Как работает краудфандинг в России
Благодаря краудфандингу в России существует сайт Colta.ru, «БИ-2» записывают альбомы, а Навальный борется с жуликами — но громкими проектами дело не ограничивается. «Город» поговорил с людьми, которые смогли собрать средства на морскую экспедицию, резные наличники и спасение конструктивизма.
Экспедиция «Акватилис» — Новая Одиссея
научная кругосветка
- Проект экспедиция «Акватилис» — Новая Одиссея
- Платформа boomstarter.ru
- Заявленная сумма 1500000 рублей
- Собранная сумма 1976111 рублей
- Сайт автора clione.ru
Александр Семенов, морской биолог, подводный фотограф
Это будет первая российская кругосветная экспедиция, нацеленная на изучение океана и распространение знаний об океане. Нам интересно изучать океан, открывать виды, которые никто раньше не видел, популяризировать науку — вот мы этим и занимаемся. Молодое поколение должно понимать, что у них тысячи возможностей, что реально достичь невероятных высот, занимаясь любимым делом и посвящая ему жизнь. Я хочу, чтобы люди это все видели и вдохновлялись. Надеюсь, нам будет, чем гордиться по итогам — например, тем, что еще 20–30 человек благодаря нам захотят поступить на биофак. Кто-то на Boomstarter написал, что наш проект помогает верить в то, что «не все тлен». Честно говоря, уже ради одного этого комментария стоило запускаться.
Мы сможем изучать одну несчастную медузу-грибовика хоть 4 месяца, сидеть по несколько часов в воде, наблюдая за ней, за ее образом жизни, за размножением, фотографируя ее со всех возможных ракурсов. Наверное, со стороны это выглядит романтично. А на самом деле годы будут тяжелыми, с ежедневными многочасовыми и многоразовыми погружениями. Можете мне поверить: вот уже много лет в течение четырех теплых месяцев я каждый день ныряю на биостанции в холодную морскую воду. После суровой работы даже раскормленная московская ватрушка превращается в дрыща.
Кругосветка — моя единственная статья расходов, но работаю я на бюджетной ставке научным сотрудником в университете, поэтому главное, что я могу вложить в эту экспедицию — мои силы, энергия и время. Да, еще я зарабатываю на фотографии, но сейчас мне некогда ею заниматься, потому что все свое время я трачу на кругосветку: пишу тексты, ищу спонсоров, готовлю. А некоторым кажется, что вот команда деньги собрала и пошла теперь развлекаться за чужой счет. От ереси в некоторых комментариях хочется за голову схватиться, люди везде видят подвох. Но это смешно: как будто космонавты в космос за свои деньги летают.
Об экономике приключений
Мы первые, кто заявил такую огромную сумму на российском краудфандинге, и мало того, что мы ее собрали, так мы еще и перевыполнили план. Правда, мы не стали рекордсменами по полученной сумме: на том же Boomstarter на съемки фильма про 28 панфиловцев при заявке в 300000 было собрано почти 4000000.
Было бы грустно провалиться на старте, хотя нас бы это не остановило, но главной нашей целью было заявить о проекте. И все это — минуя чиновников и больших спонсоров. Если бы мы с них начали, нам нечем было бы доказать, что это кому-то интересно. Мы бы выглядели кучкой сумасшедших энтузиастов. А сейчас, по статистике Boomstarter, этот проект посмотрело больше 60000 человек, из них 1500 человек поддержали нас рублем, а остальные — комментариями, лайками, репостами. То есть мы фактически из ничего создали медийный фонд, с которым уже можно идти и разговаривать с любыми инвесторами. Более того: сами мы пока ни к кому не ходим, а нам уже поступило несколько серьезных предложений от спонсоров высокого уровня.
10% собранной суммы отойдет платформе Boomstarter. Для фиксированных кампаний это нормально, на западе комиссия примерно такая же. Конечно, обидно 200000 отдать из 2000000, но без Boomstarter я такую сумму бы не собрал. А если бы даже собрал, и мне их накидали бы на карточку, мной бы заинтересовалась резонно налоговая: «Парень, это что и откуда? Ты, что ли, наркотики пройдешь?» А на платформе все это происходит официально — с оформлением договора, с уплатой налогов. В целом все очень удобно, хотя есть и минусы, которые было бы неплохо исправить. Что-то они уже улучшили: например, появилась статистика, благодаря которой видно, сколько людей переходят на сайт с ссылки в ЖЖ, сколько из фейсбука и т.д. Становится понятно, где что сработало, где нет.
На самом деле, краудфандинг — это тяжелая работа. Только кажется, что можно придумать интересный проект, выложить его на Boomstarter, куда-нибудь уехать, через месяц вернуться, и все будет. Ничего подобного. Там нужно учесть прорву факторов: когда его запускать, как подготавливать почву… В этом смысле мы вылезли практически наобум, и большая удача, что у нас это сработало.
Как провести успешную кампанию
У нас мало кто знает про краудфандинг, что это такое, многие считают, что это что-то вроде милостыни и пожертвований. Мы прежде занимались именно что сбором пожертвований: на Беломорской биостанции МГУ надо было построить новое здание для водолазов, и я объявил об этом в ЖЖ. В итоге за 3 месяца мы собрали по знакомым и наскребли по сусекам 350000 рублей (потом добавили еще 450000 своих). Люди помогали, потому что либо знали меня, либо работали на этой биостанции, либо потому что они за науку. Тогда мы не продумывали рекламную кампанию. А краудфандинг — это другое.
Прежде всего, надо тщательно работать над презентацией. Мы готовили текст впятером три месяца, давали его почитать всем, кому только можно, перечитывали сами (и, признаюсь, сейчас я бы написал его совсем по-другому). Если люди не понимают, что и зачем ты делаешь, — это провал. Надо объяснить, кто ты, что делаешь, почему это круто и важно.
Должна быть визуальная красота проекта. Будь то музыкальный альбом, фильм про сварщиков или наша экспедиция — это должно вдохновлять. Должны быть названия главок, выделенные шрифтом, красивые фотографии, какие-то мелочи вроде наших якорьков в оформлении. Именно это создает атмосферу.
Надо очень усердно работать над распространением информации. Количество собранных денег прямо пропорционально количеству набранных тобою буковок. Когда за первый день нам нападало 100000, а за второй — 5000, тем же вечером я написал пост в фейсбуке, в ЖЖ, в «Гугл+» и так далее. За ночь набежали лайки, репосты, а вместе с ними и деньги. И что-то писать, поддерживать интерес, напоминать о себе надо было каждый день в течение месяца. Это страшно утомительно страшно, но того стоит. Да, ты всех достаешь, но это простительно, потому что второго шанса на краудфандинге у тебя не будет. Это как со спонсором: если он тебе откажет, второй раз к нему уже не придешь.
Наконец, 50% людей загораются именно на вознаграждения, а значит им надо предложить что-то интересное. Когда мы добавили к бонусам открытку, народу у нас ощутимо поприбавилось. Сама по себе система вознаграждений — здоровская идея. Скажем, если бы у меня сейчас висела бумажка о том, что я имею отношение к экспедиции Кусто, я бы ее хранил и передавал из поколения в поколение как реликвию. Если у нас получится интересная экспедиция (а я в этом уверен), то через несколько лет все наши сертификаты и открытки будут очень приятным и памятным бонусом.
В чем разница между российскими и западными платформами
Мы планируем заявить о себе на зарубежных площадках вроде Kickstarter или Indiegogo, и там наши вознаграждения будут немного другими, мы будем продумывать их с учетом особенностей западного менталитета. Скажем, там больше ценится интеллектуальная собственность, а значит фотографию, которую здесь мы отдаем за 100 рублей, там можно будет продать дороже. У нас мало кто готов платить за полноразмерную фотографию, а на Западе у меня каждую неделю покупают снимки.
К выходу на зарубежные площадки готовимся серьезно. Работаем над дизайном, над текстом на красивом английском, над инфографикой. Кроме того, делаем сайт, где будет много информации об экспедиции, о яхте, о команде. Каждый желающий сможет зайти и увидеть, что у нас приятные лица, огромный опыт, что за нашими спинами стоят научные институты, Московский университет, National Geographic и т.д. Так шансы собрать большую сумму выше. Нам помогают дизайнеры мирового уровня, которые делают крутые рекламные кампании очень серьезным фирмам и решили помочь нам за копейки просто потому, что это им интересно.
Виртуальный музей резных наличников
Высечки, вырезки и белендрясы
- Проект создание виртуального музея резных наличников
- Платформа planeta.ru
- Заявленная сумма 980000 рублей
- Собранная сумма 118000 рублей
- Сайт проекта nalichniki.com
Иван Хафизов, фотограф
Сам я занялся наличниками 6 лет назад просто от скуки. Жара, лето, я в городе Энгельсе. Народу никого (это вроде как саратовские Химки — все оттуда ездят работать в Саратов), делать нечего, глазу зацепиться не за что. А потом я наткнулся на цветные домики с наличниками, вспомнил про какую-то мозаику из 32 дверей и решил: «Если наберу столько же снимков окон, тоже сделаю мозаику и продам в интернете». В результате нащелкал 100 окон и действительно продал. Уже потом я обратил внимание на то, какие все наличники разные и красивые, и действительно проникся к ним любовью.
Теперь занялся и современными наличниками (к слову, стал снимать и в 3D): интересно же, как сейчас развивается украшательство. Вот когда-то резьба была глухая, потом стала сквозная, после войны — резная тонкая. Теперь эти техники смешивают. Ценно, что сейчас наличники не красят белым, как в 1960-е, или зеленым или синим, как раньше, а дерево остается деревом, его просто покрывают лаком. Конечно, забавно смотрятся современные здоровенные окна с наличниками. И через некоторое время они будут точно такой же частью истории.
Я много читаю, работаю с источниками и недавно наткнулся на словарь 2004 года, который дал мне больше, чем два десятка книг. Профессор по фамилии Сыщиков собрал все термины, связанные с крестьянским бытом, с указанием, в какой области какие использовались. Оттуда я узнал, что наличники также называли абажуром, высечками, подзорами, белендрясами, вырезью, вырезами, вырезками, закрытинами... Мне все это очень интересно. А название — это ключ к тому, как эту часть окна воспринимали и как они выглядели. Одни названия произошли от функциональности, другие от красоты.
Охотно ли дают деньги на русское деревянное зодчество
Мне не удалось собрать всю сумму. Заявлять почти миллион было слишком оптимистично. Более того, первые то ли 500, то ли даже 150 рублей упали только на 5-й день. То есть на страницу все заходят, смотрят — сбор ноль. Я уже даже думал сам себе положить хоть что-нибудь, лишь бы этот позорный ноль не висел.
Теперь я бы в первую очередь создал вокруг этого проекта сообщество, группу фанатов и единомышленников, которые двигали бы его. И лишь потом, пару месяцев спустя, начал бы сбор средств. А я сделал наоборот: 6 ноября запустил краудфандинг и в тот же день создал группы «ВКонтакте» и в фейсбуке, в которых, естественно, никто не состоял. Еще полтора месяца у меня ушло на то, чтобы разобраться с техническими моментами, соединить группу с сайтом, синхронизировать комментарии…
Перед запуском я подготовил ролик, но тоже промахнулся. Все мои знакомые сказали, что это просто ужас. Я живу недалеко от Шереметьево и сначала приехал туда, записал видео на фоне деревянного домика, но мне показалось, что это скукота. Тогда мне почему-то вздумалось, что новую версию надо снимать непременно на фоне деревянного Коломенского дворца. Приезжаю туда: середина октября, ливень, я один и без штатива. Примотал фотоаппарат к дереву каким-то пакетом, на пятом дубле решил, что мне надоело и все готово. В итоге: Коломенского дворца вообще не видно, кажется, что я в какой-то роще. Смешно, правда? С таким же успехом я мог бы записать видео у себя в подъезде — только в тепле.
Мой знакомый рекламщик сказал, что чтобы собрать миллион, нужно потратить на рекламную кампанию 500000. И получить в итоге 1500000. То есть на раскрутку проекта следует отдавать 30%. Ну не знаю. Скажем, тогда я напечатал буклеты, разложил в кафе у знакомых, был ли с этого выхлоп — неизвестно. Это обошлось мне в 10000 рублей.
Вообще, если подходить к краудфандингу как к работе, то это, конечно, из пушки по воробьям. Вот с ноября по март на него уходило по 3 часа ежедневной работы. В итоге я получил 120000 минус налоги. Можно найти кучу способов, в том числе более простых, чтобы заработать те же деньги быстрее.
Что лучше: краудфандинг или спонсоры
Почему я все-таки выбираю краудфандинг? Потому что это весело, драйвово и дает известность проекту. А чем больше народу про проект узнает, тем больше наличников они сохранят, тем больше я их сфотографирую. Теперь мне постоянно пишут, скажем, из Кировской области и из Нижегородской: говорят, у меня на сайте туфта, а вот у них…
Там правда очень красиво, скажем, в Нижнем Новгороде — корабельная резьба. Еще мне сообщили, что в 2019 году Красноярск станет столицей Универсиады. Так что мне надо торопиться, потому что в Казани перед тем же событием просто снесли все деревянные дома, в которых не жили Ленин или Горький.
Где брать деньги дальше
Я считаю, что мой проект просто создан для «Газпрома», у них же корпоративный лозунг «национальное достояние». А наличники — это как раз национальное достояние. Но вряд ли наше сотрудничество представляло бы для них интерес: у меня в группе 4000 человек. Кстати, я с удивлением узнал, что 70% из них — женщины в возрасте от 25 до 75 лет.
Что касается акционеров моего проекта на planeta.ru, из них я лично знал человек 10–15. Среди них, например, девушка, в типографии которой я печатал открытки и календари. Приятно: это же деловой партнер, а не друг, которому можно позвонить и сказать: «Слушай, Андрюх, кинь 50 рублей». Еще несколько акционеров по факту являются юридическими лицами, которые выбрали акции по 5000 рублей «Вы — спонсор города!» и хотят, чтобы я о них рассказал. Правда, представитель одной компании пропал и не отвечает, другая организация успела поменять за этот год название. Но ничего.
Я рад, что воспользовался все-таки краудфандингом, а не пошел к какому-то спонсору. Велика вероятность, что тебе скажут: «Отлично, мы всю твою машину заклеиваем своими логотипами, и ты ездишь со скоростью не больше 30 км/ч».
О зарубежных платформах
Мне, кажется, с этим глухо: у меня не так хорошо с английским, и я не уверен, интересно ли им вообще это. Хотя некоторые иностранцы называют наличники золотом России, а в Германии, я знаю, кто-то взял мой фотоколлаж с разными окнами, распечатал и продает. Представьте: на открытке 10×15 сразу 64 окна. Качество ужасное, но все равно приятно.
Чем все закончилось
Хотя я не собрал полную сумму, мне деньги все равно отдали. Если ты хочешь, например, снять фильм или записать альбом, то есть какой-то минимум, без которого ты не сможешь это сделать. В моем же случае качество исполнения не страдало, я просто сократил маршрут экспедиции. Когда я получил с вычетом комиссии 90000, я написал всем акционерам, что так и так, всю сумму я же не собрал, условие не выполнил, так что готов вернуть им пожертвования. Ни один человек не принял это предложение.
Чтобы объехать две области, мне пришлось к полученным 90000 рублей добавить примерно столько же (ездили мы втроем: папа был за рулем, брат помогал мне). Мы специально выбрали для экспедиции май, когда длинный световой день. Мы ложились в 23.00, уже в 5.00 вставали и объезжали по несколько городов в день. В итоге мы посетили 33 города во Владимирской и Ярославской областях, выполнили сверхплан, чуть захватили Вологодскую. И еще у меня остался долг: Александров во Владимирской области и Переславль-Залесский в Ярославской.
Раньше я пытался искать местных фотографов, которые снимали бы мне наличники за деньги. Но желающих ходить по городам и весям со стремянкой да от собак деревенских бегать не нашлось. Когда один инвестор предложил 50000 за съемки в Рязанской области, фотографы ответили, что им достаточно две свадьбы снять, чтобы такие деньги получить.
Новая жизнь Белой башни
спасение памятника конструктивизма в Екатеринбурге
- Проект cохранение Белой башни в Екатеринбурге
- Платформа planeta.ru
- Заявленная сумма 80000 рублей
- Собранная сумма 82300 рублей
- Сайт проекта podelniki.com
Полина Иванова, директор арх-группы Podelniki
Белая башня — один из символов эпохи первой пятилетки. Но российское государство не спасает архитектурные памятники, если в них не расположены госструктуры.
Много лет она была заброшена, буквально играла роль общественного туалета. Мы решили купить оборудование, привлечь волонтеров и убрать грязь. Открыли Яндекс-кошелек и попросили: «Пожалуйста, кто-нибудь положите нам что-нибудь». Говорят, если сесть на центральной площади и молча положить шапку перед собой, она все равно будет наполняться деньгами. Наш онлайн-кошелек был примерно такой шапкой, в которую нам накидали 70000 рублей.
Это достаточно большая сумма: мы смогли установить забор вокруг башни и провели в ней субботники. Потом мы решили делать обзорные экскурсии, видеогид по достопримечательностям Екатеринбурга, для чего уже использовали краудфандинговую платформу Boomstarter.ru. Посмотрев их успешные проекты, решили остановиться на почти максимальном сроке сбора в 50 дней и сумме в 70000 рублей для работы над одной серией, хотя изначально мы планировали сделать 5 серий по всему конструктивизму города. Этот проект привлек внимание местных СМИ, так что как-то рывками нужная сумма все-таки набралась.
А этим летом мы решили сделать исследовательский лагерь, в который приглашали студентов-архитекторов, культурологов, историков и прочих. Запланировали практику с инженерами, позвали немецких конструкторов и профессора Лоренца, который профессионально занимается реставрацией исторических конструкций (в частности он исследовал Эрмитаж). Для того, чтобы принять его и его студентов, нам надо было арендовать автовышку, обеспечить им размещение, питание. У нас было ощущение, что мы уже исчерпали краудфандинговый ресурс помощи, поэтому надо остановиться и найти спонсора. Мы попытались это сделать, но ничего не вышло. Оставалось всего 12 дней до начала лагеря, а денег все еще не было. Тогда мы, уже краудфандинговой платформе planeta.ru, закинули невод в третий раз — и вытащили золотую рыбку, собрав за 8 дней 80000 рублей. Я чувствовала какую-то вину, но все отвечали в один голос, что не надо переживать, ведь мы не берем никого за горло. Кроме того, многим нравится чувствовать свою причастность к подобным делам.
Впереди у нас консервация и подключение к электричеству, и мы снова планируем обращаться к краудфандингу.О спонсорах
Во всех этих случаях из спонсоров знакомых людей было примерно 20%. В основном участвовали Екатеринбург, Тюмень и Челябинск, еще было много москвичей. Мало кто обращал внимание на наши вознаграждения. Многие люди до сих пор не откликаются на наши письма, не выходят на связь, и мы не знаем, куда отправлять. И сам никто ничего у нас не спрашивал и не требовал.
Есть такой стереотип, что надо прилипнуть к меценату с толстым кошельком и полностью от него зависеть. Сейчас я думаю, что слава богу, что с нами этого не случилось. В управлениях и министерствах нам сразу дали понять, что придется без конца обивать пороги и писать кучу писем. И вообще, нет денег.
Другая сложность во взаимодействии с государством — закон об НКО и иностранных агентах. Так как для реализации проекта с исследовательским лагерем понадобилось больше, чем мы собрали, вторую часть расходов взяли на себя немецкое консульство в Екатеринбурге и институт, откуда приехали специалисты. Мы нашли простое решение: деньги от консульства и института просто отдали немцам в руки, они сами платили за билеты и прочее. То есть через наше юрлицо те деньги никак не проходили. Но вот если мы будем вести более сложные проекты, нам все же придется работать с иностранными деньгами и попадать под этот закон.
Так что можем с уверенностью сказать: если краудфандинг это весело и азартно, то общение со структурами — грустная и долгая работа. А главное, общение с реальными людьми дает возможность оценить реальную важность проекта, понять, нужно это городу или нет.