Как компания Market Music озвучивает развлечения Москвы
Компания из Минска Market Music создает плейлисты для московских кинотеатров, магазинов и других общественных пространств. «Город» поговорил с ее директором Кириллом Кириным о том, какую музыку здесь заказывают, а также выяснил c помощью приложения Shazam, что играет в разных московских местах.
Расскажите, как вообще появилась компания Market Music?
Я в школе слушал метал, а в университете стал диджеем. Начал делать свои вечеринки. А идея Market Music появилась так. Однажды я зашел в дорогой супермаркет: паста, маскарпоне, тирамису и так далее — и увидел, что вместо централизованной медиасистемы там играет магнитофон, звучит шансон, охранник топает ногой. Меня это так возмутило, что я просто поставил корзинку и вышел, и с тех пор туда больше вообще не хожу.
Я хорошо понимал, как сделана музыка, — технически, плюс за шесть лет за вертушками я знал и то, как реагируют люди на ту или иную композицию. Я стал выискивать иностранные труды, читать книги, изучать компании, которые на Западе занимались аудиомаркетингом. Потом появились клиенты — мы начали работать с ритейлом, фастфудами, автосалонами, казино — совершенно разными бизнесами. Мы им передавали на флешках наши плейлисты в центральные офисы, но часто оказывалось, что музыка в итоге не играла на точках. Продавцы, охранники, директоры магазина — у них свой вкус и не факт, что они поставят то, что мы подобрали.
Тогда мы разработали собственный софт, причем не только программное обеспечение, но и такое устройство, которое позволяет не покупать компьютер с лицензионным Windows на каждую точку — это микросхема, она работает дистанционно и стоит дешевле, чем самый простой лэптоп. Она же запрещает продавцам выключать или менять звук.
Этим вообще много компаний занимается?
Да, но ни одна из них не поставляет музыку напрямую от лейблов, они используют уже готовые распространенные каталоги или треки по лицензии Common Creative — музыку композиторов, которые сами выкладывают ее в сеть и, как правило, разрешают использовать бесплатно. Или нанимают композиторов.
Кто был вашим первым клиентом?
Минский McDonald’s, там была очень интересная задача. Утром клиента здесь надо задержать, чтобы он остался позавтракать, а в часы пик, напротив, работать на оборот: чтобы люди торопливо ели и быстро освобождали места. Мы утром использовали лаунж, чиллаут, дип-хаус, а в час пик включали поп-хиты.
Когда человек слышит поп-музыку, время фактического пребывания его в данном месте сокращается: если человек слышит известную песню, он слушает только начало и конец. И вот это время, на которое человек отвлекается, кажется ему очень долгим, и он думает, что прошло уже много времени. Это доказано исследованиями психологов. А когда человек слышит неизвестную музыку, на подсознательном уровне он ее слушает и анализирует, поэтому его фактическое время пребывания увеличивается, а мнимое — сокращается. Ему кажется, что он здесь 10–15 минут, а на самом деле 20–30.
Когда мы сделали McDonald’s соответствующую подборку на утренние и дневные часы, обнаружилась следующая проблема: поскольку это семейный ресторан, в нем не должно быть никакого мата, никакой пошлости в текстах. А гендиректор постоянно слышал какое-нибудь слово «bitch» и выкатывал нам огромную претензию. В итоге мы стали проверять не только, какие слова в тексте используются, но и какой смысл у песен — чтобы у них не было никакой неприличной или агрессивной подоплеки.
Как звучит Москва: «Город» провел 15 минут в 7 разных местах от станции «Театральная» до магазина Topshop
Универмаг «Цветной», суббота, 14.00
Ресторан «Чайковский», воскресенье, 16.00
Topshop в «Атриуме», воскресенье, 16.00
Станция метро «Театральная», воскресенье, 18.00
ТЦ «Европейский», воскресенье, 21.00
«Перекресток» на Тверской, воскресенье, 22.00
McDonald’s на Охотном Ряду, понедельник, 19.00
В McDonald’s или, например, в обычный продуктовый ходят все подряд. Но невозможно же всем угодить?
Все зависит от бизнес-задачи, которую нужно решить. Если, например, марка молодежной одежды хочет подчеркнуть свои ценности, тогда мы применяем музыку, исходя из вкусов целевой аудитории. А когда есть задачи по созданию атмосферы, управлению потоками или завлечению клиента, здесь музыка подбирается несколько другим образом. Могу привести хрестоматийный пример не из нашей практики. Вот магазины Massimo Dutti: по сути, это та же Zara, только чуть дороже и в деловом стиле. Рубашки, брюки там стоят не дороже 3000 р., это никакой не премиум-сегмент, но когда ты к ним заходишь, тебе кажется, что ты в нереально дорогом бутике. Как они этого добились? Хитро настроили освещение, выбрали темные тона в интерьере, у них особая выкладка товара, свой запах и самое главное — музыка. Они подобрали мягкий звуковой ряд: чиллаут, эйсид-джаз — такая музыка создает ауру дороговизны. Важно, что звуковой ряд формируется в головном офисе Inditex в Испании и транслируется на все магазины сети.
Но вот такая задача, как для McDonald’s, когда надо побыстрее выпроваживать людей, она, скорее, уникальна? Всем же хочется, чтобы в их магазине остались подольше?
Не всегда. Очень многие бренды масс-маркета страдают от больших очередей на кассы и в примерочную — естественно, в таком случае тоже надо использовать известную музыку, это не обязательно должен быть европоп, сгодится хаус, еврохаус, ремиксы на поп-хиты. Мадонна и Рианна очень хорошо подходят для маленьких городков, там публика менее подкована в музыкальном плане, у них основной источник информации — это телевизор, а телевизор — это чарты.
Впрочем, если включать в магазине популярную музыку, то людям в очереди будет казаться, что они стоят страшно долго — поэтому лучше всего ставить что-то динамичное, но неизвестное. Есть бренд молодежной одежды, который я, к сожалению, не могу называть — они очень хорошо эту проблему решают: ставят тек-хаус и делают мощный саунд. В первый момент это имеет зазывающий эффект: ты идешь по торговому центру мимо магазина и тебе кажется, что там реально дискотека идет. Тебе уже интересно — ты заходишь, автоматически попадаешь в атмосферу, и есть шанс увлечься и совершить импульсную покупку. Вторая задача, которая решается, — разгоняется процесс покупки: люди быстрее ходят, одевают, снимают, платят. А за счет неизвестной музыки мнимое пребывание человека в очереди сокращается.
Для офисов вы же тоже музыку подбираете. Как вам кажется, она вообще нужна? Не всем комфортно работать с музыкой.
Музыка для бизнеса — достаточно сложный момент, особенно если, например, в офисе трудятся люди от 20 до 50 лет. Есть даже те, которые увольняется с работы оттого, что им не нравится музыка, которая звучит на рабочем месте. Я у себя в офисе ставил такой эксперимент: включал, допустим, какой-нибудь чиллаут и наблюдал. Примерно через полчаса воцаряется спокойная расслабленная атмосфера, все сидят на своих местах, если надо что-то спросить — пишут в скайп, звонят неспеша, — все в таком благополучии происходит. Как только включаешь ритмичный хаус, где-то 128 ударов в минуту, 20, максимум 30 минут — и ситуация коренным образом меняется: все начинают носиться по офису, они уже друг другу не пишут, если надо что-то спросить, а подходят к столу, экспрессивно жмут на клавиши, все бурлит!
Как обстоят дела с маркетинговым потенциалом российской музыки?
Наши клиенты не раз просили русскую музыку. Требовали, например, шансон напополам с роком — потому что, мол, у нас мужская аудитория, такое часто заказывают. Но мы ни в коем случае с русской музыкой не работаем, потому что она отвлекает от покупки: русские слова человек понимает, начинает вслушиваться, думать о них, отвлекаться. Хотя я ее слышу каждый день — у меня около дома «Перекресток», вот вчера вечером как раз смеялся: стоят два охранника и уборщик, обсуждают: «Ой, кажется это «Дискотека Авария» — «Да, она» — «А с какого альбома, не помнишь?»
Сейчас уже мало где играет «Дискотека Авария» — чаще всего звучит однообразный лаунж.
Лаунж, как нейтральную музыку, мы стараемся применять в продуктовых магазинах. Во-первых, эта музыка, как правило, неизвестная и поэтому она увеличивает время пребывания, а поскольку целевая аудитория размытая, мы не ищем поклонников и противников этой музыки. Лаунж хорошо подходит для продуктового ритейла, залов ожидания, кафе, аэропортов и даже медцентров. Я и сам до сих пор люблю сборники из серии кафе Café Del Mar и Hotel Costes.
Но это же совершенно спекулятивный жанр: сочинение музыки для фойе давно поставлено на поток.
Это выглядит так: человек с музыкальным образованием садится за синтезатор или компьютер и за день-два накидывает сто треков похожих на 80 процентов друг на друга. И потом это продается для бизнеса под различным названием: это может называть и лаунж, и романтик, и эктив-какая-то там музыка. Это ширпотреб, 16-битная музыка вся одинаковая, она не достигает цели. Я всегда говорю скептикам, которые не верят, что с помощью музыки можно на 30% увеличить продажи: с помощью плохой музыки можно сократить их на 100%.