перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Большие перемены

Что будет с едой, одеждой, авторынком и путешествиями в 2015 году

Перемены

Сокращение продаж в новом году за счет повышения в этом, смещение акцента с ресторанных проектов на производство продуктов и стабильность в самолетном бизнес-классе — «Город» попросил экспертов из разных областей дать свой прогноз на 2015 год.

Что будет с универмагами и русскими дизайнерами

Александр Бичин Александр Бичин фэшн-директор универмага «Цветной»

«Стагнация на рынке точно будет, но сокращать закупки или двигать ассортимент в сторону базы мы не собираемся, ведь в «Цветной» не ходят за классической одеждой. Сейчас мы занимаемся летней коллекцией, там будут яркие цвета, принты, много кружева, сложноскроенных изделий.Что касается цен: если рубль зафиксируются на нынешнем уровне, цены будут теперешние. С ростом курсов они проиндексируются. 

В Москве мало что изменится: столица всегда была анклавом. Основной удар придется на регионы: с полок исчезнут дорогие товары, пострадает и средний сегмент — мы видели это в 1998 году и во время кризиса 2008-го. Тяжело придется масс-маркету типа Zara — линейка станет более скудной. В московских универмагах покупатели станут аккуратней в выборе дорогих вещей: когда ценник платья возрастает с 30 000 до 33 000 рублей, покупатель реагирует нормально. Когда стоимость товара увеличивается на те же 10% с 300 000 до 400 000 — это очень ощутимо. Поэтому ценовой порог будет слегка опущен. 

Российским дизайнерам и маркам повышение курса доллара тоже не пойдет на пользу. Переориентации потребителя на местный товар не произойдет. Во-первых, потому что крупные российские компании закупают сырье за границей — легкая промышленность никогда не была нашей сильной стороной. Во-вторых, у большинства российских дизайнеров слабая производственная база даже для того, чтобы выполнять имеющиеся заказы. Наращивать объемы не из чего. И в-третьих, нет серьезных российских брендов, о которых можно заявить как о конкурентах западным. Если вы когда-нибудь были на российских неделях моды, вы меня поймете».

Какую технику будут покупать в 2015 году

Сергей Тихонов Сергей Тихонов сотрудник департамента коммуникаций, «Связной»

«Мы ожидаем рост рынка «умных аксессуаров»: смарт-часов, фитнес-трекеров и так далее. За 12 месяцев 2014 года в России было реализовано более 220 тысяч «умных» аксессуаров на сумму свыше 1,5 млрд. рублей. Динамика продаж таких гаджетов в России значительно превышает общемировую.  

В период нестабильного курса валют увеличится доля B-брендов, таких как Explay, Huawei, Lenovo. Трудно прогнозировать, на сколько вырастут цены в общем из-за неопределенности курса рубля. Единственное, что можно констатировать, — сам факт увеличения стоимости в первом квартале 2015 года, так как влияние курсов валют отложенное. В целом с момента начала роста курса цены выросли в пределах 15–20%.

Что мы будем есть, как сложится судьба фудмаркетов и какие рестораны закроются

Владимир Садовин Владимир Садовин генеральный директор сети супермаркетов «Азбука вкуса»

«Речь надо вести не только о ценах, рост которых подстегивается динамикой курсов и удорожанием заемных средств. Изменится ассортимент товаров. Прежде всего, будет расти число товаров российских продуктов. В текущих условиях, когда торговое пространство зачищено от иностранных конкурентов, у наших производителей появился шанс стать ближе покупателям. Уже сегодня это хорошо заметно по полкам с молочной продукцией: качество русского молока за последние годы серьезно выросло. Дело за производителями мяса и рыбы, овощей и фруктов. В торговых сетях мы увидим рост товаров под собственными торговыми марками, которые обладают оптимальным соотношение цены/качества: не надо переплачивать за бренд, а гарантией тут является репутация сети. Безусловно, часть потребителей будет пытаться сэкономить и начнет готовить дома вместо того, чтобы питаться в ресторанах и кафе. Поэтому на рынке расширится сегмент высококачественной кулинарии, которая станет альтернативой ресторану».

Анастасия Колесникова Анастасия Колесникова организатор городских маркетов «Местная еда»

«Все логично: этот год был годом фестивальной еды и гастроэнтузиастов. Они во многом взбодрили рынок, и ресторанные динозавры теперь вынуждены поворачиваться к новой публике. Это улучшило качество самих ресторанов. Однако уличной еды у нас так и не появилось. Хочется верить, что в следующем году все фестивальные энтузиасты будут за нее бороться. Скорее всего, появится какое-то решение для киосков и фудтраков, фестивалей еды будет так же много, но кардинально новыми они не будут. Ну а большая часть ресторанных проектов 2014-го, конечно, исчезнет.

Еще одно предсказание — домашняя еда. Всем понятно, что сложная экономическая ситуация заставит нас чаще питаться дома, и это прекрасно. Уже сейчас многие сети, уставшие искать замену импорту, говорят, что продуктов в стране практически нет, и чуть ли не сами строят заводы. Оптимистичный сценарий: наконец-то появится путь к прилавку у небольших семейных компаний. Пессимистичный: возникнет какая-то очередная монополия или под маркой «местного» будут перепродавать любой товар, который просят. На фудмаркетах такое уже сейчас встречается. В любом случае, я считаю, что в 2015 году внимание сосредоточится именно на производствах. Раньше было модно придумать свой гастропроект, а станет классно иметь небольшой цех по выпечке хлеба или изготовлению творога. Магазины начнут их брать на полки, рынки станут интереснее. А мы в «Местной еде» хотим сделать Городской маркет продуктов и платформу для развития этого направления».

Игорь Бухаров Игорь Бухаров президент Федерации рестораторов и отельеров России

«Будет масса слияний на рынке. Когда ресторан понимает, что вынужден закрываться, лучшее решение — скооперироваться с кем-то более крупным. Типична ситуация с «Кофе Хаузом», который купила «Шоколадница», или покупка «Елки-палки» в кризис 2008 года «Планетой гостеприимства». Был недавно случай на рынке: частный инвестор вложил 25 миллионов рублей в ресторан, а в кризисной ситуации его покупать не хотели даже за 6 миллионов. Он сделал совместный проект с Ginza за пятидесятипроцентную долю ресторана. Конечно, что-то ресторатор потерял, но эффективный и опытный менеджмент Ginza точно выведет проект. В итоге, вместо потери вложений, инвестор получает прибыль, хоть и через некоторое время.

Из-за снижения покупательной способности, роста цен на продукты, на недвижимость, аренду (в связи с ее привязкой к курсам) рынок будет падать. Мы стараемся законодательно провести возможность фиксировать тарифы в рублях. Сейчас контракты заключаются в валюте по понятным причинам: девелоперы берут западные деньги на застройку, и свои риски перекладывают на арендаторов. Больше всего пострадает сегмент ресторанов со средним чеком. Таких мест было мало в 1998 году, чуть больше в 2008-м. Теперь это самый быстроразвивающийся сегмент, который примет удар на себя.

В Москве на ресторанном бизнесе еще сказалась борьба с пробками. Если раньше можно было поставить автомобиль около любого ресторана, то теперь это либо платно, либо вообще невозможно. У нас никто не будет идти пару километров, пока мы на уровне «Макавто»: куда можно подъехать, там и будем есть. При этом трансформировать ресторан в стрит-фуд экономически невыгодно. Или запрет курения: бедный ресторатор в этом не виноват, а посетитель злится. С 1 июня по 31 августа рестораны потеряли 30% оборота из-за этого закона. 

А тренды на 2015 год такие: рост цен, сокращение меню и развитие американской экономической концепции — простая еда по доступной цене в приятном месте. То есть увеличится популярность гастропабов».

Кто уйдет с автомобильного рынка

Татьяна Форнасова Татьяна Форнасова руководитель направления «Премиум» в компании «Рольф»

«На сегодняшний день есть два выраженных тренда на автомобильном рынке два: рост продаж премиальных марок и увеличение доли кроссоверов, особенно компактных. Популярность премиума обусловлена появлением доступных моделей. Кроссоверы выбирают как более приспособленные к российским условиям. Другая тенденция: сокращение представленных на рынке брендов. Пока ушли тайваньский Luxgen и испанский Seat. Возможно, исчезнут некоторые «китайцы».

Цены на автомобили уже начали повышаться. С нового года прайс-листы у многих автопроизводителей снова скорректируются. Пока мы отмечаем повышенный спрос и рост продаж: в декабре «Рольф» реализовали на 50,9% больше, чем в ноябре. И это общая по рынку тенденция. Большое число покупок может обернуться снижением продаж в будущем году, поскольку сейчас мы удовлетворяем отложенный спрос: автомобиль купили многие из тех, кто собирался это сделать в будущем году.

Еще один тревожный фактор — резкое повышение процентных ставок по кредитам. За последние дни банки подняли их на 4–13 пунктов. Условия кредитования автомобилей с пробегом еще хуже, например, у одного из наших партнеров ставка — 38,5%. Все это будет толкать продажи вниз, ведь кредитование — драйвер развития автомобильного рынка. В Европе, например, 70% автомобилей продается в кредит, а в США — 90%. Программа государственного субсидирования кредитов, запущенная во время кризиса 2009 года, показала, насколько доступный автокредит может поддержать рынок. Сейчас ситуация просто критическая: без господдержки рынок автокредитования фактически умрет».
Евгений Шухлин Евгений Шухлин директор по развитию онлайн-сервиса anywayanyday.com

«Неделю назад, когда начался резкий обвал рубля, мы обратились к нашим подписчикам в соцсетях и попросили их рассказать, как они собираются путешествовать в новом году. Из 150 откликов вырисовываются три тенденции. Первая: отказ от престижных европейских направлений в пользу Египта или Турции. Вторая: отказ от путешествий за рубеж в пользу внутреннего туризма (в прошлом году соотношение продаж по внутренним и международным перелетам было — 10 к 90, а сейчас — 20 к 80). Третья: отказаться от путешествий совсем — по крайней мере, на то время, пока не нормализуется ситуация с курсами валют.

При этом с бизнес-классом в 2015 году будет все в порядке. Путешественники, привыкшие покупать самые дешевые авиабилеты, стараются экономить еще больше, а салон бизнес-класса на всех рейсах заполняется исправно, продажи для корпоративных клиентов растут. То есть дорогие перелёты не пострадали, и, скорее всего, спрос на них останется на прежнем уровне в 2015 году.

И последний фактор изменений: в сентябре 2015-го вступит в силу закон о хранении персональных данных. Никто не знает, что конкретно поменяется, из-за крайней размытости положений закона. Что такое персональные данные? Как быть с облачными технологиями хранения данных? Как быть с трансграничной передачей данных?».

Ошибка в тексте
Отправить