От «Армы» ко Дню Победы: как Sila Sveta заставили всех полюбить видеомэппинг
9 мая студия Sila Sveta запускает световую инсталляцию в Музее Великой Отечественной войны. Еще они делали шоу на вечеринках «Армы», инсталляции по мотивам детских сказок и видео с Бастой. «Афиша» попросила директора бюро Александра Уса показать и прокомментировать лучшие работы Sila Sveta.
Tower of Babel
ВДНХ, октябрь 2014 года
«Это наш проект для фестиваля «Круг света» прошлого года. В 2014 году из-за конфликта на Украине мы захотели сделать работу на тему мира. На каждом фестивале мы просим разных музыкантов написать тематическую композицию, под которую студия делает визуализацию. На одной из тусовок я встретился с солистом группы Therr Maitz Антоном Беляевым и рассказал про задумку. Тот сразу же подхватил идею, сказал, что есть для этого трек «Earth». За основу взяли библейскую историю про Вавилонскую башню. Работа начинается с тревожных молний, некоего конца существования хрупкого мира человека — и постепенно «отматывается» в мир, когда трава была зеленой, а по лесу бегали единороги. Трек «Earth» также дается в реверсе и совершенно неузнаваем. Тут все монохромное, минималистичное. Я очень хотел ввести в концепцию цвет, но автор — мой друг Денис Башев — был критически настроен. Правда потом я отыгрался. Некоторые элементы отсюда уже в цвете мы использовали в инсталляции на семилетии «Армы» — тот же лес, птички и эта сумасшедшая лошадка».
Rapping Mapping 2
Манеж, октябрь 2013 года
«В 2011 году мы уже делали первый Rapping Mapping — c Кастой. Получили Гран-при «Круга света», неплохо задрали планку. А со вторым шоу было море накладок еще до того, как мы даже начали. Сперва обратились к одному известному рэперу — не будем называть его имя. Тот долго думал и в результате выдал какую-то ужасно грустную песню — вроде «Москва, пробки, все надоело». На этом шоу не построить. Так что решили делать с Бастой. Я встретился с ним, когда он был поглощен съемками фильма «Газгольдер» и проектом «Братья стерео» и в этот период, похоже, занимался чем угодно, только не рэпом. Говорю: «Вась, ну ты же любишь Москву?» А он отвечает: «Ну не очень вообще. Я не москвич особо». Короче, Баста написал техно. Почти без слов. В результате мы просто взяли его готовую вещь «Пар», а на создание самого мэппинга оставалось совсем мало времени. Нужен был кардинальный ход. Мы собрали макет Манежа из бесшовных экранов, поместили туда Васю и сняли на видео, а поверх разрисовали. Мэппинг же вставили в конце целым блоком и подписали: «А теперь мэппинг». Типа — хотели мэппинг, вот вам мэппинг. В итоге за работу мы не получили никаких наград, шутку не особо оценили. А нам было весело».
Сhronos
Андреевский мост, август 2012 года
«Андреевский мост многое пережил: его передвигали по воде, построили на нем парник, а мы его еще и отмэппили. Сложность работы заключалась в ракурсе. Было невозможно разместить проекторы так, чтобы шоу было видно с двух берегов. Решили проецировать с танцевальной площадки парка Горького. Мы об этом написали в интернете, но охват нашей группы в фейсбуке, конечно, не столь велик. Некоторые смотрели с противоположной набережной и получили полную размазню. Те, кто стоял в нужном месте, увидели полноценное мультимедиа-шоу: проекцию, свет, лазерный мэппинг и даже актера с огромным световым посохом, которого чуть не сдуло с моста. Сам сюжет, по сути, высосан из пальца. Тут скорее круто, что мост гигантский, мультимедийный — это в принципе уникальный проект. Шикарно смотрелась работа стробоскопов в стеклянном парнике. Это была коммерческая история — мы с такими заказами, конечно, работаем на совесть, но настоящая отдушина — это клубные проекты. Например, на Западе нас знают во многом из-за армовской «головы», многие считают это нашим главным шедевром».
Faces
Шестилетие клуба «Арма», апрель 2014 года
«Мы все тусовщики, я работаю с клубами и музыкой с 1998 года. С Наташей Абель (основательница «Армы». — Прим. ред.) мы познакомились в 2011 году — нас позвали делать «Техно-дерево» на Новый год. Позже был проект, когда мы делали орган, — на пятилетии клуба. Старое здание «Армы» было идеальным для любых световых шоу, стены высокие, любая поверхность — идеальный холст. И когда Наташа сказала, что «Арма» закрывается и нужно что-то сделать, мы понимали, что это должна быть наша лучшая работа в этих стенах. Нужен был мощный образ, и голова пришлась как нельзя кстати. Но какая должна быть голова? Я вспомнил фильм «Метрополис» 1927 года — высший стиль. Эту голову и решили взять за прототип. Ее для нас, по сути, распечатали на гигантском 3D-принтере. И вот у нас на руках пятиметровая бошка, выглядит круто, но чего же ей не хватает? На помощь пришла Аня Эйзерле, наш бывший арт-директор. Она предложила распополамить голову, чтобы она раздвигалась — типа такая идея раскрытия сознания, — а внутри поставили обычный аналоговый свет.
В шоу мы задействовали все пространство «Армы» — это была тотальная инсталляция. Добавили такое количество эффектов, что уникального материала хватило бы на неделю. Ты накладываешь один эффект на другой, получается третий. Я виджеил первые 25 часов, потом просто отрубился, и меня заменили. Голова работала трое суток. Конфуз случился в самом конце. Этот аналоговый свет внутри головы работал от ноутбука — всего на 10% мощности. Начался какой-то концерт, виджей говорит «фух», закрывает ноутбук, и в этот момент все лампы включаются на сто процентов. В толпе все начинают орать, мы экстренно закрываем голову — но понимаем, что она и загореться может. Это, конечно, было бы эпическим окончанием вечеринки».
Zero Gravity
Нереализованный проект, сентябрь 2014 года
«Если измерить количество лайков на канале Sila Sveta на Vimeo, то в начале вылезут не фестивальные или клубные инсталляции, а автомобильные презентации. Это наш хлеб. Американский журнал Life Design Magazine сделал подборку «Шесть лучших мэппинг-презентаций», и из пяти работ две были наши. Первое место взял Porsche Macan, а третье — BMW X5. Сейчас в Китае мы перекрываем трассу F1, чтобы выстроить тоннель из диодных экранов для презентации автомобиля, — уже в седьмой раз работаем с Китаем.
Но рассказать хочется про проект Zero Gravity, который так и не состоялся. В силу обстоятельств клиент отказался от него, но мы все же довели его до конца — так, для себя. Арендовали ангар, убрали все логотипы и сняли. Хотя вы, конечно, по внешнему виду сможете догадаться, что это за автомобиль. Сама машина ненастоящая, это макет. Мы только поставили настоящие колеса и настоящие фары, но все равно эта штука весила около 600 килограмм. Синхронизировать роботов между собой было довольно сложно, поэтому шоу получилось очень плавное —отсюда и название Zero Gravity. Задумка такая: машина, парящая в воздухе, меняет ракурсы, при этом сохраняет на своих бортах графику мэппинга — и все это на фоне диодного экрана. В этом проекте мы по полной занялись инженерией».
«Лес»
Семилетие «Армы» на Трехгорной мануфактуре, апрель 2015 года
«К нам обращается Абель: «Давайте делайте что-нибудь на Мануфактуре. Речь шла о верхнем этаже, где находятся все танцполы. Мы сначала с радостью согласились, но потом поняли, что пространство дико неудобное: низкие потолки, металлические балки. Пока продолжался разговор о том, как там сделать красиво, я все думал о третьем этаже — там охрененное помещение. Как только я его увидел, картинка сама собой сложилась.
Примерно в этот же момент набрел на питерскую студию Tundra. Если мы — это фабрика иллюзий, которая делает по пять проектов в месяц совершенно разной направленности, то «Тундра» — камерное ателье, выдающее штучные инсталляции. Я наткнулся на работу Hyperjump, которую «Тундра» делала в Кадетском корпусе, — там нет никакого видеомэппинга, чистый свет, работа лучей приборов Robe Pointe. Такие использовали на концерте Woodkid на Bosco Fresh Fest пару лет назад, помните?
В общем, помещение с колоннами на Мануфактуре подходило идеально. Мы решили делать инсталляцию вместе. Для шоу нужно было 80 приборов. Это по деньгам — космос, но мы их нашли. Пока отстраивали инсталляцию, чуть с ума не сошли. Бесценный опыт — 3 дня в темноте в бетонном ангаре, странная музыка Monoleak и D-Pulse и лучи приборов. Периодически на окнах отклеивался полиэтилен и был виден дневной свет. Как назло стояла хорошая погода, а мы продолжали сводиться. Как показал проект — оно того стоило. Мы теперь решили искать странные здания типа радиолокационных станций или заброшенных больниц и прокачивать их светом».
«История России»
Центральный детский магазин, март 2015 года
«В Центральном детском магазине мы курируем три истории: Музей детства, шоу в атриуме и графику на экраны. В Музее детства мы сделали большой проекционный макет самого магазина и придумали шоу на десять минут про его историю. Вторая зона — это главный атриум, где мы пока показываем одну программу про историю России, а вторую — про природу России. Плясали от формы часов — это, говорят, самые большие механические часы в мире. «История России» получилась в эстетике золотой шкатулки. Это такой маленький механический мир, в котором все перекладывается, трансформируется и так далее. В шоу описывается не столько история, сколько символы России: сказки Пушкина со всеми персонажами, чеканка, на которой изображены соборы и храмы больших городов, Спасская башня, классическая музыка и балет, полет Гагарина в космос. Второе шоу, «Природа России», рассказывает про Байкал, про Уральские и Кавказские горы и так далее.
Эстетически мы решили уйти от реализма: не делать настоящие горы, а сделать технику двухмерных гравюр в сочетании с трехмерными объектами, такая находка нашего арт-директора Ильи Балакина. Там нет натуральных цветов, все горы — это малиновый, зеленый градиенты.
Это наша первая постоянная инсталляция — я точно знаю, что ее можно посмотреть по выходным с шести вечера до девяти. Это прямо работа с большой буквы, ни больше ни меньше. Комплексная, большая и качественная».
«Колобок»
Парк Горького, сентябрь 2012 года
«Колобок» — это старая работа для «Круга света» 2012 года. Ее курировал опять же Денис Башев. Как призерам прошлого года нам отдали на растерзание целую площадку — арка главного входа в парк Горького. Там мы придумали две программы. Первая — это Light Games на тему работ Маурица Эшера. Она построена на оптических иллюзиях, традиционный видеомэппинг. Тем самым мы прикрыли задницы, чтобы протащить «Колобка». Потому что это «плоская» работа, она вне мэппинга, но по сути революционная. Нас ругали, что мы фактически использовали арку как экран. «Где трансформации? Игра с объемом?» — спрашивали. Но мы довольны. Я помню, одним утром Башев пришел на студию и сообщил, что купил сценарий для шоу за 63 рубля. На самом деле — книжку «Колобок» в детском магазине. Но в шоу умудрился даже «Колобка» запутать так, что некоторым было непонятно. Население говорило: «Ой, какие-то обкуренные дизайнеры сделали». Зато это придало нам определенный вес в дизайн-сообществе. Потому что проект яркий, крутой, немного кислотный — и такую шейповую анимацию никто до этого не применял в мэппинге. С тех пор к нам с охотой идут работать дизайнеры, потому что хотят быть в команде, способной выдавать такие проекты на уровне города».
Концертное шоу Ивана Дорна
Премьера — 27 июля на Пикнике «Афиши»
«Мы сейчас открыли в Америке отделение Sila Sveta и хотим там делать концертные проекты. А для этого нужно портфолио. Дорну мы шоу предложили сами, это была наша инициатива. Ваня нам нравится — он делает качественную музыку и при этом он достаточно медийный. В общем, то что надо. Кроме того, очень хотелось сделать проект с Украиной, показать, что между нами не только мрак и тлен.
Мы сделали шоу для целого концертного тура. Это сцена-трансформер, способная менять свой размер в зависимости от площадки. Нам нужен был главный элемент, им стал диодный куб, который опускается и поднимается. И проекционная сетка, которая в сочетании с диодным задником дает удивительную глубину. Куб напичкан светом и двигается в пространстве сцены, взаимодействуя с графикой на экране. Иногда он даже проглатывает Ваню, чтобы тот вышел в новом амплуа. Это же шоу будет на Пикнике «Афиши». Правда, это, наверное, будет не так впечатляюще, потому что полная темнота не успеет наступить. Но Земфира есть Земфира, мы все понимаем.
Каждый год нам предрекают кончину мэппинга, что он никому больше не нужен, но у нас расписано все на полгода вперед. Вопрос в том, как ты это делаешь. Это такой формат, в котором все зависит от качества материала и того, что вкладываешь в него. Не случайно же нас позвали делать постоянную инсталляцию в Центральном музее Великой Отечественной войны в парке Победы. Эту работу вы еще увидите, она открывается 9 мая и останется там, наверное, навсегда».