Как в разных странах заставляют пересаживаться на электромобили
В Москве в ближайшее время появится около 150 зарядок для электрокаров — этот проект анонсировали мэрия и «Мосэнерго». Но уже сейчас такие машины могут бесплатно парковаться в центре. Пока, впрочем, эти меры смотрятся довольно скромно по сравнению с другими странами — «Город» изучил вопрос.
Великобритания
Число заправок: 3000 (здесь и далее — данные Международного энергетического агентства на 2012 год)
Цена зарядки: 10 фунтов (600 р.) в год (проект Source London)
Популярная модель: Nissan Leaf — 21000 фунтов стерлингов (1,3 млн р.)
В Лондоне работает сеть зарядок электромобилей Source London. Чтобы воспользоваться ими, нужно создать аккаунт на специальном портале, привязать к нему свой электромобиль и получить членскую пластиковую карточку.
Активный сторонник развития электротранспорта в городе — мэр Борис Джонсон. В 2013 году он лично протестировал новый Metrocab — шестиместное гибридное такси с прозрачной крышей, внешне напоминающее обычный лондонский кэб, но выбрасывающее в атмосферу вчетверо меньше вредных веществ.
Правительство Великобритании готово выдавать гранты автомобилистам, решившим купить электрокар, в размере четверти стоимости (но не более 5000 фунтов стерлингов).
Франция
Число заправок: 2000
Цена: бесплатно для автовладельцев, от 130 евро (6600 р.) в год для берущих электрокар напрокат
Популярная модель: Renault Zoe — 21000 евро (1,1 млн р.)
Во Франции принято предоставлять владельцам электрокаров максимум преференций и удобств. Например, для тех, у кого уже есть электрокар, зарядка на большинстве точек бесплатная.
Но необязательно становиться владельцем экологичного транспорта. В конце 2011 года в Париже заработала сеть Autolib’, запущенная промышленной группой Bolloré. Парижане и туристы отныне могут арендовать один из 2000 полностью электрических автомобильчиков Bolloré Bluecar, припаркованных на мини-стоянках (как правило, на одной помещается шесть машин).
Перед поездкой водитель бронирует ближайший к себе автомобиль Bolloré и наиболее удобное место для парковки возле пункта назначения. Таким образом, получается удобство в сочетании с экономией денег — пользование электромобилем дешевле метро или тем более обычного такси. Заправка оплачивается членской картой Autolib’ или абонементом, которые можно приобрести в киоске фирмы рядом со станцией с зарядкой. Проект оказался успешным, и с этого года Bollore будет внедрять электрозаправки в американском Индианаполисе.
Германия
Число заправок: 3000
Цена: 60 евро (3000 р.) в год
Популярная модель: BMW i3 — 35000 евро (1,8 млн р.)
В отличие от Франции, в Германии принято за все брать деньги: власти надеются, что полученные прибыли компании потратят на технологические улучшения в электрокарах. К 2020 году немецкое правительство поставило амбициозную задачу: выпустить 1 млн электромобилей.
В Берлине зарядить электромобили можно на станциях, разработанных Daimler совместно с энергетической компанией RWE в рамках программы eMobility Berlin. Для этого нужно сперва скачать специальное приложение для смартфона, которое найдет ближайшую электрозаправку. Подключить машину к выбранной зарядной колонке можно опять же с помощью приложения. После этого оно будет показывать статус зарядки (дожидаться ее окончания не обязательно, можно отключить машину в любой момент). Счет за оплату придет по почте и на интернет-портал для клиентов RWE. Также можно оплатить зарядку по СМС.
Япония
Число заправок: 5000
Цена: $1 (35 р.) за зарядку (на заправке Toyota)
Популярная модель: Nissan Leaf — $35500 (1,8 млн р.)
Япония занимает второе место в мире по числу используемых здесь гибридных и полностью электрических машин, а также является их ведущим производителем (Nissan, Toyota, Honda и Mitsubishi). Первая госпрограмма, стимулирующая покупку экологичных автомобилей субсидиями и налоговыми льготами, появилась еще в 1996 году.
Кроме того, здесь развернута большая инфраструктура быстрых зарядных устройств для автомобилей CHAdeMO, заправка на которых длится около 30 минут (большую часть электрозаправок во всем мире составляют медленные зарядки, полная заправка на которых занимает от 4 до 12 часов). В прошлом году крупнейшие автоконцерны страны договорились поставить дополнительные 12000 электрозаправок в дополнение к уже имеющимся 5000.
Несмотря на эти успехи, треть японцев, купивших себе электромобили, заявили, что не будут покупать себе подобную машину в будущем. Причины разочарования: дорогая зарядка и сложности с поиском ближайшей точки заправки.
Нидерланды
Число заправок: 4000
Цена: бесплатно
Популярная модель: Toyota Prius PHV — 39000 евро (2 млн р.)
Компактная Голландия с ее традициями экологичного образа жизни должна быть идеальным местом для развития электрического транспорта. И действительно, с учетом всех льгот, субсидий и бесплатных зарядных станций издержки по содержанию электрической машины оказываются ниже, чем для обычной машины.
Однако и здесь автопроизводители завоевывают новых покупателей с трудом: многим из них сложно пересаживаться с традиционных машин на электрические, которые требуют более частой зарядки и зависят от климата (батареи быстрее разряжаются на холоде и медленнее заряжаются в тепле).
Впрочем, в будущем ситуация может улучшиться. Шведско-швейцарская энергетическая компания ABB собралась развернуть сеть из 200 быстрых заправок, которые, как обещают, будут попадаться водителям каждые 50 километров. Работать они будут, как и ныне существующие заправки, от возобновляемых источников энергии.
США
Число заправок: 21000
Цена: $600 в год (22000 р., на основе средней стоимости электричества по стране), $1200 в год (44000 р., на заправках Beam Charging в Нью-Йорке)
Популярная модель: Chevrolet Volt — $41000 (1,5 млн р.)
Америка — мировой лидер по числу электромобилей: здесь покупается примерно каждый второй электрокар в мире. Барак Обама поставил перед США цель стать к 2015 году первой страной мира, где по дорогам будет ездить 1 млн электромобилей (сейчас где-то в пять раз меньше).
Самым обеспеченным электрозаправками штатом является Калифорния (5800 точек зарядки), следом идут Техас (1700) и Вашингтон (1400). А, например, в Нью-Йорке таких заправок около 800.
Государство стимулирует ответственных водителей разного рода скидками. Так, на покупку электрокара действует максимальная налоговая льгота в размере $10000 (за исключением машин премиум-класса вроде Tesla Model S), а до 2013 года действовала федеральная программа льгот для тех, кто хочет поставить зарядку для электрокара у себя дома.
Россия
Число заправок: менее 50
Цена: бесплатно
Модели: El Lada (1,3 млн р.), Nissan Leaf (1,6 млн р.), Tesla Model S (от 3 млн р.)
В Москве и окрестностях, судя по сайту компании «Револьта», занимающейся электромобилями, находится 41 зарядная станция (например, в дилерских или торговых центрах, а также в инноцентре «Сколково»). Из них только 19 являются доступными для всех желающих.
В России с начала 2014 года действуют нулевые пошлины на ввоз электромобилей. В ближайших планах московских властей — открыть еще 150 электрозаправок в первой половине этого года. Кроме того, владельцы электрокаров могут парковаться в пределах Садового кольца совершенно бесплатно.
Об опыте управления электромобилем в России можно почитать здесь.