Гид: Фестиваль «Звезды белых ночей» 10 мая – 27 июля
Ольга Бородина
Двадцать лет спустя
Когда-то Бородина мечтала, что ее возьмут хотя бы в хор Кировского театра. Двадцатилетие мариинской карьеры, которая определила ее международное признание, прима отмечает фрагментами одной русской и двух французских партий: Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова, Далилы из оперы Сен-Санса и Кармен, которую она будет петь в Мариинке впервые. Дирижирует Гергиев — как и на большинстве концертов фестиваля.
Мариинский театр, пн 12 мая, 19.00
Анри Дютийе
Живой французский классик
Возможно, осенний опыт с молодым британцем Томасом Адесом на «Новых горизонтах» послужил толчком к необычному для «Звезд», но традиционному для многих фестивалей решению: посвятить несколько программ музыке композитора-современника и пригласить его в Петербург. Анри Дютийе — выбор достойный и совершенно неожиданный. Музыка 92-летнего французского мэтра включена в три программы «фестиваля в фестивале», посвященного французской музыке.
Концертный зал Мариинского театра, вс 1 июня, 15.00; пт 20 июня, 23.00; сб 21 июня, 13.00
Рене Папе
Немецкий Мефистофель во французском «Фаусте»
На прошлом фестивале немецкий бас выступил не слишком удачно. Но это не значит, что в этом году нельзя рассчитывать на совершенно неотразимого Мефистофеля в берлиозовском «Осуждении Фауста».
Концертный зал Мариинского театра, сб 7 июня, 21.00
Феруччо Фурланетто и Томас Хэмпсон в опере «Симон Бокканегра»
Дуэт с разрывом в месяц
В одном и том же Концертном зале, в одной и той же опере Верди под управлением одного и того же Гергиева поют два именитых оперных гостя — но в разные дни. Если вы не уверены, что осилите «Симона» в концертном исполнении дважды, придется выбирать. Красавец баритон Хэмпсон в заглавной партии генуэзского дожа — в июле, благородный бас Фурланетто в партии его противника, отца его умершей возлюбленной, — в июне. Соединять их воедино в воображаемом спектакле придется мысленно.
Концертный зал Мариинского театра, пн 9 июня, вс 6 июля, 19.00
Кольцо нибелунга
Вагнеровская тетралогия после двухлетнего отсутствия и международных гастролей
Для тех, кто в прошлые сезоны не слышал и не видел, — повторяем. И кто знает, будет ли еще шанс пережить сотворение мира и гибель богов вагнеровской музыкальной космогонии в молчаливом присутствии исполинов, созданных дизайнером Георгием Цыпиным и отличающих мариинское «Кольцо» от прочих.
Мариинский театр, вт 10 июня, 19.00; ср 11, пт 13 июня, 18.00; вс 15 июня, 13.00
«Тристан и Изольда» Билла Виолы
Видеотеатр, о котором мечтал Вагнер
Вагнеровскую оперу с видеорядом Билла Виолы и в постановке Питера Селларса планировалось показать только в Лос-Анджелесе и Париже. Гергиев добился того, чтобы дать концертное исполнение (минус Селларс) на своих фестивалях в Роттердаме и Петербурге. Для установки видеопроектора в роттердамском концертном комплексе пришлось снести стену в кабинете продюсера. Можно ли будет обойтись без разрушений в Концертном зале Мариинки?
Концертный зал Мариинского театра, чт 19 июня, 18.00; вс 22 июня, 14.00
Брин Терфель
Впервые в Петербурге
Славный бас-баритон из Уэльса пел с Гергиевым не только на родине, но и в Москве, поразив слушателей исполнением верховного бога Вотана в дуэте из третьего акта «Валькирии». Поручиться за это нельзя, но, похоже, гала-концерт в петербургских планах Терфеля и Гергиева тоже вагнеровский; впрочем, Терфель бесподобен и в моцартовском репертуаре.
Концертный зал Мариинского театра, вт 24 июня, 19.00
Все симфонии Сибелиуса
Семь симфоний и три дирижера
После «всего Малера» и «всего Шостаковича» настал черед финского классика. Жаль только, что среди дирижеров нет его соотечественника Эса-Пекки Салонена. Цикл из семи симфоний Гергиев делит с Пааво Ярви и Джанандреа Нозедой.
Концертный зал Мариинского театра, чт 26 июня, чт 10, пн 14 июля, 19.00
Мария Гулегина
Сила голоса в «Силе судьбы»
В этом году Мария Гулегина поет не свою коронную Тоску в опере Пуччини, а Леонору в «Силе судьбы» Верди; первый спектакль с ее участием прошел в апреле, а фестивальный посвящен 225-летию указа Екатерины II о создании оперной труппы. Моноспектаклем Гулегиной, надо думать, станет ее сольный концерт.
Мариинский театр, сб 12 июля, 19.00
Концертный зал Мариинского театра, пн 21 июля, 19.00
Дмитрий Хворостовский
Первый сольный на «Звездах»
В число «звезд белых ночей» наконец вошел Хворостовский, который до сих пор появлялся здесь в другие времена года, а в Мариинке пел только в гала-концерте на 300-летии города. Пользуясь редкой возможностью исполнить на российской сцене не песни и не самые популярные романсы, кроме Чайковского и Рахманинова баритон поет Николая Метнера, повторяя программу своего апрельского концерта в Карнеги-холле.
Концертный зал Мариинского театра, вс 29 июня, 20.00
«Король Рогер» Кароля Шимановского
Совсем неизвестная опера
Гергиев справедливо считает, что на фестивале должны быть новинки. И они есть, хотя процент в последние годы снизился. Нынче будет опера польского классика Шимановского «Король Рогер» (1926) с загадочным средневековым сюжетом. Мариуш Трелинский, режиссер минималистичной мариинской «Мадам Баттерфлай», перенесет в Петербург свой спектакль, созданный в Варшавской национальной опере.
Мариинский театр, ср 16, пт 18 июля, 19.00
«Братья Карамазовы» Александра Смелкова
Совсем новая опера
«Звезды» теперь проявляют внимание к новой музыке разными способами. Кроме западного гостя Анри Дютийе в программе мировая премьера оперы-мистерии петербуржца Александра Смелкова «Братья Карамазовы». Автора более всего интересовала «Легенда Великого инквизитора». Ставит оперу сложившийся тандем Василия Бархатова и Зиновия Марголина.
Мариинский театр, ср 23, чт 24 июля, 19.00