Главное об авиакатастрофе в Казани
Вечером в воскресенье при посадке в аэропорту Казани упал самолет Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан». Все 50 человек, находившиеся на борту, погибли. «Город» собрал основные факты о трагедии, известные к настоящему моменту.
Что произошло
Катастрофа произошла в аэропорту Казани в 19.25 по московскому времени в воскресенье. Крушение произошло при посадке самолета. Пилоту пришлось заходить на второй круг, когда самолет внезапно задел поверхность летного поля, развалился на части и загорелся. По словам главы Приволжского следственного управления на транспорте СКР Александра Полтинина, «самолет упал практически вертикально». Аэропорт Казани закрыт до шести вечера понедельника.
В авиакатастрофе не выжил никто. Погибли 50 человек: 44 пассажира и 6 членов экипажа. Среди жертв: сын президента Татарстана Ирек Минниханов, начальник управления ФСБ по Татарстану Александр Антонов, жена и дочь комментатора телеканала «Россия-2» Романа Скворцова: Эллина и Дарья Арташева. «У меня один вопрос: зачем теперь жить?!» — написал журналист в своем твиттере после трагедии.
Близким погибших будут выплачены компенсации по 2 млн рублей. Еще по 1 млн рублей будет выделено из бюджета Татарстана. 14 семей погибших москвичей также получат по 1 млн рублей от правительства Москвы.
О причинах трагедии пока известно мало. Официально рассматриваются пять версий: ошибка пилотов, отказ техники, некачественное топливо, работа диспетчеров и погодные условия. Версия теракта исключена.
Видеозапись катастрофы
Что было до катастрофы
В авиакомпании «Татарстан» утверждают, что не имели претензий к разбившемуся самолету, а экипаж был достаточно квалифицированным. «Пилоты, оба 1966 года рождения, имели большой опыт работы. Командир воздушного судна Рустем Салихов начал выполнение полетов на этом самолете в 2012 году вторым пилотом, в марте того же года стал командиром. Его общий летный стаж — 21 год. Общий летный стаж второго пилота — Виктора Гуцула — 23 года», — сообщили в пресс-службе.
О самолете
Разбившемуся Boeing 737-500 было 23 года, однако по предварительным данным свой летный ресурс он еще не выработал. За этот срок самолет принадлежал семи авиакомпаниям по всему миру: сперва французскому чартеру Euralair Horizons, затем Air France, угандийской Uganda Airlines, бразильской Rio Sul, румынской Blue Air и болгарской Bulgaria Air. «Татарстан» купил самолет в 2008 году. Несколько лет назад борт потерпел аварию в Бразилии: подломилась стойка шасси. Впрочем, в оперативном штабе по ликвидации последствий ЧС отрицают связь той поломки с катастрофой в воскресенье. В последний раз лайнер проходил оперативное техобслуживание в день крушения, полное — более полутора лет назад.
Об авиакомпании
Авиакомпании «Татарстан» — национальный перевозчик республики, осуществляющий рейсы внутри России и в страны Азии. Ежегодно компания перевозит около полумиллиона человек.
После крушения Следственный комитет изъял документы по техническому состоянию упавшего лайнера из офиса «Татарстана».
В ночь на понедельник с сайта перевозчика исчезла биография генерального директора Аксана Гиниятуллина (сейчас, впрочем, она там присутствует). Связаться с Гиниятуллиным журналистам не удалось. Судя по биографии, у него два высших образования, которые он получил в Ташкенте (специальность «инженер») и Нью-Йорке («специалист по корпоративным финансам и бухгалтерии»).
Другие российские катастрофы с боингами
Всего за 2000-е в мире произошло 17 крупных катастроф с участием самолетов «Боинг-737». В частности, в России подобный лайнер разбился в 2008 году. Тогда трагедия произошла с рейсом Москва-Пермь, который выполняла авиакомпания «Аэрофлот-Норд», при повторном заходе на посадку. После катастрофы родственники погибших долго судились со страховщиками из-за размера компенсаций, которые по неким причинам отличались в разы для разных пассажиров (от 3 млн рублей до 16 млн рублей).
Что говорят
«Весть о произошедшей авиакатастрофе, в которой погибли десятки человек, поразила мое сердце и сердца многих людей большой скорбью.
Жизнь полна опасностей, которые могут внезапно прервать земной путь человека. Почти ежедневно происходящие в разных концах света страшные трагедии каждый раз напоминают нам о том, что все земное в один миг может обратиться в прах. Понимание этого всегда укрепляет чувство ответственности человека перед Творцом, людьми и самим собой.
Мудрые слова Священного Писания призывают нас не забывать о конце наших дней: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь»
«В данном случае этот самолет прошел весь мир. В некоторых странах самолеты эксплуатируют как старых ишаков. Допустим, Франция отлетала красиво. Потом нате вам — Болгария, Румыния. Потом Бразилия, потом Уганда. Что такое Уганда? Какая там эксплуатация? Там их насилуют. Мы знаем, как наши самолеты там насилуют.
В Африке АН-24 эксплуатируют до упаду. Пока не упадет. Упал — все. Там нет никаких ремонтных баз. Нет сферы обслуживания. Просто керосин залили, самолет взлетел, сел. Все вопросы к самолету и авиакомпании. Почему наши авиакомпании берут практически убитые самолеты? Не только «Татарстан», но и некоторые другие. Почему они идут на это? «Аэрофлот», «Трансаэро» берут новые самолеты, хотя у них тоже старья там полно валяется. Где Росавиация, которая дает разрешения летной годности самолету?
Я знаю, почему дают. Им приносят конверт денег, они ставят печать на любую бумагу, не посмотрев на сам самолет».
«Неважно, что борту 23 года, и его до этого списали в семи разных авиакомпаниях, и не успели осмотреть перед взлетом, и не проверили экипаж. Главное, чтобы был бизнес-класс.
И вся Россия так: с семи раз списанной, перезаложенной инфраструктурой — но с вип-залом и бизнес-классом.
Только падать всем вместе: и бизнесу, и эконому, и экипажу. Вечная память всем погибшим вчера».
«Обидно, что авиакомпания, носящая название родной республики, допустила такое. Причем намеков было много, вспомните ворону из-за которой задерживали вылет из Сочи. Интересно, как в этот раз дирекция этой авиакомпании будет выкручиваться из ситуации, тут красиво врать уже не получиться. Прессе так и не показали место падения самолета, что является прямым нарушением закона».