Заповедник
15 лет кафе «Пушкин»: как это было
На этой неделе исполняется 15 лет кафе «Пушкин», как ни крути, главному ресторану страны, чье название Андрей Деллос когда-то позаимствовал из песни Жильбера Беко «Натали». «Город» собрал воспоминания о «Пушкине» у Носика, Шнурова, Панина и других его завсегдатаев и сотрудников.
Александр Зайцев, в 1999–2004 годах — директор ресторана «Пушкин»:
«Тяжело приживалась услуга валет-паркинга. Мы первыми это в Москве сделали, и люди искренне не понимали, что мы от них хотим. Одно время кто-то шутил, что ресторан — это побочный бизнес, а вообще мы машинами занимаемся. Второй по тяжести шла «сударыня». Услышав это слово, гости начинали оглядываться: «Ты кого это сударыней назвал?» Непривычным был старый русский язык в меню. Не было тогда в Москве человека, который бы знал одновременно, что такое гонобобель и устерсы. Третий затык был с завтраками — такой культуры в Москве не было в принципе. К нам вообще никто не приходил по утрам! Видимо, встать, умыться и куда-то поехать завтракать было страшно. А потом как-то жизнь ускорилась, все по разу съездили за границу, где завтраки вне дома — это скорее хорошо, чем плохо, и уже, наверное, через полгода у нас работало не менее пятнадцати официантов по утрам».
Андрей Махов, шеф-повар:
«Некоторые вещи появились впервые именно у нас. Например, лимонад. Когда мы открывались, встретить его в меню московских ресторанов было практически невозможно. Наш рецепт мы вырабатывали несколько месяцев, но так и не придумали его финальную версию. В первый день работы из зала пришел чек на лимонад — в общем, мне за какие-то десять минут пришлось встать и сделать идеальный в нашем понимании лимонад, который подают у нас до сих пор по неизменному рецепту».
Халле Берри
Александр Зайцев:
«Единственный раз я видел, чтобы Тверской бульвар ехал в другую сторону, когда по Москве катали Билла Клинтона. С ним у меня связана личная история. В доме по соседству одна была пассажирка, из той особой породы старых москвичей, которые просто говорят: «Хочу, чтобы вас не было». Она писала всем письма — от управы до президента. Так вот, поднялись мы с Клинтоном на веранду, а бабуля эта выскочила на балкон и начала кричать: «Как вам нравится эта … [ерунда]? Мне эта … [ерунда] совсем не нравится!» Клинтон ей помахал ручкой и сказал «хай», потому что думал, что она его так приветствует. В том же году у нас Юрий Михайлович Лужков застрял с телохранителем в лифте. Слава богу, мы достаточно быстро отработали, но несколько минут были неприятными. Но Лужков вообще с юмором мужик. Отшутился как-то».
Антон Носик, основатель Lenta.ru:
«Благодаря «Пушкину» я стал свидетелем и участником самых странных переговоров. Дело в том, что редакция Lenta.ru в начале нулевых располагалась в здании, окна которого были впритык к верхней террасе заведения. И когда переговоры с партнерами не требовали каких-то долгих посиделок, мы предлагали условия по сотрудничеству, свесившись из окна редакции, а наши партнеры их обсуждали за столиками на террасе «Пушкина».
Президент Македонии Георге Иванов
Николай Грибов, генеральный директор «Пушкина»:
«Официанты «Пушкина» настолько профессиональны, что не теряются ни в каких ситуациях. Как-то гость заказал пельмени с мясом. Официант приносит заказ — тарелку, накрытую крышкой, поднимает ее и говорит: «Прошу, ваши пельмени с грибами». Гость недоуменно замечает, что заказывал с мясом. Официант не теряется: «Да? Хорошо». Накрывает блюдо крышкой, произносит «крэкс-пэкс-фэкс», открывает и говорит: «Пожалуйте, пельмени с мясом». Ну и гости наши порой удивляют. Один мужчина ночью не смог расплатиться по счету, оставил права метрдотелю в качестве залога и уехал за недостающей суммой. И пропал. Вернулся через три года — привез долг и рассказал, что, отправившись за деньгами, по какой-то причине попал в тюрьму. Освободившись, почти сразу поехал к нам. Мы были, конечно, удивлены, но и он сильно удивился, когда мы принесли его документы, которые аккуратно хранились у нас все это время».
Сергей Шнуров, музыкант:
«Я туда ходил, когда Зимин (Алексей Зимин, ныне — главный редактор «Афиши–Еда». — Прим. ред.) работал в «Афише», а Семеляк был там же музыкальным критиком, — завтракать их водил. Помню, Семеляк поражался тому, что я крайне уважал напиток под названием клюковка. Эту жутко сладкую, приторную гадость я квасил промышленными масштабами, а у Семеляка слипались глаза, когда он на все это смотрел, — завтраки заканчивались в два ночи. А когда ты вот так весь день завтракаешь, то к вечеру уже не понимаешь ни хера и помнишь только ощущение — дискомфорт, оттого что какая-то сука щиплет струны. Как по нервам. Это что касается арфистки из фильма Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит»: она в нескольких пьянках, как сейчас помню, сильно докучала. В принципе, это было такое замечательное время, когда мы не проводили никакой разницы между «Пушкиным» и, скажем, «ОГИ». Нам было в принципе … [без разницы], где пить».
Люк Бессон
Николай Грибов:
«Как-то один из гостей приехал ночью с большой свитой, включая цыганский табор. Все они пировали в отдельном зале. В какой-то момент ему почему-то захотелось прокатиться за рулем «шестерки». Его охрана тут же на бульваре остановила нужную машину и предложила ее водителю две рыночные цены автомобиля. Тот согласился. Автомобиль прибуксировали ко входу, но наш гость заявил, что хочет ехать на машине, сидя исключительно на том стуле, на котором он проводил у нас время. Тогда из машины выкинули все сиденья, запихнули туда стул (ножки пришлось отпилить), гость сел и поехал в своей новой машине в окружении кортежа с охраной».
Игорь Компаниец, редактор журнала Port Russia:
«В начале нового миллениума мы с коллегами трудились на благо различных глянцевых СМИ. Засиживались в редакционных помещениях на сдачах, валялись под рейлами, курили раз в 20 минут, в общем, пыжились до утра. В те пятницы-субботы, когда сдач не было, мы сдвигали бокалы. Употребляли в ночных клубах — тогда они были важнее баров. Поспать не получалось, опять же, до утра. В любом случае, с лучами рассвета мы отправлялись пить последний напиток либо как все, в «Старлайт», либо — пошла такая мода — гурьбой вваливались в круглосуточный, но в шесть утра совершенно пустой «Пушкин». Заказывали, как правило, яичницу и грамм 300 водки. Интерьерное благолепие, тактичный персонал — и мы, все такие неформатные, хохочущие и при копеечке, каждый был доволен и местом, и собой. Еще бы, ведь всей гурьбе казалось, что мы занимаемся самым интересным делом из офисных, что похмелье — это форменный обман, а «Пушкин» — лучшее заведение из разряда дорогих. Прошло 10–12 лет. Первые два пункта давно уже признаны ошибочными, сказались возраст и правда жизни, тогда как пункт третий до сих пор представляется совершенно верным».
Та самая сцена с арфисткой и дракой из фильма Хлебникова
Алексей Казаков, в 2004–2007 годах — главный редактор журнала «Большой город»:
«В 2005 году мы выпустили материал, состоящий из разговоров посетителей «Пушкина», — потом на его основе Борис Хлебников снял фильм «Пока ночь не разлучит». Появился он от безысходности. За два дня до сдачи очередного номера у нас слетел материал. Горели торфяники, и мы хотели сделать статью про людей, которые спокойно живут в этом адском смоге. Но все выходные лил дождь, смог развеялся, и стало ясно, что, когда выйдет журнал, это уже на хрен никому не будет интересно. В итоге нужно срочно было заполнить чем-то шесть пустых полос. Находясь на грани истерики, я вышел на балкон издательского дома «Афиши», который тогда находился на Тверском бульваре и нависал над летней террасой «Пушкина». С этого балкона курьеры периодически в знак социального протеста пуляли окурки прямиком в тарелку с окрошкой к буржуям. Голова заработала, и родился план. Как минимум красивое менеджерское решение. Я собрал редакцию и сказал: «Ребята, у нас жопа, и поэтому мы сейчас быстро идем в ресторан «Пушкин», рассредотачиваемся по залам и внимательно слушаем, о чем говорят за соседними столиками». Довольно быстро выяснилось, что слышно чужие разговоры не так уж хорошо; Маша Гессен, я помню, даже сняла со своих пожилых родственников слуховой аппарат для прослушки. Ну и конечно, в какой-то момент все начали напиваться, и в итоге работа над материалом превратилась в огромную пьянку. Тем не менее к ночи выпуска у меня было огромное количество текста. А через несколько дней после выхода номера стало ясно, что это бомба. Самой страшной была предположительная реакция «Пушкина». Казалось, что я потерял любимую ресторанную точку и ходить туда мне отныне будет довольно стремно. Но через недели две, когда феномен текста стал просто лавинообразным, там поняли, что в конечном счете мы им сделали довольно мощную рекламу: после этого «Пушкин» действительно стал главной переговорной города Москвы».
Александр Зайцев:
«Борис Хлебников очень хотел снять у нас свой фильм. И мы с ним много раз встречались, но так и не договорились. Понимаете, мы бы с удовольствием, и фильм получился неплохой, забавный, но не было у нас никогда драк. Тем более с арфисткой. В результате они снимали в «Мосте».
Певица Шер
Рустам Рахматуллин, москвовед, культуролог:
«В 2002 году компания Деллоса и Эрнста уведомила правительство Москвы о реконструкции части усадьбы Римских-Корсаковых, памятника федерального значения, построенного в XVIII веке. Корпуса усадьбы Римских-Корсаковых — система из нескольких замкнутых дворов, а фасад одного из домов (в нем и находится кафе «Пушкин») выходит на Тверской бульвар. В 1995 году все строения усадьбы президентским указом были поставлены на государственную охрану. Названная причина реконструкции — «создание культурного центра русской старины». На деле же компания, которой принадлежит «Пушкин», снесла Северные палаты старинной усадьбы за зданием, где находится ресторан, с целью построить здесь подземный гараж и технические помещения для своих нужд. В 2005 году были снесены и Южные палаты. Разрешение на «реконструкцию» было выдано тогдашним заместителем министра культуры России Наталией Дементьевой. В ее письме застройщику сообщалось, что данные строения не являются памятниками архитектуры и находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Экспертиза, которая выявила это, была, на наш взгляд, фальшивой. Москомнаследие пыталось бороться с этим варварством, но безуспешно: все внутренние строения, в одном из которых Римского-Корсакова навещал Александр Пушкин, были снесены».
Роман Волобуев, в 2004–2012 годах — редактор и кинокритик журнала «Афиша»:
«Лет пять назад мы с подругой сидели ночью в кафе «Пушкин», и пришел артист Алексей Панин с дико милой девушкой — такая прямо Одри Тоту из «Салона красоты «Венера», даже рюкзачок такой же. Панин был как-то так очень нежно и непротивно, хотя и в дымину, пьян: попросил пива, девушке — пирожное, потом судака; когда того принесли, в ужасе отшатнулся и сказал, чтобы завернули с собой. А когда попробовал заплатить, у него не прошла карточка. И другая не прошла. А наличных не было. И девушка сразу сказала: «Ой, я тебя на улице подожду» — и исчезла. Он собрался звонить друзьям, и тут выяснилось, что телефон не то разряжен, не то потерялся. А официант встал у колонны и стал задумчиво на него смотреть. И мы сидели, тоже смотрели, и это было так грустно, минут тридцать прошло, и я уже даже начал думал, не дать ли ему денег (но, к счастью, посмотрел, сколько стоит судак). А потом двери открылись, и в «Пушкин» вошли Сергей Александрович Соловьев и Татьяна Люсьеновна Друбич. И артист Панин так вскрикнул и так бросился к ним… Я это к тому рассказываю, что самый темный час наступает перед рассветом».
Стивен Сигал
Алексей Панин, актер:
«Будучи начинающим артистом, иногда, получая гонорар, заходил в «Пушкин». Меня уже узнавали зрители, к тому же я познакомился с персоналом заведения. Бывало, что денег не было, и тогда, гуляя по центру, я сворачивал на бульвар, заходил в ресторан и одалживал рюмочку, которую мне всегда без проблем наливали. Да и сейчас я все равно постоянно возвращаюсь сюда завтракать, обедать и ужинать».
Илья Осколков-Ценципер, основатель агентства Winter, основатель, главный редактор и генеральный директор «Афиши» в 1999–2009 годах:
«Наш издатель Эндрю Полсон любил приводить в «Пушкин» своих иностранных друзей, угощать их тамошним квасом и, отвечая на вопрос «Что это такое?», торжественно объяснять: «This is russian rotten bread!» — то есть гнилой русский хлеб. Мы же с сотрудниками редакции завели себе следующий ритуал: ранним утром вторника, после ночной сдачи номера, ели там пельмени и выпивали. В ресторане кроме нас в это время практически никого не было, не считая парочки загулявших гостей и персонала, стоически боровшегося со сном. По какому-то странному стечению обстоятельств каждый второй вторник ровно в шесть утра мимо ресторана шествовала хмурая процессия дворников в оранжевых жилетках. Как по расписанию, всегда в одну и ту же сторону».
Василий Уткин, журналист:
«Когда мы однажды были в ресторане, в красивом винтажном лифте застрял один из гостей. При этом он уже успел сделать заказ. Представьте себе такую картину: человек сидит в лифте, а его через решетку кормит официант… Я впоследствии несколько раз специально ездил в этом лифте, надеясь, что со мной произойдет то же самое, но, увы, мечта не сбылась».
Уилл Смит
Олег Шишкин, писатель:
«Я был одним из соавторов фильма «Утомленные солнцем-2» — писал сценарий вместе с Глебом Панфиловым. Время от времени Никита Сергеевич посещал наш творческий круг и рассказывал о каких-то событиях из его жизни. Одним из них был его неосуществленный проект с Пауло Коэльо. Встречу они, конечно, провели в ресторане «Пушкин», потому что, как следовало из слов Никиты Сергеевича, по антуражу место вполне соответствовало тону их рандеву. О ресторане он говорил восторженно. Но самое удивительное, что о его визите в «Пушкин» я узнал раньше от художника Кулика с писателем Сорокиным. Они не признали Коэльо и просто рассказывали, что Михалков сидел с каким-то старичком».
Александр Зайцев:
«На моей памяти было такое количество предложений в «Пушкине» — и придумывали подачу кольца мы больше сотни раз точно. Кольцо под клошем — это совсем просто, и мы буквально пару раз эту интепретацию использовали. Да куда только мы эти кольца не прятали — даже в пельмени закатывали. Из самых ярких предложений… Отец-певец и сын-певец… Как их? Да не Газмановы — импортные! Иглесиасы! Так вот, Хулио делал у нас какой-то даме предложение. А в это время у меня наверху шел адский банкет, который просто съел весь мозг. Напряженный был день: нужно было разорваться, но успеть и кольцо подать, и компанию приземлить».Игорь Шулинский, бывший главный редактор журнала TimeOut:
«Пушкин» — это первый московский круглосуточный настоящий ресторан, где в пять утра можно взять запотевший графин с водкой и съесть замечательную котлету по-пожарски. Однажды я познакомился с прекрасной девушкой, которая была со своим молодым человеком. Типичный такой — узенькие брючки, современный типаж. Девушка мне очень понравилась, мы засели ночью в «Пушкине» и начали выпивать. Я, признаться, твердо решил эту пару разбить, настолько мне понравилась девушка. Наше поколение — ребята крепкие в смысле воздействия спиртного, а вот молодой человек быстро поплыл и почему-то начал падать со стула. А я, соответственно, его снова водружал. Падал он так неудачно, что умудрился сломать целых два стула, а персонал заведения почему-то решил, что ломал стулья я. Была неприятная ситуация, но, впрочем, разрешилась она хорошо. А однажды я, как большой любитель секса в лифтах, пытался сделать это с подругой в том самом красивом, под старину, лифте ресторана. И в стенку постучал охранник с совершенно прекрасной репликой: «Ни в коем случае…»
Кафе «Пушкин» не проводит торжеств по случаю своего дня рождения этим летом. Праздничные мероприятия намечены на осень и конец 2014 года. Подробностей о них пока нет.
- Адрес Тверской б-р, 26а, м. «Пушкинская»
- Телефон (495) 739 00 33
- Время работы круглосуточно
- Сайт www.cafe-pushkin.ru
- Юрий Лужков
- Билл Клинтон
- Lenta.ru
- Борис Хлебников
- Александр Зайцев
- Антон Носик
- Люк Бессон
- Правительство Москвы
- Одри Тоту
- Алексей Панин
- Алексей Казаков
- Рустам Рахматуллин
- Василий Уткин
- Роман Волобуев
- Сергей Соловьев
- Стивен Сигал
- Эндрю Полсон
- Уилл Смит
- Глеб Панфилов
- александр пушкин
- журнал "Большой город"
- Илья Осколков-ценципер
- 2000-е
- Пауло Коэльо
- Татьяна Друбич
- Андрей Деллос
- Олег Шишкин
- Алексей Зимин
- мемуары
- нулевые
- разрушение Москвы
- русская кухня
- свадьбы
- Андрей Махов
- Афиша
- Большой город
- Игорь Компаниец
- Игорь Шулинский
- Илья Ценципер
- Маша Гессен
- Никита Михалков
- Сергей Шнуров
- алкоголь
- водка
- лимонады