перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Ответы. Юрий Семин, тренер

архив

Юрий Семин дважды за последние три сезона сделал «Локомотив» чемпионом России, хотя все эти годы самым богатым клубом страны был ЦСКА, научил свою команду исключительно гармоничному футболу и втрое увеличил посещаемость ее матчей. А как только все это произошло – ушел из «Локомотива» в бедовую сборную России, которую уже много лет не удается привести в чувство никому. 4 июня, когда сборная России сыграет матч со сборной Латвии, станет для Семина дебютом в новой роли.

– Как изменилась ваша жизнь с началом работы тренером сборной?

– Столько футбола, как сейчас, никогда еще не смотрел, просто некогда было. Все смотрю, от «Милан» – «Ювентус» до «Шахтер» – «Ворскла», включая максимум матчей российского чемпионата. Вот, еще заметил – люди как-то по-другому на меня смотреть стали. Даже знакомые, соседи, с которыми общаемся вроде бы давно.

– По-другому – это как?

– Первое время во взгляде было недоумение какое-то: «Зачем ему сборная? Зачем «Локомотив» оставлять, где все хорошо?» А иногда даже и в словах.

– А в самом деле – зачем? В теории сборная, конечно, это национальное достояние – и что там еще положено говорить по ее поводу. Но на практике она давно уже не лучшая команда страны, 3-4 клуба сейчас куда интересней смотрятся. В «Локомотиве» вы с изрядной регулярностью играли с «Реалом», «Интером», «Ромой» и «Монако», а в сборной вам предстоит решать куда менее увлекательную задачу – сборная Латвии…

– Вот! Правильно – не лучшая команда страны. Некоторые клубы за последние годы сделали огромный – нет, лучше поскромнее сказать, – существенный шаг вперед. В тактике, физической подготовке, уровне баз, медицинском оснащении – да во всем. А сборную этот прогресс почти не затронул. Между прочим, база, медицина, диета – это не мелочи. К тому же игроки по таким вещам быстро распознают степень серьезности команды и относятся к ней соответственно. Надеюсь, что по всем этим параметрам, включая отношение игроков, сборная России теперь как минимум сравняется с клубами. А уровень задач в сборной достаточный, чтобы работать с интересом. Латвию пройдем – Словакия и Португалия будут. С ними справимся – на чемпионат мира поедем, а там команды не хуже «Интера».

– Как вы относитесь к идее натурализации в России зарубежных футболистов?

– Спокойно. Я не собираюсь решать все проблемы сборной таким образом. Но и бредовой или какой-то там оскорбительной мне эта идея не кажется. Если у кого-то из легионеров будет желание играть за сборную России и он будет на голову сильнее российских игроков этого амплуа, то почему нет? Жан из «Сатурна», скажем.

– Жан, насколько я знаю, не очень хорошо говорит по-русски.

– Ну я о Жане пока скорее теоретически рассуждаю – ему нужно еще реализовать свой потенциал, хотя потенциал этот несомненен. А язык… Когда в прошлом году в «Локомотив» пришел бразилец Лима, нам с ним даже переводчик не требовался. Я ему на листочке тактические задания чертил, а он выполнял их на сто процентов. Российскому же игроку, бывало, по пять раз надо было говорить одно и то же. Но все-таки главный ресурс усиления игры сборной, на мой взгляд, не в этом. Опыт показывает, что лучшим образом сборная смотрелась, когда у нее получалась коллективная игра. На это и будем опираться. Но кое в чем сборной надо серьезно добавлять: в общей работоспособности, конкретно в отборе, в скорости командных взаимодействий. А то при недостатке этих свойств игра сборной России становилась немного ленивой, бесформенной какой-то – я даже не знаю, как сказать иначе.

– Пока сборная России под руководством Юрия Семина существует только в теории, расскажете, кем была инспирирована впечатляющая эволюция «Локомотива» в последние 10 лет? Много было догадок, какого влияния в этих изменениях больше: итальянского, испанского?

– Ни того ни другого. То есть я, конечно, смотрел европейский футбол и делал выводы, но игру команды развивали не какие-то схемы, а появление талантливых футболистов. На первом этапе игра «Локомотива» была не очень творческой, потому что творить некому было. Старались брать свое за счет других достоинств ребят – боевитости, трудолюбия. Появился Лоськов – появилась культура паса. Появились Хохлов с Измайловым – и пас стал основой нашей игры. Я старался использовать лучшие качества игроков, вот и все. И в сборной буду исходить из того же.

– Есть команда, трансляция матча которой может заставить вас отложить на время все дела?

– В этом году – «Челси». Отчасти из-за Смертина, конечно. Но еще и из-за интереса к тому, как перестраивал игру команды Моуринью. В такие сжатые сроки, при таком прессинге журналистов и амбиций собственного клуба. Феноменально!

– Умение работать под прессингом и вам теперь, несомненно, понадобится.

– Это я уже понял. Вот сегодня, к примеру, еду по Москве – останавливает гаишник за превышение скорости, узнает, представляется Витей, желает успеха сборной и отпускает. На обратном пути останавливает снова, хотя вроде не нарушали ничего. «Извините, – говорит. – Забыл сказать, вы там впереди связку Сычев–Кержаков обязательно наигрывайте. Когда сыграются – уберут всех».

Ошибка в тексте
Отправить