перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Олег Кулик на «Арт-Москве»

архив

Бахчевая культура

До открытия «Мастерской Арт-Москва» в ЦДХ осталось несколько часов, а малярша выкрасила стенд Олега Кулика в белый – Кулику же надо было в черный. Рабочий в зеленой майке, под которой, будто шар с водой, колышется пузо, просверлил не в том месте дырку для полки с видеопроектором. Весь пол в семечках. Кулик в ужасе убегает. «Во! – рабочий с пузом кивает ему вслед, – искусство в кинотеатр превратили. Даже кисть уже лень в руки взять. Я что могу сказать – зоофил».

На ярмарке современного искусства «Арт-Москва», которая проходила здесь же до «Мастерской», у Кулика купили весь тираж его девушек с арбузом между раздвинутых ног – все девять фотографий. Объемы продаж девушки – по неподтвержденным данным – порядка 50000 долларов. За Кулика заплатили больше, чем за кого бы то ни было из русских участников. А вообще по продажам на «Арт-Москве» он уступил лишь Уорхолу. Один из девятерых покупателей даже ходил к нотариусу: официально заверял факт покупки, чтобы потом арбуз можно было передать по наследству или перепродать. Для Москвы – случай редчайший. В Москве до этого к нотариусу с арбузами не ходили – разве что с Айвазовским.

«На «Арт-Москве» я стучала зубами, – говорит директор Дома фотографии Ольга Свиблова, – у меня бюджет не позволяет купить Кулика. А другие его работы я сейчас в рассрочку покупаю». Лондонская галерея Tate Modern, где весной обклеенный зеркальцами голый Кулик вращался под потолком, изображая Гагарина, называет его самым ярким русским художником. Европейские музеи постоянно предлагают Кулику повторить номер с собакой. Кулик отказывается: «Я преодолевал западную нелюбовь к русскому искусству, это говно хлебал. Сейчас настало время встать с четверенек».

«Ловко все-таки, – говорю, – вы всех провели». Кулик взрывается: «Помните, Павел Аксенов пописал с Биг-Бена? Где он теперь? Ведет в Лондоне жизнь клошара. Я же не занимался эпатажем – мои перформансы были жестом отчаяния. Тогда было время насилия, поэтому я опустился на уровень животного мира». «Его узнали по перформансам, но он очень честный художник, – комментирует Василий Бычков, устроитель «Арт-Москвы». – Потом, мы ведь покупаем Prada не только за качество, но и за марку».

На успешно продавшейся фотографии, по выражению самого Кулика, – девушка, поедающая собственную … (позже Кулик запретит употреблять это слово). «Это с одной стороны. А с другой, она ведь одета. – Кулик воодушевляется. – Если изо рта член будет торчать, многих вырвет, а к ней не придерешься. Один мужчина, к примеру, купил ее 16-летней дочери в спальню. И дочь – не какая-то там, а нормальная девушка». Другой арбуз уехал с заместителем гендиректора агентства недвижимости МИАН Дмитрием Кузнецовым. «А клиенты ваши не испугаются?» – «Вы что? – недоумевает Кузнецов. – Эта работа – воплощение коммерческого искусства, и в коммерческой организации ей самое место. И еще я уверен, что девушка, поедающая собственные гениталии, отражает реальную ситуацию в мире». Реальная ситуация в мире такова: девушка с арбузом между ног есть и у Дэвида Лашапеля. Только фотография Кулика – 1996 года, а лашапелевская – совсем новая. Еще один покупатель на «Арт-Москве», швейцарская часовая компания Chronolux, вообще Кулика собирает. «Это понятно, – объясняет Елена Селина, директор галереи XL, через которую продавались арбузы. – Во-первых, рынок антиквариата беднеет: шедевры уже куплены. Во-вторых, покупатели – люди 35-40 лет, им Кулик близок».

«После покупки квартиры, автомобиля, драгоценностей и тура, – говорит Бычков, – а также после проведенных нами специальных мероприятий люди, десять раз подумав, решаются на покупку искусства. Искусство покупают в последнюю очередь, но теперь этот момент настал». Куратор галереи Fine Art Ирина Филатова подбегала на «Арт-Москве» к знакомым со словами: «Все меняется!» «Художественный рынок поднимается! Он уже встал на цыпочки», – утверждает Свиблова. «Скоро начнется бум на современное искусство! Еще и недостаток картин будет!» – провозглашает Кулик. И тут же начинает рассказывать о творческих планах. Дескать, придумал новый перформанс: прийти в помпезное место, повесить на лоб видеокамеру, подсоединить ее к телевизору. И, как сторожевая собака, лаять и никого не пускать.

Ошибка в тексте
Отправить