перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Воздушная тревога

архив

Авиаперелеты становятся все менее опасными и все менее комфортными

Направления повышенного риска

Регламент по обеспечению безопасности разработан Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и принят в 189 странах мира. Но государства, аэропорты и авиакомпании вправе вводить любые дополнительные меры, чтобы сделать защиту воздушных судов более эффективной: список правил обновляется в соответствии с обстоятельствами.

В США после 11 сентября 2001 года федеральные агенты получили приказ в случае опасности открывать огонь на поражение, и год назад один несчастный в аэропорту Майами уже подтвердил их исполнительность.

Лидер контртеррористической деятельности — Израиль — не прибегает к подобным крайностям. Но граждане этой страны давно привыкли к тщательной инспекции багажа и обязательному собеседованию с сотрудниками службы безопасности. На собеседовании специалисты выявляют подозрительных пассажиров и задают сотни вопросов, среди которых, казалось бы, имеющие мало отношения к делу, например: «Какие у вас отношения с женой?» Этот вопрос задают уже 20 лет, после того как в чемодане пассажирки El Al нашли бомбу, заботливо упакованную ее палестинским женихом.

После трагедии в августе 2004 года в России были разработаны новые правила контроля. С тех пор во всех аэропортах страны пассажирам приходится снимать обувь, проходить тактильный осмотр, отправлять на досмотр ручную кладь, верхнюю одежду, демонстрировать работу электроники и сдавать в багаж даже безобидные мелочи. Два года назад казалось, что это предел и ужесточить контроль нельзя.

Но события августа 2006 года в Великобритании показали, насколько жесткими могут быть меры безопасности в гражданской авиации. После предотвращения терактов британскими спецслужбами пассажиров, вылетающих из Англии, допускали на борт только с паспортом, бумажником и лекарствами, необходимыми в полете. Детское питание разрешалось оставить в ручной клади, лишь продегустировав его в присутствии сотрудника службы безопасности. Все прочее отправлялось в багаж, при досмотре которого уделялось особое внимание жидкостям — по оперативной информации террористы планировали использовать жидкую взрывчатку, изготовленную уже на борту из компонентов, безопасных с точки зрения контроля.

Национальная политика авиабезопасности

Спецслужбы всех стран реагируют в первую очередь на угрозу в свой адрес. Если где-то произошло ЧП, информация принимается к сведению, но это не означает, что по всему миру срочно принимаются одинаковые меры безопасности. Тем не менее спецслужбы государства, в котором повышен риск угрозы, могут рекомендовать службам авиационной безопасности других стран правила досмотра пассажиров, направляющихся в небезопасный регион. Нововведения сказываются в первую очередь на пассажирах, поэтому путешественникам приходится пристально следить за обстановкой в мире, чтобы избежать непредвиденных неудобств.

«Решения авиакомпании, аэропорта и государственных служб в вопросах безопасности не подлежат обсуждению: если человека не устраивают правила, ему следует сменить вид транспорта», — говорит директор московского учебного центра ИКАО Виктор Волынский.

Русский контроль

Теракты стали настолько мощной антирекламой для аэропорта «Домодедово», что руководство компании «Ист Лайн» в спешном порядке оборудовало терминал новейшей аппаратурой. Теперь в «Домодедово» есть газоанализаторы, анализаторы жидкостей, рентгенотелевизионные интроскопы, видеокамеры и рентгенконтроль для обнаружения любых неметаллических предметов, скрытых в одежде, на теле и внутри тела человека. При работе с кадрами служба безопасности аэропорта использует новейший тест «Mind Reader», выявляющий опасные намерения. Но дорогостоящее оборудование есть только в крупных терминалах. Во многих городах аэропорты не только не имеют аппаратуры, но даже не могут похвалиться полностью защищенным периметром терминала и летного поля. Уровень угрозы в провинции, безусловно, ниже, но правила действуют для всех без исключения аэропортов страны.

Нарушение правил обеспечения безопасности часто бывает связано с банальной нехваткой времени и персонала. В разгар летних отпусков или в пик горнолыжного сезона наиболее загруженные аэропорты пренебрегают необходимой строгостью проверки, чтобы избежать задержки рейсов. Такие нарушения снижают эффективность всех принимаемых мер, поэтому Ространснадзор призывает пассажиров сообщать о них через специальную форму на сайте.

Как снизить риск авиаперелета

Перед покупкой билета оцените несколько факторов риска. Во-первых, время — опасность террористических атак возрастает в религиозные праздники или памятные даты, дни годовщин уже совершенных терактов. Во-вторых, если перелет подразумевает пересадку в аэропорту страны, уже подвергавшейся атакам террористов, имеет смысл подыскать другой вариант полета, а в случае когда это невозможно, постараться не выходить за пределы охраняемых зон терминала. В-третьих, авиакомпания: безопаснее летать на самолетах государств, не привлекающих внимания террористов, — например, Швеции, Финляндии, Швейцарии, Сингапура.

Перспективы

«Я не раз слышал предположение, что идеальная система контроля — это раздевать пассажиров догола, выдавать им все необходимое уже на борту, а багаж отправлять чуть ли не отдельно грузовыми самолетами, — говорит Виктор Волынский. — Надеюсь, мы до этого не дойдем. Все-таки пассажиры не должны чувствовать себя униженными. Конечно, никогда больше нельзя будет войти в самолет, как в автобус. Но и у повышения мер безопасности есть предел — доводить его до абсурда никто не станет».

С начала ноября во всем Евросоюзе действуют единые правила провоза ручной клади — британские события обернулись тем, что всем пассажирам, вылетающим из ЕС и следующим через аэропорты сообщества транзитом, запрещено проносить на борт любые жидкости в упаковках более 100 мл. Это означает, что пассажирам, уже и так привыкшим довольствоваться минимальным набором необходимого, все же придется сдавать свои вещи в багаж — если они не готовы отказаться от привычного одеколона, лосьона для контактных линз или из-за покупки местного вина и оливкового масла. Раз уж уровень комфорта обратно пропорционален уровню безопасности, пассажирам, видимо, придется привыкнуть и к этим неудобствам — и в будущем объем авиаперевозок будет только расти.

Ошибка в тексте
Отправить