Скульптуры Янсена, опера Гласса и другие важные события на фестивале «Политех»
В эти выходные на ВДНХ пройдет самый большой и увлекательный фестиваль науки, каких раньше не было. В программе — пробежки по воде, поющие огурцы, самоходящие скульптуры Тео Янсена, опера Филиппа Гласса и Брайана Грина. «Город» выбрал 10 главных событий «Политеха» и расспросил кураторов о деталях.
Медиаопера «Икар на краю времени» Брайана Грина
Американский физик Брайан Грин, занимающийся проблемами космологии и квантовой гравитации, придумал оперу, а музыку к ней написал Филип Гласс
Фантастическую медиаоперу «Икар на краю времени» написал физик Брайан Грин, помимо прочего, придумавший нью-йоркский фестиваль World Science Festival, с которого берет пример «Политех»
Иван Боганцев, заместитель генерального директора Политехнического музея: «Грин приезжал в Москву в прошлом году, читал лекцию на «Стрелке», и мы показывали эту медиаоперу в театральном центре «На Страстном». В этом году мы связались с ним вновь: помимо того что он великий физик и доброй души человек, он еще и основатель нью-йоркского фестиваля науки World Science Festival, и у него было свое видение того, как проводить такие мероприятия. В WSF больше закрытых площадок и специальных мероприятий, он менее развлекательный и более инновационный. Это связано прежде всего с тем, что Нью-Йорк в отличие от Москвы действительно находится на передовой современной науки. Нам же сложно найти много ученых, которые занимаются прорывной наукой, умеют хорошо говорить и при этом наши соотечественники. Однако с художественной точки зрения мы отстаем не так сильно и можем что-то показать. Поэтому наш фестиваль сдвинулся немножко в сторону перформанса и сайнс-арта. Так, медиаопера про Икара — это постановка детской книжки Грина о том, как Икар летал на край Вселенной. Выглядит происходящее так: вы садитесь в зрительном зале, чтец зачитывает текст книги, играет большой инструментальный оркестр, а на большом экране идет видеопроекция».
- Когда 24-25 мая, 22.00-22.40, в павильоне «Космос»
Playtronica Саши Паса
Лаборатория, где можно преобразовать в звук энергию любого предмета: в руках умельцев запоют и сосиски, и ботинки, и кочан капусты
В рамках лаборатории Playtronica помогать детям создавать новые синтезаторы из подручных средств будут музыканты из России, Швеции и Японии
Саша Пас, автор мастерской: «Еще в детстве я увлекался музыкой — слушал, учился, играл, писал. Поэтому как только появилась возможность шагнуть за рамки ее потребления и появились новейшие технологии игры, к примеру, создание звуков через прикосновение к незвучащим предметам, я решил, что хочу создать лабораторию Playtronica и сам играть дальше. В русском языке глагол «играть» используют в основном, когда имеют в виду актеров, музыкантов и детей, получается, что игра — это особое состояние человека, разрешенное только до определенного возраста или ввиду характера деятельности человека. При этом играть, в общем-то, еще означает смотреть на обычные вещи с необычной стороны. Поэтому мы в рамках Playtronica пытаемся выстроить новую парадигму музыкального образования, основанную на принципах непрерывного сенсорного восприятия».
- Когда 24-25 мая, 11.00-19.00
«Блестящая мысль» Николая Полисского
Колоссальный деревянный «Конструктор» создателя «Архстояния» Николая Полисского: 7000 модулей собираются в любую форму, которую посетители могут доработать сами
Деревянные конструкции Николая Полисского неразрывно связаны с фестивалем «Архстояние» в Никола-Ленивце, но, чтобы посмотреть на «Блестящую мысль», не нужно ехать за двести километров
Николай Полисский, автор проекта: «Деревянные детали «Конструктора» — это, по сути, дерево, которое осталось от создания предыдущих скульптур. Мы это дерево подготовили, для того чтобы из него можно было создавать причудливые формы в режиме реального времени. Материал, несмотря на кажущуюся простоту, оказался очень пластичным, с богатой пиксельной фактурой. По сути, это художественное осмысление новой природы, которая будет возникать под воздействием человека. Меня в этом смысле всегда восхищали научные достижения современности: запредельный подвиг ученых в смысле открытия каких-то совсем новых миров, дерзновения типа адронного коллайдера, полета в космос. Все это — с одной стороны, не прикладные в обычной жизни, но глобальные открытия и поиски».
- Когда 24-25 мая, 11.00-20.30
Неньютоновская жидкость
В рамках фестиваля состоится эксперимент, в ходе которого любой желающий сможет буквально пробежаться по поверхности пусть не воды, но жидкости — неньютоновской
Неньютоновские жидкости часто встречаются в повседневной жизни — это и кровь, и шампунь, но самый характерный пример — детская игрушка, отпрыгивающая от поверхности после броска и растекающаяся по ней в состоянии покоя
Анна Ликальтер, Юра Михайловский, Иван Титов, координаторы: «В данном случае это не какой-то изысканный сайнс-арт и не перформанс, а развлекательный научный аттракцион. Бассейн с неньютоновской жидкостью — известный сюжет научно-популярных передач; на примере жидкости, состоящей из крахмала и воды, объясняется, почему нельзя ходить по воде, но можно по неньютоновской жидкости. В рамках этого проекта мы хотим провести занятия для детей, на которых рассмотрим свойства жидкости (текучесть, сохранение объема, вязкость, волны плотности, сосуществование с другими фазами того же вещества). Дети попробуют сделать неньютоновскую жидкость самостоятельно».
- Когда 24-25 мая, 11.00-19.30
«Ghostcubes» Эрика Оберга
Подвижные деревянные кубы-оригами шведа Эрика Оберга в конце прошлого года взорвали интернет, и теперь он гастролирует по всему миру, демонстрируя свой перформанс с парящими в воздухе изменчивыми фигурами
«Ghostcubes» Эрика Оберга устроены очень просто — как детский конструктор, но из них можно делать фигуры невероятной сложности и красоты, причем, в отличие от конструктора, одним движением
Александра Хазина, куратор проекта: «Эрик Оберг окончил цирковую школу в Стокгольме и какое-то время выступал в качестве жонглера в цирковой труппе — сегодня же у него своя мастерская, где он занимается изобретательством и экспериментами на стыке дизайна и фокусов. Собственно, его проект и интересен тем, что выглядит как цирковое действо. Он сам называет это деревянными оригами: это такие скульптуры, которые принимают различные формы, и зритель, глядя на них, совершенно не понимает, что такое вообще возможно. В действительности это математически просчитанный механизм, который позволяет осуществить хитрое взаимодействие дерева и крепления. Так чисто научная, математическая разработка превращается в перформанс, который для обычного человека выглядит чем-то совершенно невероятным».
- Когда 24-25 мая, 20.30-20.50, на Главной сцене
Видеопроект Клемана Бриана «Face of Nature»
Французский художник изобрел специальную технологию, которая в отличие от обычного видеомэппинга позволяет создавать объемные проекции на деревьях
Видеопроекции «Face of Nature» Клемана Бриана особенно впечатляюще смотрятся во время легкого ветра, колышущего лица на деревьях
Клеман Бриан, автор проекта: «Проекция — это простейший процесс передачи изображения при помощи света и отображения этого изображения при попадании света на тело. Проекция работает и внутри нас: наши глаза — это проекторы, конструирующие видимую реальность. Именно благодаря этим двум изображениям, проецируемым внутри нас, наше сознание достраивает визуальную, понимаемую и чувствуемую действительность. Работа с проекцией связана с размышлением о том, кто мы такие и что из себя представляет наш взгляд на мир. Наша сетчатка — экран, на который проецируется картина мира, а световая проекция, которую я делаю, — это как бы обратный путь: мир становится экраном для моего проекта. А вообще, просто подумайте о том, что мы — живые прожекторы».
- Когда 24-25 мая, 21.30-00.30
Кинетические скульптуры «Strandbeests» Тео Янсена
Выставка огромных членистоногих чудищ, плавно передвигающихся по поверхности песка, приводимых в движение при помощи пневматики и ветра
Иван Боганцев, заместитель генерального директора Политехнического музея: «Это самое дорогое во всем фестивале, я был готов биться об стенку, чтобы его привезти. Основная мысль Янсена в том, что эти деревянные монстры — его дети. Он закладывает в них некую философию и одновременно механизмы по выживанию. Например, они дошли до воды — и идут обратно. Или прошли вдоль пляжа, начался прилив, и они это как-то понимают и не идут обратно. У Янсена есть целая идея о размножении своих существ. Так, между всеми элементами его конструкций есть определенная пропорция, длина локтей и коленей, позволяющая существу, например, плавно перемещаться. И это все достигается за счет определенных пропорций, а пропорции — это код, то есть набор цифр. Янсен обнародовал этот код, и студенты стали воспроизводить существо самостоятельно, на 3D-принтерах. И вот для Янсена код — это ДНК, а студенты — механизм воспроизводства, благодаря которым организм живет своей жизнью. Какие-то студенты начинают менять код — он нам показывал модели, которые ходят плавнее, чем у Тео. Такой код более живучий, ведь уже запущен эволюционный процесс. Все это кажется немного безумным, но при этом идея-то большая, идея настоящего демиурга».
- Когда 24-25 мая, 11.00-22.00
- Вход 400 р., действуют льготы
- Выставка продлится до 20 июля
PaperDude Бена Ансворта
Мечта любой мамы тинейджера: совмещение компьютерной игры и спортивного тренажера и одновременно оммаж фильмам про виртуальную реальность из 80-х
Бен Ансворт, президент и сооснователь Globacore: «Изначально PaperDude VR появился как способ демонстрации технологии Oculus Rift VR — мы были первыми, кто вложился на Kickstarter в его создание. Наш бизнес построен на использовании развивающихся технологий в различных интересных комбинациях с целью создать что-то новое, чего раньше никто не делал. Проблема, на которую мы сразу обратили внимание, состояла в том, что пользователь Oculus не мог видеть свое тело, взглянув вниз, и иллюзия разрушалась. Из-за этого мы стали экспериментировать с Kinect, чтобы добавить телодвижения в виртуальную окружающую среду. Однажды во время обсуждения заказа клиент попросил смастерить что-нибудь для стационарного велосипеда — и все сошлось. Как только мы смогли подключиться к скоростным данным велосипеда, используя Kinect для отслеживания движений, мы поняли, что можем и создать демо, которое встраивается в нашу самую любимую ретроигрушку Paperboy. В данный момент эта технология хорошо подходит и для быстрорастущего рынка в других областях — в частности, многие фитнес-игры вроде Wii, Kinect Sports и PlayStation Move Fitness заинтересованы в такой разработке: она очень здорово мотивирует».
- Когда 24-25 мая, 11.00-20.30
Зона машин Руба Голдберга
Экспозиция самого передового музея науки The Exploratorium в Сан-Франциско и одновременно мастер-класс, где учат составлять цепи реакций из подручных предметов, что-то вроде эффекта домино, но намного интереснее
Майк Петрих, директор музея The Exploratorium: «Любовь к разнообразным механизмам и машинам пришла ко мне, когда я впервые посетил Cabaret Mechanical Theatre в Лондоне, где простые устройства, сцепления, рычаги были использованы для создания причудливых машин, раскрывающих перед тобой какой-то сюжет. Изящество и простота этих механических конструкций могли бы поспорить со сложными высокотехнологичными устройствами, которые мы ежедневно используем в нашей повседневной жизни, но при этом эти маленькие механизмы заставляют нас думать по-другому, относиться к происходящему с юмором и вдохновением. Это то, что надо знать, и одновременно что-то, подвигающее к глубокому мыслительному процессу и изучению предмета».
- Когда 24-25 мая, 11.00-13.00, 13.45-15.45, 16.30-18.30
Большой книжный лабиринт и «Бестиарий»
Иллюстратор Александр Райхштейн построит на фестивале большой лабиринт из книг, а также привезет «Бестиарий», героев которого смогут сваять гости мероприятия
Александр Райхштейн, художник, создатель проектов: «Лабиринты я делал и прежде: в 1994 году у меня был проект, приуроченный к 200-летию старейшей финской публичной библиотеки. Я же книжный художник по образованию, книга для меня объект знакомый, и я использовал книгу как строительный материал и создавал из него структуры: спирали, меандры, лабиринты. Эти структуры обладают таким свойством: они засасывают в себя, заставляют войти внутрь. В этих лабиринтах нет тупиков, там нельзя заблудиться; на символическом уровне такой лабиринт — это долгий и извилистый путь к истине, путь к самому себе. Мои проекты — это аттракционы в исходном смысле слова, то есть они обязательно содержат что-то притягательное, привлекательное.
То, что я делаю, предназначено для всех, не только для искусствоведческой элиты. С детьми я работаю просто потому, что у них реакция непосредственная, их легче зацепить: например, они начинают играть в моем «Бестиарии» и затягивают туда взрослых. Они сразу реагируют, у них нет тормозов, они не скованны, и в этом смысле они — идеальная аудитория для современного искусства (которое ошибочно считается трудным для восприятия). Дети не только идеальная публика для такого искусства, они — во всяком случае, в моих проектах — его мотор: я передоверил им часть работы скульптора, и они прекрасно с этой задачей справляются. В «Бестиарии», когда вы подносите одну глыбу к другой, они срастаются у вас на глазах — подобно тому, как в русских сказках срастаются части разрубленного богатыря при окроплении их мертвой водой. Мне интересен вопрос соотношения науки и чуда: я охотно бы рассказывал про магию, таящуюся во фрагментах древних скульптур, но, к сожалению, вынужден сообщать, что это волшебство обеспечивается супермагнитами, от которых может прийти в негодность ваша пластиковая карта. Впрочем, оттого что я назвал чудо магнитом, волшебство вовсе не исчезло: магнит и магия — даже слова звучат похоже, а действие магнитного поля непонятно до конца, хотя мы и умеем им пользоваться».
- Когда 24-25 мая, 11.00-20.30
Фестиваль «Политех» пройдет на ВДНХ, на Площади промышленности перед павильоном «Космос». Вход на все события, кроме выставки Тео Янсена, бесплатный.