перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Москва — Кассиопея

архив

Virgin Galactic продает билеты в космос. За 200 тысяч долларов первая тысяча туристов-астронавтов выйдет на орбиту Земли в 2010 году и пробудет в невесомости пять минут. Из двухсот пятидесяти раскупленных билетов русские уже купили одиннадцать. «Афиша» узнала, кто, что и зачем продает и кто, что и зачем покупает

Игорь Куценко, 34-летний президент рекламного агентства Orange, сидит у себя в двухэтажном кабинете на улице Льва Толстого. На спинке кресла — настоящая оленья шкура, на столе — айфон. Игорь рассказывает о том, что побывал уже в 70 странах и о предстоящей поездке в Антарктиду, и о полете в космос, так, как будто это просто какая-то очередная экзотическая страна. Да и купил Игорь билеты так, между делом. Летел откуда-то и в бортовом журнале прочитал, что Virgin Galactic продает билеты в космос за 200 тысяч долларов, доехал до работы и купил — сразу 4 билета. Позвонил маме и говорит:«Мама и папа, мы летим в космос», мама только спросила: когда? Потом вызвал друга и компаньона Сергея Тягунова и говорит: летим! А тот говорит: ни за что, что я псих, что ли?!

Сергей Тягунов сидит тут же, в кабинете, и рассказывает о том, что космос поможет открыть ему новый взгляд на мир, новый масштаб зрения, «большую картинку». Сначала отказывался просто потому, что страшно и глупо. А потом Игорь объяснил ему, что летят они не самые первые, а 101-е, 102-е, 103-е и 104-е, то есть с точки зрения безопасности все чисто, кто разобьется — разобьется до них. Сергей Тягунов стал возражать, что с точки зрения вложения — это безумие, эти полеты никогда не состоятся. И тогда Игорь сказал только, что все это устраивает Ричард Брэнсон, и Сергей Тягунов согласился.

Все это действительно было бы похоже на гигантскую аферу, вроде продаж участков на Луне или распродаж именных звезд, если бы не англичанин Ричард Брэнсон, который все это затеял и полетит первым, со своими мамой, папой и сыном.

В 16 лет Ричард Брэнсон устроил революцию в своей школе и стал издавать журнал Student, в который бесплатно писали Джон Леннон, Мик Джаггер и Жан Поль Сартр. В 20 открыл в Лондоне музыкальный магазин Virgin — он стал основой империи Virgin, в которую сейчас входит 360 компаний. Одну из них — Virgin Galactic, отвечающую за полеты в космос, — Брэнсон открыл в 1999 году.

За три года до этого американскому профессору медицины, доктору Питеру Диамандису подарили книгу Чарлза Линдберга о его трансатлантическом одиночном перелете в 1927 году. Линдберг полетел, чтобы выиграть приз Раймонда Ортейга — 25 тысяч долларов — за первый беспосадочный трансатлантический перелет. Прочтя эту книжку, Диамандис объявил свой X PRIZE — 10 миллионов долларов за первый частный пилотируемый полет многоразового космического аппарата. Условия такие: дважды за две недели пилотируемый корабль с двумя пассажирами должен слетать в космос и вернуться на Землю.

А за три года до этого известный американский авиаконструктор Берт Рутан начал рисовать чертеж космического летательного аппарата.

О своем участии в конкурсе X PRIZE официально заявили 24 команды. 29 сентября и 4 октября 2004 года корабль SpaceShipOne выполнил условия Ansari X PRIZE, и Берт Рутан выиграл 10 миллионов долларов.

За несколько дней до первого полета Ричард Брэнсон подписал контракт с Рутаном на строительство пяти суборбитальных кораблей Virgin Galactic SpaceShipTwo.

В идее Брэнсона самое важное — это абсолютная доступность и прозрачность. В Америке продажи начались в 2006 году. Стоимость полета для всех одинаковая — 200 тысяч долларов. Сейчас продают первую тысячу мест. Чтобы попасть в первую сотню, надо внести всю сумму. Чтобы во вторую — 175 тысяч, в третью — 150 тысяч, в четвертую — 125 тысяч, в пятую — 100 тысяч, все остальные вносят 20 тысяч долларов и попадают во вторую пятисотку. В любой момент контракт можно разорвать и получить депозит обратно. Более того, спустя три года после запуска компания Virgin Galactic обещает снизить стоимость полета в десять раз и запускать корабль вместо раза в неделю два раза в день.

Что именно они предлагают? В отличие от пяти космических туристов, которые за 20 миллионов летали на МКС, новые туристы не выходят на орбиту, а совершают суборбитальный полет — от этого лететь могут больные и старики без медицинских ограничений, от этого нужна меньшая подготовка (потому что нагрузки гораздо меньше) и поэтому все гораздо дешевле. Путешествие длится всего два с половиной часа, космолет поднимается на высоту 110 километров и спускается обратно на землю. В невесомости корабль пробудет 5 минут, и в это время пассажирам будет разрешено отстегнуть ремни, поплавать и пофотографировать. А поскольку Брэнсон обставляет это как обычное путешествие для нового типа туристов — билеты он решил продавать попросту через турагентства.

В 2004 году Игорь Тер-Айрапетов, работник лондонской туристической компании элитного отдыха Elegant Resorts, сидел и смотрел по телевизору репортаж о Virgin Galactic и подумал, что хорошо бы получить лицензию на продажу билетов, в конце концов, целевая аудитория их компании — это потенциальные покупатели билетов в космос. А спустя три года Elegant Resorts получила лицензию на продажу билетов в Великобритании и России. Сейчас в России два официальных продавца — чтобы стать официальным продавцом, надо пройти курс лекций о космонавтике и полетах Virgin Galactic. Сам себе он путевку не покупал, надеется полететь бесплатно когда-нибудь, а пока уже дважды прошел трехдневную подготовку в Мохави, космопорте в Калифорнии, откуда будет стартовать SpaceShipTwo.

Продажи Игорь Тер-Айрапетов ведет не жестко — никому пока не звонит, не настаивает, имеет дело с людьми, которые звонят сами. 11 билетов продано и 8 находятся в подвешенном состоянии. То есть взяли контракт и думают. Игорь говорит, что на практике раздумья могут занимать до года, первый месяц беспокоить клиента вообще не стоит, потом имеет смысл позвонить и предложить встретиться, ответить на интересующие вопросы.

«Среди купивших путевки каких-то шокирующих имен нет, — говорит Игорь Тер-Айрапетов, — бизнесмены и прочая элита». Из известных не скрывает своих космических планов только Филипп Старк. Игорь Тер-Айрапетов мечтает связаться с Валентиной Терешковой и уговорить ее полететь — за такой пиар компания Virgin Galactic, наверное, будет готова отправить ее бесплатно.

Средний портрет покупателя билета в космос — успешный бизнесмен под пятьдесят. В России из тех, кто не скрывается, — это основатель розничной сети «Седьмой континент» Владимир Груздев, президент и совладелец девелоперской компании Mirax Group Сергей Полонский и совладелец компании «Евросеть» Тимур Артемьев. Тимур Артемьев ходил в школу юных космонавтов, проходил физическую и теоретическую подготовку, ну и вообще всегда мечтал о космосе. И недавно его партнер Евгений Чичваркин подарил ему билет в космос — Тимур должен полететь 31-м. Потом Тимур собрался жениться и подарил своей жене на свадьбу билет на 32-е место. И даже успел после этого пройти медкомиссию в Звездном городке — те ему посоветовали сделать операцию, которую Тимур уже сделал.

Несмотря на невероятную простоту и видимую безопасность готовящегося полета, многие боятся — один бизнесмен купил путевку для себя и компаньона. Сначала он хотел лететь с компаньоном в одном корабле, а через день перезвонил и попросил записать на разные рейсы, сказал, что компания у них одна и семьями они дружат — хоть один, да должен выжить.

Ну а пока билеты в космос не стали совершенной обыденностью, компания X PRIZE объявила новый приз. Google Lunar X PRIZE в 30 миллионов долларов за полет на Луну. Так что очередь занимать можно уже сейчас.

Ричард Брэнсон — основатель и владелец империи Virgin. Сейчас в нее входит 360 компаний, которые продают все — от кока-колы до билетов в космос

Ошибка в тексте
Отправить