перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Выставка «Zine Station» Как делается современный самиздат

В галерее «Меглинская» открылась выставка, посвященная зинам — самиздатовским книгам и журналам молодых фотографов, дизайнеров и художников. «Афиша» сходила на выставку и узнала, кем, как и зачем создаются эти издания.

архив

Выставкой это назвать довольно сложно: в самой галерее довольно пусто, стоят стулья перед стеной. На стене — фотографии фотокниг и фанзинов, верстка разворотов из них и видео, на которых изящные девичьи руки эти книжки листают. В магазине при галерее меж тем — не протолкнуться: сотня человек листают и обсуждают лежащие на прилавке самодельные книжицы и журналы. Это — современный самиздат, в том виде, в котором он существует в Европе и Америке; в России потребуется время, чтобы само слово «самиздат» перестало ассоциироваться с переснятыми и переплетенными вручную запрещенными книгами. Но зины, авторские книги, независимые журналы — это и есть self-publish. Выставка-презентация, организованная Антоном Михайловским из издательства Treemedia в галерее «Меглинская», называется «Zine Station», и ее функция, по словам Антона, не только показать малотиражные издания молодых фотографов и художников, но и выкинуть такой флажок в воздух — вот, смотрите, так тоже можно.

Современный самиздат можно условно разделить на три направления: собственно зины, больше похожие на напечатанные личные блоги и дневники, независимые журналы и малотиражные фотокниги. Все это появилось в России несколько лет назад. Весной 2011-го фотографы из объединения Bloc T4 пришли в издательство Treemedia и рассказали Антону про свои зины; Антон идеей загорелся, помог им напечатать несколько книг — а сейчас занялся развитием этой культуры в России. На сайте selfpublish.ru уже сейчас можно посмотреть работы ребят из России, и их будет появляться все больше; там же скоро появятся подробные практические советы о том, как самому сделать и напечатать свою книгу — или получить помощь с печатью.

Пока что все только начинается: на прилавке два десятка тоненьких разноформатных книжечек. Это и скрепленные степлером зины, рефлексирующие на вечные подростковые темы: летняя поездка на море, красивые голые девушки с котиками, смятые простыни, молодость. Это и лирические истории про окраины и многоэтажки; и более «настоящий» журнал «Москвич» с колонкой главного редактора и куда более профессиональным подходом к верстке и дизайну; это и небольшая фотокнига Игоря Старкова про поездку в Бурятию к родителям жены. Все они очень разные, но у них есть безусловное сходство: ощущение самодельности, личного подхода, тактильности книжки, которую приятно держать в руках.

 

 

Кирилл Савченков

фотограф, участник Bloc T4

«Могу рассказать две истории, как можно выстроить свою платформу для развития, с нуля, оффлайн и онлайн. Есть такая команда Motto Distribution. Они в прошлом были скейтбордистами, делали свои зины, потом стали серьезнее интересоваться этой темой и спокойно открыли свой первый магазин в Берлине, потом в Цюрихе, теперь отделение есть даже в Токио, кажется. Очень живая и самостоятельно выстроенная платформа, магазин заполнен зинами, и в ряд стоят и плохие, и хорошие издания. То есть это очень демократичная форма. Второй пример, который сейчас быстро развивается и можно наблюдать эволюцию процесса, — это блоги. Блог Self Publish Be Happy, с которым мы сотрудничаем, — автор его, Бруно, просто интересовался этой формой, сделал блог и для начала просто показывал какие-то книжки, потом сделал небольшой магазин. Получается, что он начинал с блога, а сейчас может позиционировать себя как небольшое издательство. Так делают многие — ребята просто в складчину могут купить хороший ксерокс и начать делать свои зины; это издательство из трех человек, вполне нормальная практика для Европы и арт-школ. Заняться этим вообще можно просто открыв блог на Tumblr, начать собирать что-то, что нравится, и находить единомышленников.

У меня есть две книжки, два издания. Одна сделана в коллективе, вместе с Bloc T4, она про молодежь, точнее, про центр силы вокруг Солянки и Забелинского проезда. Я работаю над темой молодежи уже довольно долго, и зин — это такой парафраз этого проекта. Вторая книжка, которую мы сделали с другом, про взаимоотношения человека и среды, в которой он вырос. Про наше поколение, районы, где мы выросли, и почему мы такие получились. Еще я делаю зины — например, связанные с пейзажами, которые я снимаю, те подборки и коллекции фотографий, которые я нахожу в интернете. Можно сделать зин, который подписывает авторов — как подборку фотографов. Но меня вообще очень волнует проблематика «Тумблера» и зинов как потока изображений. Как сказал Томас Руф, у меня одна мечта. Чтобы все изображения, существующие в интернете, стали бесплатными и общедоступными без авторских прав. И блоги на Tumblr создают свои фактуры, без авторства, — поток картинок про голых девочек или там архитектуру. Хочется соединять и свои изображения, и то, что я нахожу, — как сопоставление образов».

 

Игорь Старков

фотограф

«Мы с моей женой Дарьей собираем альбомы, и эта книга — на самом деле наш семейный альбом. Просто может быть разная форма. Нам очень хотелось рассказать о наших отношениях, во-первых, и про такую интересную мне тему, как культурное единство нашей страны. То, что мы потеряли в 1991 году. Мы сейчас вносим свою маленькую-маленькую лепту в осознание того, что мы одна нация, одна культура; что мы все очень разные, но мы едины, и мы... непобедимы! Книжку я делал с несколькими людьми. С кем-то мы переругались, перекурили, переговорили, но в итоге именно эти искры и делают продукт превосходным.

Хочется, чтобы все это движение с зинами не было потрачено впустую. Очевидно, что это — вполне типичное заимствование явлений и тенденций с Запада; просто сейчас это происходит несколько быстрее, и посмотреть, во что это начинание вырастет в России, очень несложно: все то же, что и в Европе и Америке, только чуть позже и с нашей спецификой. Уже сейчас видно, как какие-то темы очень похожи на американские и европейские, а некоторые книжки с фотографиями, лежащие в галерее на столе, — это люди, которые про свою родину делают маленькие, странные, очень нежные, чувственные истории. И мы можем именно что в философском смысле сделать что-то иное, а не только подростков прыгающих, которые держатся за гениталии».

 

Книга Игоря Старкова «Бурятия»

 

Александр Седельников

фотограф, художник

«В один момент для меня стало очень интересно пространство книги, я очень много смотрел и искал необычные для себя в них вещи. Мне очень нравится то, как в книге существует визуальное пространство и как в нем можно расположить фотографии, чтобы они работали вместе. Для меня подобная книга — как кино; как художественное произведение, рассказывающее свою собственную историю. Про что история? Первая книга моя — «See You Later». Я тогда вообще не очень соображал, что фотографирую, не знал, что хочу сделать. Самый сложный момент — это научиться разбираться со своим архивом, понимать заранее, что я делаю. В этом мне очень помог Майкл Акерман, он просто показал на пальцах, на чем стоит акцентировать внимание. Я стал иначе смотреть на изображения. После приезжал Мартин Андерсен, фотограф из Норвегии, он тоже сам делает книги. Общение с ним дало мне понимание того, как две фотографии могут сосуществовать в одном пространстве — и что не все фотографии обязаны быть хороши, так как это книга, а не набор любимых фотографий. Так я делал «See You Later» — 3–4 года фотографий, еще полгода на процесс их превращения в книгу. Получилась такая история про мою жизнь, дневник. Кроме того, в книге есть текст, который мне помог написать Рома Боголюбов, и с текстом он сам как личность тоже существует в истории».

 

Книга Александра Седельникова «See You Later»

  

Антон Михайловский

издательство Treemedia

«Сейчас появилась технологическая возможность почти любому человеку напечатать свою книжку, в среднем это стоит от 300 рублей за экземпляр. Если книга печатается офсетом, то ее экономически имеет смысл печатать только большим тиражом, потому что в процессе задействованы печатные формы и их стоимость очень высока, соответственно, напечатать один экземпляр почти невозможно. В случае с цифровой печатью стоимость куда ниже. Условно говоря — если хочет сделать человек книгу из 10–15 экземпляров, то эту песню не задушишь, не убьешь. И его выход — это именно что малотиражные арт-буки и зины. И «Zine Station» посвящена отчасти и тому, чтобы сказать этому человеку: это не страшно, это возможно, и вот как это надо делать. Показать пример. На сайте selfpublish.ru, который сейчас будет развиваться, мы хотим создать информационное поле, разъяснить технологию производства, как и в какой программе лучше все это заверстать, собрать, напечатать. Но главное — это площадка с мейлом, и любой человек, который напишет нам и пришлет свой зин, может быть уверен, что если то, что он делает, действительно хорошо, то мы вывесим его работу на сайт со всеми необходимыми ссылками. Помогать просто. Политики «это публиковать, это не публиковать», «это поддерживать, это не поддерживать» у нас нет. Не хочется пока вкусовщины и снобизма; хочется поддержать каждый интересный продукт. Мне нравятся и зины Bloc T4, и книжка Саши, и книжка Игоря. Это может быть и спокойная документалистика, и письки на фоне ковра — при условии, что это сделано круто. Хороший проект не останется незамеченным, можете быть уверены».

 

Выставку можно посмотреть до 22 февраля в галерее «Меглинская» по адресу 4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6, со вторника по воскресенье с 12 до 20 часов. Вход свободный.

Ошибка в тексте
Отправить