Science Slam в Москве: зачем читать научные лекции в барах
В Москву привозят петербургский формат Science Slam – помесь стендапа с научной лекцией. Среди участников — эксперты по лазерам, когнитивной психологии и, например, Михаил Гельфанд. По традиции, сложившейся на родине фестиваля, все проходит в баре. «Город» поговорил с организаторами Science Slam.
Что это такое
«Science Slam — новый формат интеллектуального досуга, альтернатива походу в кино или на рок-концерт, который делает петербургское издание «Бумага» и компания JetBrains. Мы считаем, что можно пойти в бар не просто выпить, но при этом послушать про науку. Молодые ученые рассказывают о своих исследованиях в доступной форме стендапа.
У каждого ученого есть ровно 10 минут на выступление, после чего публика аплодирует, и мы измеряем с помощью шумометра, как сильно им хлопают. Так выступают пять молодых ученых, и в конце мы выбираем из них лучшего. Один слэм длится примерно два часа с учетом 20-минутного перерыва».
Напоминающий Шелдона Купера кандидат физматнаук Андрей Богданов за 10 минут доступно объясняет, что такое метаматериалы
Откуда все пошло
«Мы привезли эту идею из Германии, тесно работали там с одним из основателей этого движения Грегором Бюнингом. Два года назад мы приехали на конференцию и там с ним познакомились. Он рассказал нам суть, мы заинтересовались и решили организовать такую штуку в Петербурге.
Кстати, сам Грегор проводил слэм в Москве в 2012 году. Это было мероприятие в рамках Российско-немецкого форума, к которому мы отношения не имели. У него были существенных отличия от нашего. Во-первых, он проходил на открытом воздухе. Во-вторых, это был не стендап, а что-то ближе к КВН (там, например, рассказывали об исследовании в виде танца)».
Science Slam в Петербурге проходил уже четыре раза
Кому это нужно
«Мы делаем Science Slam уже год. За это время мы провели его в Петербурге четыре раза. На первый пришло 300 человек, потом 500, потом 700. Мы поняли, что идея пользуется популярностью, и начали адаптировать ее для других городов: Новосибирска, Калуги, Самары, Иваново и так далее.
Наша аудитория — в основном молодежь. Это аудитория edutainment-ресурсов, которая смотрит лекции TED, читает «Теории и практики», «Афишу». Также к нам ходят студенты, аспиранты и участники всяких научных сообществ. Заметную часть составляют гики — IT-специалисты, которые оказались наиболее восприимчивым к новым идеям, науке как таковой, поскольку у них теория всегда тесно связана с практикой».
Что об этом думают серьезные ученые
«Когда подходишь к ученому и говоришь: «Давайте сделаем ваше выступление в баре», многие воспринимают это настороженно. У людей возникает когнитивный диссонанс: они сначала не верят в идею, но когда мы на практике показываем, как здорово это выглядит, они становятся ее адептами. На прошлом Science Slam мы провели эксперимент: пригласили известного в Петербурге академика Роберта Арнольдовича Суриса. Сначала он сомневался, но потом сказал, что эти проекты помогают по-новому взглянуть на науку».
На Science Slam ходят гики, студенты и просто любители лекций на TED
Как отбирают и тренируют участников
«У нас есть специальный человек в команде, Сережа Карашевич из компании JetBrains, который занимается взаимодействием с академическим сообществом. К отбору кандидатов подходим строго. На московский слэм мы искали их месяц-полтора. Есть что-то вроде кастинга. Сперва мы просим людей прислать тезисно то, чем они занимаются, а потом встречаемся с ними вживую, чтобы понять мотивацию и проверить их способности к публичным выступлениям. Нас интересуют только те, кто по-настоящему живет наукой, и пытается что-то изменить».
Биолог Александр Ефремов объясняет суть генотерапии с помощью котят и щеночков
О дефиците молодых ученых
«Мы пытаемся бороться со стереотипом, что в России все плохо, жизни нет, и нужно уезжать в другую страну, чтобы делать нормальную науку. Конечно, многие успешные молодые ученые уезжают. А с другой стороны, есть те, которые остались и продолжают делать своими руками что-то действительно стоящее. Мы существуем всего год, но пока не чувствуем дефицита: просто о многих молодых ученых никто не знает.
Science Slam объединяет, c одной стороны, крутой контент — идеи, которые будут что-то менять в ближайшие 10 лет, а с другой стороны — публику, которая интересуется наукой и технологиями, но почему-то лишена доступа к этим идеям. Кроме того, есть формат «приглашенный спикер», когда мы пытаемся наладить связь между поколениями: мы приглашаем одного признанного ученого, который может рассказать о чем-то интересном (в Москве в этой роли выступит биолог Михаил Гельфанд).
Команда для первого московского слэма подобралась очень сильная. Мы проводим его здесь впервые, и поэтому есть еще большой неиспользованный ресурс. Один слэмер очень сильно отличается от другого. Есть парень, который с помощью краудфандинга собрал 2 миллиона рублей на экспедицию — такая возможность появилась недавно, и это очень круто».
Специальный гость — декан экономфака Европейского университета Максим Буев — сравнивает себя с Oxxxymiron на разогреве у Limp Bizkit
О лучших слэмерах
«Биолог Александр Ефремов занимается генной терапией, на слэме он объяснял сложные механизмы переноса генов при помощи котят и щеночков. Он упрощал и показывал, как мы можем лечить болезни или не стареть. Еще был социолог Георгий Милютин, который пытался алгоритмически объяснить, как мы взаимодействуем в социальной среде. Раньше это объясняли с помощью нормального распределения, которому подчиняются многие природные и социальные явления, — кривой Гаусса. Но ученый понял, что разные социальные взаимодействия (например, в толпе на рок-концерте или в случае подсчета лайков на YouTube) происходят по совсем другим правилам. И он занимается тем, что пытается этот алгоритм заново придумать. Еще был интересный физик Андрей Богданов, который описывал воздействие света на метаматериалы: он показывал, каким образом можно уменьшить микропроцессор компьютера в 10 раз, если правильно выстроить структуру материала».
После успеха первых Science Slam у них появилось множество клонов, однако организаторы этому только рады
О конкурентах
«Мы не пытаемся застолбить за собой звание главных по молодой науке в России. Есть, например, хороший проект Политеха «Научные бои», который запустился чуть позже, чем мы в Петербурге. Там формат немного похож, но все-таки отличается от нас по настрою. После того Science Slam в Петербурге стали возникать какие-то маленькие аналоги. Это не то чтобы конкуренты, а скорее индикатор того, что это реально нужно, — мы только рады».
О деньгах
«Мы пытаемся строить свой проект на принципах социального предпринимательства. Превыше всего мы ставим идею: надо действительно круто делать свое дело. Нельзя сказать, что это какой-то маржинальный бизнес. С другой стороны, мы не хотим делать что-то благотворительное, приходить в фонды и просить денег: «Давайте сделаем это!» — а через год нам перестанут давать деньги, и все закончится. Мы сразу же строим наши мероприятия по стандартной бизнес-модели: занимаемся фандрайзингом — ищем спонсора, а также продаем билеты. Таким образом, мы стремимся к коммерческому успеху слэма, ради того чтобы эта история могла повторяться более-менее регулярно».
Участники первого Science Slam в Москве
- Михаил Гельфанд Специальный гость. Расскажет о том, почему микробы — самые приспособленные существа в природе
- Андрей Афанасьев Биоинформатик, директор стартапа iBinom, который занимается диагностикой наследственных заболеваний
- Александр Семенов Морской биолог. Через Boomstarter собрал 2 млн рублей на подводную экспедицию
- Игорь Уточкин Расскажет о «мертвой зоне внимания» — информации об окружающем мире, которую наш мозг отбрасывает
- Андрей Воронин Физик. Расскажет о будущем альтернативной энергетики в России и марсоходе Curiosity
- Максим Щербаков Специалист по лазерной физике, метаматериалам и наноструктурам
- Сергей Брусов Синтезировал вещество, которое способно мгновенно остановить любое кровотечение и дезинфицировать рану
- Когда 2 марта, 18.00
- Где концертный зал «Москва»
- Стоимость первые — 100–300 р., остальные — 400 р.
- Сайт science-slam.ru