Какими будут логотипы у московского метро, трамвая, такси и пешехода
На этой неделе мэрия представила брендбук московского городского транспорта, выполненный агентством Saatchi & Saatchi. «Город» разобрался, что несет в себе новая айдентика троллейбусов и метро и зачем все это нужно Москве.
Почему Saatchi & Saatchi?
В прошлом году креативное агентство Saatchi & Saatchi выиграло конкурс на создание положительного облика общественного транспорта Москвы. Деталей проекта было мало. Сначала агентство разработало дизайн новых билетов транспорта: «Единый», «90 минут» и «Тройка» — их рук дело. Затем они разработали рекламную кампанию для нового билетного меню «Люби и катайся», в нее вошел рекламный ролик для «Тройки».
Как рассказывает генеральный директор Saatchi & Saatchi Russia Алекс Шифрин, на разработку визуального стиля московского транспорта ушло больше года. За это время рабочая группа, в которую вошли сотрудники агентства, Департамент транспорта, а также основатель «Афиши» Илья Осколков-Ценципер, изучала зарубежный опыт в этой сфере, консультировалась с коллегами из Нью-Йорка, Лондона и других мировых столиц. Только у общего логотипа московской транспортной системы было более 80 рабочих вариантов. Лучшее отбирали фокус-группы и эксперты. Над нынешним трудилось сразу трое человек: партнер агентства Pentagram Эдвард Опара, креативный директор Saatchi & Saatchi Блейк Энтинг и Ценципер.
Что значит логотип?
Важно было разработать не только логотип и фирменный стиль транспорта, а полностью создать его образ с собственной философией и ценностью. У группы было четыре рабочих версии бренда. Остановились, как отмечают в Департаменте транспорта, на утилитарной. Опираясь на данные опросов, рабочая группа пришла к выводу, что главное, чего не хватает москвичам в транспорте, это уважение. Дизайнеры решили показать, что человек, передвигающийся на автобусе или метро, нисколько не хуже автомобилиста, что его ценят и о нем заботятся. Этот индивидуальный подход решили отразить в логотипе, который должен отсылать к отпечатку пальца, кольцевой системе движения Москвы и значку точки назначения на карте. Сходство с девяткой в Департаменте транспорта напрочь отрицают: «Складывается ощущение, что такая ассоциация пришла в голову какому-нибудь популярному блогеру, он написал, а все подхватили», — отметила заместитель главы ведомства Алина Бисембаева.
Где будут использовать?
Логотип и фирменный стиль затронет все сферы городской жизни, так или иначе связанные с транспортом. «Улитку» можно будет встретить в метро, автобусах, троллейбусах, трамваях, такси, электричках, на велодорожках, паркингах, речном транспорте и даже в пешеходных зонах. Каждый вид транспорта получит свой цвет. Например, все оформление в метро теперь станет красным (говорят, что из-за красной буквы М), наземный транспорт покрасят в синий, пешеходным зонам достанется коричневый, парковкам — зеленый, а электричкам — серый. Логотип будет украшать все официальные бланки общественного транспорта, его рекламную и сувенирную продукцию.
Буква М и Студия Лебедева
Свою небольшую лепту вложила и Студия Лебедева: дизайнеры разработали логотип московского метро. Как рассказывает Лебедев, привычная красная буква М никогда не имела стандарта — из года в год каждый рисовал ее такой, какой хотел. Студия проанализировала все встречающиеся начертания в московской подземке и разработала собственное. Предполагается, что эта буква М останется с московским метро навсегда.
Когда?
Внедрять новый фирменный стиль уже начали. Однако полностью московский транспорт облачится в новый образ только через пять лет. Департамент транспорта решил не тратить средства на тотальную перекраску подвижных составов, поэтому все будут менять по мере необходимости. Новые объекты инфраструктуры собираются ставить только в соответствии с брендбуком.
«Нам хотелось, чтобы люди перестали воспринимать общественный транспорт как какую-то вынужденную необходимость и стали им пользоваться потому, что это удобно, быстро и предсказуемо. Мы понимаем, что придумать визуальную айдентику для этого недостаточно. Мы ведем много проектов, которые нацелены на то, чтобы поднять транспорт на достойный уровень. Наша задача состоит в том, чтобы все это складывалось в единую систему. Новый визуальный стиль немаловажен для формирования целостной картины. Большая часть воспринимает нашу работу не через цифры из докладов, а именно через визуальный облик».
«Наша задача была одновременно простой и сложной: предстояло разработать зонтичный бренд. Что это значит? Это бренд, существующий на поверхности, над какими-то еще логотипами. Есть, например, метрополитен, а это уже бренд. Мы ни в коем случае не пытались ребрендировать метро или трамвай. Мы должны были создать то, что бы их объединяло между собой. Вместе они должны составлять собой единую композицию. Мы ушли от рационального подхода и выбрали вариант, который общается с человеком на уровне ценности, эмоции. Мы хотели получить реакцию, а не сухие оценки».
«Я пришел в проект на моменте, когда шла дискуссия на тему, какие ценности может нести в себе бренд. Вся эта история про уважение мне показалась очень важной. Люди, которые пользуются общественным транспортом, не должны чувствовать себя второсортными. Нельзя считать, что если ты ездишь на автобусе или метро, то ты хуже человека на автомобиле. Если нас будет уважать Мосгортранс, то мы будем это чувствовать. За один день такое не произойдет, но очень важно было это провозгласить».