перейти на мобильную версию сайта
да
нет

За и против: должны ли дети с особенностями развития сдавать выпускные экзамены

Люди

Учитель математики из Пушкинского лицея рассказала «Городу» о том, как выпускные экзамены за 9-й и 11-й классы в российских школах превращаются в пытку для детей с особенностями в развитии, а специалист из Института проблем инклюзивного образования — почему эти экзамены неправильно отменять.

Нина Вигдорова Нина Вигдорова учитель математики Пушкинского лицея №1500

«В этом году я была назначена уполномоченным экзаменационной комиссии в школу надомного обучения. В ней учатся дети с эпилепсией, шизофренией, детским церебральным параличом и другими патологиями. Кто-то там учится по классно-урочной системе, кого-то приводят один-два раза в неделю, к другим учителя ходят домой.

Когда перед экзаменом 9-го класса дети меня увидели, то страшно перепугались. Они заласканы своими учителями, твердо знают, что те не дадут их в обиду, а тут пришел чужой человек — явно для того, чтобы за ними следить. Я попыталась их немного ободрить, но ведь дело не только во мне. По новым правилам проведения экзаменов в школе установили рамки металлоискателей, каждого ребенка проверял охранник. А это первый экзамен в их жизни. Представьте, каково им было? К примеру, там была совершенно чудесная девочка с ДЦП, которая сидела, съежившись в инвалидной коляске. Я подошла и протянула руку, чтобы помочь ей встать с кресла и пройти на экзамен. Она посмотрела на меня полными ужаса глазами и сказала: «Вы очень злая?». Я рассказываю это, и меня продолжает трясти.

Затем я увидела высокого молодого человека — его всего колотило. Неожиданно он, как медведь, набросился на школьного директора, стал обнимать его и говорить, что все понял, только очень волнуется, потому что у него ангина и он может директора заразить. Директор успокоил юношу, а потом объяснил мне, что мальчику 19 лет и у него тяжелейшая форма шизофрении. Бабушка с помощью лекарств привела его в более-менее спокойное состояние, но вообще у него в любой момент может начаться кризис, когда он ничего не соображает и оказывается на грани суицида, — они уже такое проходили.

Другой мальчик-аутист во время экзамена стал разговаривать сам с собой: «Нет, почему ты так говоришь? Перестань! Надо делать по-другому!» Выглядело страшновато. Хорошо, что там были учителя, которые знали, как его успокоить. Как только кому-то становилось нехорошо, у меня просили разрешения вывести ребенка, дать ему попить-поесть, сделать укол. Рядом была медсестра, которая знала каждого их них. Перед экзаменом классная руководительница прошла по рядам и всех поцеловала. И все равно на протяжении четырех часов нашей общей задачей было сделать так, чтобы дети не сошли разом с ума. Если честно, к этому все шло.

Позже директор рассказал, что, вероятно, это последний год, когда ему удается выбить для своих детей возможность сдавать экзамены в своей школе. Одиннадцатиклассников ему отстоять в этом году не удалось — их повели в другую школу. Среди них был мальчик с тяжелой формой шизофрении. Перед экзаменом он был в плохом, агрессивном состоянии и папа подсыпал ему в суп или в чай транквилизаторы. В результате на экзамен ребенок пришел очень тихий и в классе сразу уснул. В какой-то момент это заметил его одноклассник и в ужасе стал просить позвать сопровождающего. «Он сначала храпел, а потом перестал! Он умер!» — кричал ребенок. По правилам нельзя пускать в аудиторию сопровождающего, но тут пришлось позвать, чтобы все могли убедиться, что все в порядке. Но вы подумайте, что пережили эти дети?

Я помню, как сама своих учеников провожала на ЕГЭ. Я их подвела к воротам школы, всех собрала, обняла, успокоила и отправила на экзамены в более-менее нормальном состоянии. Но когда они выходили с экзамена — у них просто глаза на лбу были. На вопрос, что случилось, отвечали: «Нина Исааковна, с нами там обращались как в тюрьме!» Они пришли в чужую школу, к чужим учителям, прошли через унизительную процедуру с этими металлоискателями, потом их обыскивали три охранника, у них отобрали все вещи, мобильники, всюду были расставлены камеры. В этом положении нормальный человек экзамен сдать не сможет. А что уж говорить о детях с особенностями. Я работала учителем в классах коррекции и в больнице, так что не то, что это я такая впечатлительная, я знаю о чем говорю.

После экзамена я приехала в управление образования — сдавать на проверку результаты. Там я повстречала женщину, которая была уполномоченным на надомном экзамене у ребенка с ДЦП. Кроме нее на экзамене должны были присутствовать еще два организатора, учитель, который ходил заниматься домой к ребенку, и еще человек с камерой — все они приехали к мальчику в 9-метровую комнату общежития. Четыре чужих человека на одного несчастного ребенка, у которого мама умерла, папа — алкоголик, и экзамен он никогда не сдавал. Мальчик четыре часа сидел под таким надзором.

Еще недавно, если ребенок заикался или у него была бронхиальная астма, — его освобождали от экзамена и давали ему аттестат. Почему теперь нельзя этих детей освободить? Что касается одиннадцатиклассников, если они хотят поступать в вуз — пускай поступают, но при чем тут аттестат? Более того форма экзаменов ГИА, которую сдают эти дети, даже не дает права поступления. Дайте человеку спокойно выпуститься из школы, а потом есть вторая волна ЕГЭ, куда ребенок может пойти сдавать экзамены, уже не беспокоясь за среднее образование. Дети с шизофренией и аутизмом могут поступать в техникумы, в вузы — если им создать для этого облегченные условия не по уровню сложности экзамена, а по форме.

Я настаиваю на том, чтобы таких детей освобождали от выпускных экзаменов 9-х и 11-х классов. По моей просьбе одна моя бывшая ученица составила соответствующую петицию на Change.org. Мы не имеем права устраивать детям такой стресс».

Елена Кутепова Елена Кутепова заместитель директора Института проблем инклюзивного образования

«В 2002 году в России впервые провели ЕГЭ для детей с нарушениями зрения. Это произошло в Петербурге по заявке самих родителей — они хотели, чтобы у детей была возможность поступить в высшее учебное заведение. Опыт оказался удачным — показатели слепых детей, сдававших ЕГЭ, по городу были выше, чем у зрячих. Проведение итоговой аттестации было поставлено на поток с 2008 года — именно тогда всем категориям детей была предоставлена возможность сдавать государственную итоговую аттестацию как в традиционной форме, так и в форме ЕГЭ или ГИА.

Когда человек ни разу в жизни не сталкивался с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ситуациях обучения, он очень эмоционально реагирует на происходящее. Ему становится жалко детей, которые вынуждены терпеть экзамен в той или иной форме. Но к счастью, существует вариант щадящего ЕГЭ или ГИА — с увеличенным временем, с проведением экзамена в комфортных для ребенка условиях. Конечно, проблемы есть. В этом году они состояли в том, что ввели камеры на экзаменах. Об этом специалисты узнали очень поздно, и у них не было возможности подготовить детей к такой обстановке, поэтому было сложно и нервно. В следующем году дети уже будут готовиться к этому. В основном, конечно, речь идет о детях с аутистическими расстройствами, которые эмоционально реагируют на появление новых людей или изменение условий, как, например, мальчик с шизофренией, о котором рассказывает Нина Вигдорова.  

Мы должны понимать, что мы все равны и дети с ограниченной возможностью здоровья независимо от того, как они передвигаются или выглядят, имеют право и возможность обучаться дальше. Выбор аттестации остается за ребенком и его родителями: он может идти на основной государственный экзамен после ГИА в 9-м классе или на ЕГЭ после 11-го класса. Тогда уже, имея на руках баллы, поступает, куда хочет. Он также может выбрать традиционный экзамен в обычной школе, но в этом случае решение о поступлении принимает само образовательное учреждение.

Совсем освободить ребенка от прохождения итоговой аттестации, с моей точки зрения, неправильно — это подчеркивает определенную недостаточность в его развитии и, что самое главное, лишает его возможности получить профессию. Конечно, не факт, что он будет работать в этой профессии, но с распространением информационных технологий и возможностью работать, не выходя из дома, очень многие дети, заканчивая вузы, в частности, наш университет, работают на удаленном доступе. Для каждого человека важно признание, карьера. Просто сидеть и получать пенсию по инвалидности не самая приятная ситуация для молодого человека или молодой девушки.

Отмена экзамена — это запрет на продолжение жизни, которую ведут одноклассники ребенка. Например, дети с нарушением интеллекта не проходят экзамены или проходят в очень упрощенном виде. Они не могут поступить в высшие профессиональные заведения, только в специальные. На мой взгляд, дети других категорий — слепые, слабовидящие, дети с расстройствами аутистического спектра — должны сдавать экзамены, чтобы ощущать себя полноценными гражданами. Ведь мы с вами тоже, поступая, оцениваем свои возможности, претендуем на какое-то развитие.

Просто родителям и школе нужно готовить детей заранее. Им нужно пройти заранее психолого-методологическую комиссию, потому что именно она прописывает условия экзамена, длительность экзамена, возможность сдачи в той или иной форме. Нужны поддерживающий специалист, сопровождающий, педагог, сурдопедагог. Но право выбора, сдавать или не сдавать экзамен, остается за ребенком. Мы не можем сверху запретить сдавать экзамен». 


Ошибка в тексте
Отправить