перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Крутящий момент

архив

Велосипеды Velib’

В минуты особой ненависти к Москве я открываю секретный файл со списком вещей, которые необходимо сделать, чтобы столица стала пригодна для жизни. Третьим пунктом — между внедрением службы уничтожения автомобилей, припаркованных на тротуарах, и прокладкой канала по Садовому кольцу — там стоит организация системы городских велосипедов.

Вот, например, как выглядит сейчас по утрам Париж. Вдоль бульвара Сен-Мишель выстраиваются «рено» с фрустрированными клерками. Мимо них по ряду для автобусов и такси свистят люди на серых велосипедах — в костюмах и при галстуках, портфели уложены в корзину. Они попадают на работу минут за двадцать, а «рено» едут час.

Серые велосипеды называются Vélib’ (от vélo + liberté). Их можно взять на автоматической станции проката, доехать до места, а потом оставить на такой же станции. «Велибу» недавно исполнился год, и за этот год они стали для парижан естественным способом попасть из точки А в точку Б. Это супердостижение, потому что в других европейских городах подобные инициативы, как правило, заканчиваются пшиком.

Например, впервые я увидел городские велосипеды семь лет назад в Хельсинки. Уродцы не имели передач и были заклеены рекламой от руля до вилок. Чтобы найти велик, нужно было полчаса шататься по городу, а чтобы отцепить его от станции, засунуть монетку в два евро. Казалось бы, кому нужны такие инвалиды? Но, приехав в Финляндию год назад, я застал стойки в полном запустении. Украли все, вместе с катафотами. Да и все равно на них никто не катался.

А вот «велиб» работает. Дело, во-первых, в депозитах. Чтобы взять велосипед, нужно использовать карточку, на которой блокируют 150 евро, — пока не вернешь имущество. Во-вторых, стойки с велосипедами встречаются на каждом перекрестке, и практически не бывает, чтобы они пустовали. В-третьих, первые полчаса ты едешь бесплатно, а потом платишь все больше, так что велосипеды постоянно остаются в ротации. И наконец, это открытая система, которой может воспользоваться кто угодно. Если ты живешь в Париже, то покупаешь годовой абонемент. Если приехал забраться на башню — карточку на день или на неделю.

Я не вижу причин, для того чтобы подобная система не работала в центре Москвы. Все, что для этого нужно, — это проложить велосипедные дорожки (что и так давно пора сделать) и найти спонсора. Например, в Париже велосипеды финансируются компанией JCDecaux, которая в обмен на «велиб» получила право установить в городе полторы тысячи рекламных щитов.

Будут воровать? Ну будут. Тем не менее депозитная система резко снижает возможности мошенничества. Если депозита нет, дело другое: например, когда бесплатные велосипеды поставили в Кембридже, все триста штук украли в первую же ночь.

Другое дело — климат. Это правда, что в Москве примерно пять месяцев погода омерзительна. Но другие-то полгода она вполне сносна! Я согласен на сезонную систему, которую, кстати, успешно применяют в Копенгагене: будем выкатывать велики с мая по октябрь, а остальное время хранить их на складе под Мытищами. Это будет первый шаг к городу, в котором можно жить, — без машин и давки в метро. А потом проложим канал по Садовому.

Ошибка в тексте
Отправить