перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Дворники обречены демонтировать головы»

Люди

Организатор проекта «Луч» Андрей Целуйко, в рамках которого 17 художников за одну ночь установили на Красной Пресне свои объекты, — о свободном искусстве и цензорах.

Андрей Целуйко Андрей Целуйко Куратор, один из организаторов проекта «Луч»

«Идею «Луча» подарила нам текущая действительность, где чистый, не заказной и не коммерческий стрит-арт становится редкостью. Мы захотели вернуть уличное искусство в его естественный городской контекст, вне рамок галерей, музеев, арт-центров и фестивалей. Туда, где можно публично и свободно высказать свои идеи и показать свое творческое мнение.

Таким образом, каждый художник, поддержавший идею проекта (а всего их 17), выбирал место и тему работы самостоятельно, исходя из собственных идей, вкусов, принципов и правил своей внутренней вселенной. Разрешений никаких не было ни на одном из уровней реализации — была только внутренняя поддержка единомышленников, объединивших ресурсы для достижения общей цели. Цель этого — свободные, внеформатные высказывания на улице.

Под прицел «Луча» попало 17 точек — от Большой Никитской до метро «Улица 1905 года»

Под прицел «Луча» попало 17 точек — от Большой Никитской до метро «Улица 1905 года»

Мы пытались как-то защитить установленные арт-объекты, но попытка, похоже, оказалась тщетной: убежав от одних рамок, мы столкнулись с другими — в лице муниципальных служб. Они имеют свое четкое видение среды «для всех» и устанавливают своеобразную монополию. Обойти этих «цензоров» удалось только на короткое время: «дырки в системе» были быстро и очень качественно залатаны отрядами «санитаров». В очередной раз нам показали то, что свободное высказывание возможно только с согласия тех, кто устанавливает общие уличные правила. 

Спасти искусство окажется возможным, только если власти сочтут его достойным «спасения» и сами снизойдут до такого жеста, например, создадут уличные зоны «толерантности» для художников. Именно такому решению сверху мы и пытаемся посодействовать, от безвыходности устанавливая искусство без спецразрешений. Но пока что получается так, что дворники практически обречены демонтировать головы и прочий внесистемный, посторонний контент. 

«Лучший город Земли» — хороший фестиваль, который знакомит Москву с популярными и интересными авторами иностранной сцены и дает возможность высказаться многим талантливым людям здесь. Но проблема все та же — несвобода. Художник в этом случае — приглашенный гость, получивший возможность публично и масштабно продемонстрировать свою уникальную технику, стиль и мышление. При этом возникают почти ультимативные ситуации, в которых приходится подстраиваться под конкретную идею сверху, переделывая десятками предварительно предоставленные эскизы до нужного «попадания». Это большинству художников неприятно. Но других путей пока, к сожалению, нет: либо детерриторизация, либо легализация». 

Ошибка в тексте
Отправить