке развития эта суровая музыка вылезает из своего темного гетто на свет и начинает вариться в общем котле. Короче — что ее теперь слушают не только волосатые ребята в кожаных куртках и майках с готическими шрифтами, а наши родные хипстеры. И что мы видим? И где это все теперь? Не на первых полосах — так уж точно; и даже в списке лучших альбомов 2010-го по версии пользователей RateYourMusic, в котором по прежнему опыту логично было бы ожидать засилья темных сил, по состоянию на сейчас в десятке один старый-недобрый Enslaved, а на топе — хип-хоп, Beach House и Суфьян Стивенс. (Дальше, правда, все в этом смысле более традиционно, но для красоты оставим это в скобках).

 

 

«И что мы видим? И где это все теперь? Не на первых полосах — так уж точно»

 

 

Притом что на самом же деле ничего особенно не изменилось. Все эти большие грозные ребята продолжают выпускать музыку — и не то чтобы она стала хуже. Даже я, поверхностно вовлеченный в тему, могу вспомнить энное количество недавних пластинок, которые вполне заслуживают хвалы и, условно, места в топе The Hype Machine. Удивительная японская группа Sigh. Отличный новый альбом The Sword. High On Fire задорно выступили, как обычно. Запись тех же Boris с Яном Эстбери — внушительная довольно штука. Dillinger Escape Plan. Ну и так далее. Это только то, что сходу приходит в мою садовую голову — и только то, что вполне претендует на «модность» (ну то есть — не Arsis и не Роб Зомби, грубо говоря). Да и с востребованностью не то чтобы хуже стало — во всяком случае, концерт примерно любой группы, проходящей по тегу «постметал», гарантированно собирает в Москве человек 600. Но хайпа — нет.

Может быть, проблема, как водится, надуманная; но мне думается, что дело тут именно в этом «ничего не изменилось» и «как обычно». Потому как нынешняя поп-конъюнктура (в широком смысле слова «поп», куда металл, конечно, тоже попадает) и система ее существования как раз-таки предполагают постоянную изменчивость, движения от центру к периферии и наоборот — причем чем дальше, тем более с калейдоскопической скоростью. А металл как раз вообще вне этих закономерностей существует; там совершенно эта потребность не прописана и не нужна. То есть если пользоваться леви-строссовской терминологией, извините, то поп-музыка в целом сейчас существует как «горячее» общество, а металл — как «холодное». И как Sunn O))) гудели, так и гудят. High On Fire как давали жару, так и дают. И у остальных все примерно также. И все у них нормально. «И никаких трендов», как говаривал Б. Б. Гребенщиков.

Вероятно, ровно поэтому Арво Пярту так и понравились эти самые Sunn O))).

Ошибка в тексте
Отправить