«Это ошибка — исполнительная власть разрабатывает культурную политику»
Евгения Шерменева о причинах ухода из Департамента культуры и невозможности театральной реформы в Москве
«Я ухожу в никуда. Причина — скажем так, проблемы с коммуникацией, расхождение в понимании политики профессионального искусства. Про одновременный уход Екатерины Проничевой (первого заместителя руководителя департамента культуры Москвы. — Прим. ред.) ничего сказать не могу, так как узнала о нем из новостей, как все.
До Департамента культуры я занималась театральным продюсированием: фестивали Net и «Территория» — это наши проекты, так что без работы, надеюсь, не останусь. Продюсирование в некоторой степени применимо к чиновникам уровня заместителя департамента, которые имеют дело не только с документами, но и пытаются задавать какие-то тенденции. Придумывая страгегию развития театров, концертных залов и кинотеатров, ты тоже рассуждаешь как продюсер — как выстроить динию от точки А до точки Б, чтобы нечто состоялось. Другое дело, что это системная ошибка — когда исполнительная власть своими руками разрабатывает культурную политику. Задача исполнительной власти — придумывать, как ее реализовать. Повестку дня должны формулировать другие специалисты. А у нас исполнительная власть нагружена не тем, чем нужно. Еще есть смешная проблема с театральными профсоюзами, когда они начинают диктовать, кто должен в каком театре работать. Они должны заниматься не творческими правами, а правами работников.
Что касается кляуз — их было и впрямь немало, и в прессе, и в виде писем, жалоб и заявлений; профсоюзы мое имя полоскали направо и налево. Поводов было бесконечное множество — от Гоголь-центра до «Попытки альтернативы» в Театре на Таганке.
Но кто бы что не заявлял, время все равно работает на молодых, хотим мы этого или нет. Я с огромным уважением отношусь к руководителям театров старой формации и сама выросла на их спектаклях, но нужно что-то менять. Живой пример тому — театр Пушкина, который зажил новой жизнью, как только старый руководитель отошел от непосредственного руководства. Исключения из правил — Табаков и Волчек. Они пускают на свою сцену молодых режиссеров, которых они находят не среди своих преданных учеников, а по всей стране. Без новой энергии ничего не получится.
А вообще, никакой театральной реформы не может случиться, пока не будет категорического изменения бюджетного законодательства. Реформа в Москве была на стыке 80-х - 90-х. Сегодня театр до сих пор находится в условиях советской ситуации, когда деньги спускаются сверху, и руководитель за них постатейно отчитывается и не может свободно ими распоряжаться и самостоятельно решать, на что их потратить — на развитие, на зарплату, на новые постановки.
Что касается будущего Департамента, то могу сказать следующее. Был взят очень высокий темп, и когда ты начинаешь так бежать, то чтобы дальше казалось, что ты не сбавил обороты, нужно бежать в жва раза быстрее. Сохранить этот темп — самое главное и трудное для всех. Мне лично хотелось бы остановиться, чтобы это все немного прижилось. Весной у меня есть свои планы, связанные с личными обстоятельствами. А про общегородскую стратегию могу сказать следующее: если меня через какое-то время позовут обратно, я вернусь».