Навальный обнаружил проблемы с гигантским тендером на строительство вагонов метро
ГУП «Московский метрополитен» допустил к участию в тендерах на поставку вагонов (общей суммой на 405 миллиардов рублей) только одну компанию — «Трансмашхолдинг», руководителем и акционером которой раньше был глава Департамента транспорта Максим Ликсутов. Анализ публикаций в СМИ на эту тему, а также данные сайта госзакупок опубликованы на сайте Алексея Навального. Сумма, которую выделят бывшей структуре Ликсутова, почти в два раза превышает бюджет Олимпийских игр (на них официально Россия потратила 214 миллиардов).
В 2013 году Сергей Собянин в интервью «Ведомостям» пообещал, что вагоны теперь будут закупать не у «Трансмашхолдинга» как единственного отечественного производителя, а объявят международный конкурс. Он говорил, что в участии в тендере заинтересованы компании Siemens, Hyundai, Bombardier, Alstom, CAF, Hitachi, а также отечественные компании. В конце прошлого года первый конкурс — на 832 метровагона за 144 миллиарда рублей — действительно объявили, но к конкурсу допустили всего двух участников. Компании входят в состав «Трансмашхолдинга».
Следующий тендер — на 133 миллиарда рублей — объявили в октябре, и заявку подала только одна компания, опять же из структуры «Трансмашхолдинга». Два других потенциальных участника конкурса (компании Bombardier и CAF) подали жалобу в УФАС: они заявили, что предъявляемые Московским метрополитеном требования к исполнителю рассчитаны только на «одного определенного участника» — ОАО «Метровагонмаш», принадлежащий «Трансмашхолдингу». Например, участник должен иметь опыт производства вагонов метро в России. Позже стало известно, что «Трансмашхолдинг» не может поставить вагоны без дополнительного финансирования и просит господдержки.