ЗОЖ
Родионов, Кельми, Компаниец и Григорьев-Аполлонов о том, как завязать
Сила воли, кодирование, перенастройка сознания — «Афиша–Город» завершает серию материалов «Неделя воздержания», в которой поэты, художники, музыканты и журналисты рассказывали о своих отношениях с вредными привычками.
«Во мне живет страх определенного свойства: Товарищеский переулок, серые тучи, ветки деревьев нагибаются то в одну, то в другую сторону, давай-ка запьем... Во мне живет страх определенного свойства, и это что-то нерациональное, хтоническое, древнее, непонятное и потому угрожающее.
Распитие алкоголя и табакокурение — занятия у нас в Москве традиционно взаимосвязанные, поэтому курю я в основном, только если употребляю алкоголь. Люблю выйти откуда-нибудь в компании друзей, взять бутылку крепкого и пройтись по ночной красавице Москве. Как правило, это связано с какими-нибудь спектаклями: мы с женой дружим с театральными деятелями и гуляем после премьер и репетиций, идем по маршрутам театров, собирая всех, кто постепенно заканчивает работу. Когда я работаю, то не пью и не стану, если остаюсь дома с женой, а не в гостях, — мне хорошо и так.
Я совершенно не умею себя ограничивать и боже упаси пытаться — попытки всегда оканчивались чем-то страшным. Было дело, когда я полгода не пил, пытаясь спасти свой предыдущий брак, и в итоге целое лето провел в беспробудном запое. После произошла масса других событий — я влюбился, мы с моей любимой женой Катей много переезжали, я нашел устраивающую меня работу. Получается, что ничего специального я не сделал, просто как-то вышел из запоя. Именно поэтому я уверен, что каждый человек устроен достаточно гармонично, чтобы самостоятельно понять, когда нужно остановиться. Если остановиться не получается, значит, там уже какое-то внутреннее нарушение. Универсального рецепта нет».
«У меня рецепт от алкоголизма один: 5–6 дней в неделю заниматься теннисом или футболом. Вредные привычки уже три года неактуальны для меня — мои друзья уже смеются над тем, что я слишком много времени провожу в спортзале. Честно говоря, мне больше всего хотелось бы говорить о музыке, потому что, хоть тема алкоголя в свое время и затянула меня, в сравнении с сорока годами творчества этот период был не такой долгий. Поэтому совет один: соберите волю в кулак, начните утро с зарядки, питайтесь правильно и час в день тратьте на спорт».
«Я одинаково люблю быть и трезвым, и пьяным — такая у меня концепция. Когда я выпиваю, становлюсь коммуникабельней — все мои последние микророманы начинались именно через пьянку. Но раз в несколько лет я принимаю решение взять и завязать. На силе воли. Живой пример — мой отец, курильщик с сорокалетним стажем; проснувшись одним погожим утром, он сказал, что все его достало — и бросил. И я пользуюсь той же методикой, потому что какие-то там напитки не могут быть сильнее меня. Бросаю за одну секунду — просто потому, что говорю себе «хорош». Это случается в тот момент, когда количество неприятностей, которое доставляет алкоголь, превышает уровень кайфа.
Последний раз я завязывал три года назад и не пил ровно с 1 января по 1 января. Знакомства с девушками, которые выпали на мою долю в тот период, начинались с вопроса: «Почему ты такой грустный?» А грустный я был, потому что не пил. Надо отдать должное окружающим, они с пониманием к этому относились, не пытались меня напоить, а спустя несколько недель даже начали радоваться, как здорово это я придумал.
Сейчас-то я развязал — ну а кто говорил, что я планировал всю жизнь оставаться сухим? В Москве, в России в целом невозможно быть постоянно вменяемым. С сигаретами хуже — вот это точно сильнее меня и не лечится, стойкая зависимость. Для меня курение — это мобилизация всех интеллектуальных возможностей. Врачи говорят, будто это самообман, но я действительно считаю, что сигарета из разрозненных частей твоего разума создает одно гармоничное целое. И, как пишущий журналист, знаю: лучший способ придумать заголовок — выйти из редакции, покурить сигаретку-другую. И все готово.Тем же, кто хотел бы завязать, я советую не слушать никого, кроме себя, — внутренний голос все-все подскажет».
«Веселых историй на эту тему алкоголя в принципе нет: когда большую часть твоей жизни занимают послеконцертные банкеты, презентации и встречи с поклонниками, которые постоянно приглашают тебя выпить, нужно обладать огромной силой воли, чтобы уметь отказываться. Особенно если ты в принципе любишь алкоголь. Впрочем, это работает и с любым другим видом зависимости — кто-то зависит от никотина, кто-то геймер. Здесь, кроме силы воли, ничего тебя спасти не может. Я скорее табакозависимый с многолетним стажем, и мне просто необходимо бросить курить.
Одна из самых успешных и продолжительных попыток была два года назад: я отправился на Бали, в аюрведическую клинику в горах. Там я проходил курсы йоги, аюрведы, отрешения от благ. Ни тебе вентилятора, ни кондиционера — живешь в глуши, встаешь в пять утра с петухами и идешь заниматься йогой. На протяжении месяца я не употреблял алкоголь, бросил курить и счастливым возвратился в Москву. И в первый же вечер здесь закурил: Москва, конечно, город греха. Потому даю важный совет всем читателям, которые хотели бы избавиться от своих пороков и стремятся к совершенству. Мне это в свое время посоветовал композитор Игорь Матвиенко. Прочтите книгу «Сила воли» Келли Макгонигал. Должен сказать, я был весьма поражен, узнав, что, когда Келли читала курс своих лекций студентам, чуть ли не 80% людей менялись в лучшую сторону и завязывали с тем, что им не нужно.
Во-вторых, если человек страдает от серьезной зависимости, то теоретически ему поможет смена окружения. Перестать общаться с порочной компанией — навсегда или пока не будешь твердо уверен, что больше не вернешься к этой привычке. Мы все очень слабы, это факт, поэтому у каждого свой путь борьбы. Два года назад мне удалось месяц не курить на Бали, хотя я мог купить сигареты, но тогда я настроил свой мозг на желание быть здоровым. На будущий год я предпринял попытку повторить подвиг и поехал с компанией друзей на Маврикий. Лето, солнце, красота — но ничего не вышло, потому что половина друзей бухает, другая половина дымит. Вот такая грустная история. Иногда до 6 вечера вообще не выхожу из спальни, чтобы не закурить. А потом все-таки выхожу позавтракать — ну а раз позавтракал, закури. Слаб я. Но бросать просто необходимо — буду еще раз штудировать книгу».