Лучшие спектакли фестиваля NET
Пока московские театры только модернизируются, имеет смысл посмотреть на лучшие спектакли фестиваля «Новый европейский театр», который стартует в понедельник. «Город» выбрал 6 премьер: Питер Брук и Бергман, песни The Jackson Five и французская электроника, а также видеоинсталляции и микромодели.
«King Size» в Центре им. Мейерхольда
Актеры в отеле поют The Beatles и Jackson Five
Место действия — гостиничный номер класса люкс с кроватью указанного в названии спектакля размера. Четыре человека — музыкант, супружеская пара и пожилая леди — поют о любви и общаются по-беккетовски; не происходит по большому счету ничего. Музыкант по первому образованию, Кристоф Марталер внедряет в театральную практику термин «энгармония», когда две по разному обозначенные ноты звучат одинаково. Так, и Jackson Five, и The Beatles, и Бах звучат в его спектакле одинаковым поводом возрадоваться любви, вместо того чтобы ей заняться.
- Режиссер Кристоф Марталер
- Театр «Базель», Швейцария
- Когда 17 и 18 ноября, 20.00
«Индекс металлов» в Центре им. Мейерхольда
Бессюжетная мульмидейная опера
Композитор Фаусто Ромителли — единомышленник Джона Кейджа и Брайана Ино. Незадолго до смерти, 10 лет назад, Ромителли написал «Индекс металлов» и сопроводил его, как полагается, крупным комментарием, из которого следует, что сей опус призван посредством оперного инструментария погрузить человека «в раскаленную материю, светящуюся и звучащую», где всякое повествование есть помеха. Работает это так: фактурный видеоряд плюс электроника и симфонический оркестр, отголоски Pink Floyd, финского техно, текстов Батая — и живьем сопрано и струнный оркестр.
- Композитор Фаусто Ромителли
- Театр «Студия новой музыки», Россия–Франция
- Когда 20 ноября, 20.00
«Волшебная флейта» в Театре наций
Питер Брук интимизирует оперный жанр
«Я решил завязать с оперой еще 50 лет назад», — сообщает автор, один из самых мощных театральных реформаторов XX века. Каждая его премьера неизменно становится манифестом отказа от замусоренности и инертности театра настоящего времени. Постановка легкомысленной оперы Моцарта для него стала поводом переосмыслить вообще сам подход к оперному жанру, тяжелый и академичный. В его «Волшебной флейте» нет оркестровой ямы, принц Тамино спасает дочь Царицы ночи в нескольких метрах от зрителя и вообще все нацелено на близкий контакт со зрителем.
- Режиссер Питер Брук
- Театр «Буфф дю Нор», Париж
- Когда 20 и 21 ноября
«Mi gran obra» в Боярских палатах
Реализованный в миниатюре спектакль-утопия
Все свои самые отчаянные и амбициозные идеи испанец Давид Эспиноза воплотил в миниатюре. Спектакль из сотен крошечных фигурок людей и кучи самых разных моделек, азартно передвигаемых двумя актерами, по словам автора — ровно то, что он реализовал бы в масштабе 1:1, если бы располагал неограниченным бюджетом. В фантазиях это было бы так: самый большой театр в мире, 300 актёров на сцене, военный оркестр, рок-группа, животные, машины и вертолеты. Похожим принципом руководствуется небезызвестный московский театр художников «Тень», устраивая крошечные оперные спектакли в макетах перед пятью зрителями. Только Эспиноза, в отличие от здешних развеселых королей миниатюрного жанра, кажется, абсолютно серьезен.
- Режиссер Давид Эспиноза
- Театр «Эль Локаль», Испания
- Когда 27 ноября — 1 декабря ежедневно
«Сцены из супружеской жизни» во Дворце на Яузе
Голландский авангардист Иво ван Хове ставит Бергмана
Йохан и Марианна — бергмановское все; эгоизм и забота, страсть и апатия, инфантильность и жестокость, быт и поэзия. В спектакле Иво ван Хове их играют одновременно три пары актеров, увлекая за собой зрителей из одного камерного пространства в другое. Вообще, это не вполне закономерная работа знаменитого голландца, последние годы заставлявшего о себе говорит как о мастере провокаций больших форм.
- Режиссер Иво ван Хове
- Театр «Тонелгруп Амстердам», Нидерланды
- Когда 29 и 30 ноября
«Эффект Сержа» в Центре им. Мейерхольда
Каким мы мог быть домашний театр сегодня
Серж — апатичный паренек, собирающий раз в неделю у себя дома не менее апатичных друзей, чтобы показать одноминутный перформанс. Используя радиоуправляемые игрушки, бенгальские огни, лазеры, лампочки и бог весть что, он устраивает миг волшебства, чтобы отпустить гостей до следующего раза. Французы «Вивариум-студио» таким образом одновременно иронизируют над трендовостью низкобюджетных спектаклей и создают само по себе милое, смешное и объемное произведение. С одной стороны все это — о серости будней, с другой — о том, что прекрасное время, когда всякий человек имеет право быть художником, давно наступило.
- Режиссер Филипп Кен
- Театр «Вивариум-студио», Франция
- Когда 3 и 4 декабря