перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Лучшие спектакли фестиваля NET

Развлечения

Пока московские театры только модернизируются, имеет смысл посмотреть на лучшие спектакли фестиваля «Новый европейский театр», который стартует в понедельник. «Город» выбрал 6 премьер: Питер Брук и Бергман, песни The Jackson Five и французская электроника, а также видеоинсталляции и микромодели.

«King Size» в Центре им. Мейерхольда

Актеры в отеле поют The Beatles и Jackson Five

Фотография: предоставлено фестивалем NET

Место действия — гостиничный номер класса люкс с кроватью указанного в названии спектакля размера. Четыре человека — музыкант, супружеская пара и пожилая леди — поют о любви и общаются по-беккетовски; не происходит по большому счету ничего. Музыкант по первому образованию, Кристоф Марталер внедряет в театральную практику термин «энгармония», когда две по разному обозначенные ноты звучат одинаково. Так, и Jackson Five, и The Beatles, и Бах звучат в его спектакле одинаковым поводом возрадоваться любви, вместо того чтобы ей заняться.

  • Режиссер Кристоф Марталер
  • Театр «Базель», Швейцария
  • Когда 17 и 18 ноября, 20.00

«Индекс металлов» в Центре им. Мейерхольда

Бессюжетная мульмидейная опера

Фотография: предоставлено фестивалем NET

Композитор Фаусто Ромителли — единомышленник Джона Кейджа и Брайана Ино. Незадолго до смерти, 10 лет назад, Ромителли написал «Индекс металлов» и сопроводил его, как полагается, крупным комментарием, из которого следует, что сей опус призван посредством оперного инструментария погрузить человека «в раскаленную материю, светящуюся и звучащую», где всякое повествование есть помеха. Работает это так: фактурный видеоряд плюс электроника и симфонический оркестр, отголоски Pink Floyd, финского техно, текстов Батая — и живьем сопрано и струнный оркестр.

  • Композитор Фаусто Ромителли
  • Театр «Студия новой музыки», Россия–Франция
  • Когда 20 ноября, 20.00

«Волшебная флейта» в Театре наций

Питер Брук интимизирует оперный жанр

Фотография: предоставлено фестивалем NET

«Я решил завязать с оперой еще 50 лет назад», — сообщает автор, один из самых мощных театральных реформаторов XX века. Каждая его премьера неизменно становится манифестом отказа от замусоренности и инертности театра настоящего времени. Постановка легкомысленной оперы Моцарта для него стала поводом переосмыслить вообще сам подход к оперному жанру, тяжелый и академичный. В его «Волшебной флейте» нет оркестровой ямы, принц Тамино спасает дочь Царицы ночи в нескольких метрах от зрителя и вообще все нацелено на близкий контакт со зрителем.

  • Режиссер Питер Брук
  • Театр «Буфф дю Нор», Париж
  • Когда 20 и 21 ноября

«Mi gran obra» в Боярских палатах

Реализованный в миниатюре спектакль-утопия

Фотография: предоставлено фестивалем NET

Все свои самые отчаянные и амбициозные идеи испанец Давид Эспиноза воплотил в миниатюре. Спектакль из сотен крошечных фигурок людей и кучи самых разных моделек, азартно передвигаемых двумя актерами, по словам автора — ровно то, что он реализовал бы в масштабе 1:1, если бы располагал неограниченным бюджетом. В фантазиях это было бы так: самый большой театр в мире, 300 актёров на сцене, военный оркестр, рок-группа, животные, машины и вертолеты. Похожим принципом руководствуется небезызвестный московский театр художников «Тень», устраивая крошечные оперные спектакли в макетах перед пятью зрителями. Только Эспиноза, в отличие от здешних развеселых королей миниатюрного жанра, кажется, абсолютно серьезен.

  • Режиссер Давид Эспиноза
  • Театр «Эль Локаль», Испания
  • Когда 27 ноября — 1 декабря ежедневно

«Сцены из супружеской жизни» во Дворце на Яузе

Голландский авангардист Иво ван Хове ставит Бергмана

Фотография: предоставлено фестивалем NET

Йохан и Марианна — бергмановское все; эгоизм и забота, страсть и апатия, инфантильность и жестокость, быт и поэзия. В спектакле Иво ван Хове их играют одновременно три пары актеров, увлекая за собой зрителей из одного камерного пространства в другое. Вообще, это не вполне закономерная работа знаменитого голландца, последние годы заставлявшего о себе говорит как о мастере провокаций больших форм.

  • Режиссер Иво ван Хове
  • Театр «Тонелгруп Амстердам», Нидерланды
  • Когда 29 и 30 ноября

«Эффект Сержа» в Центре им. Мейерхольда

Каким мы мог быть домашний театр сегодня

Фотография: предоставлено фестивалем NET

Серж — апатичный паренек, собирающий раз в неделю у себя дома не менее апатичных друзей, чтобы показать одноминутный перформанс. Используя радиоуправляемые игрушки, бенгальские огни, лазеры, лампочки и бог весть что, он устраивает миг волшебства, чтобы отпустить гостей до следующего раза. Французы «Вивариум-студио» таким образом одновременно иронизируют над трендовостью низкобюджетных спектаклей и создают само по себе милое, смешное и объемное произведение. С одной стороны все это — о серости будней, с другой — о том, что прекрасное время, когда всякий человек имеет право быть художником, давно наступило.

  • Режиссер Филипп Кен
  • Театр «Вивариум-студио», Франция
  • Когда 3 и 4 декабря
Ошибка в тексте
Отправить