перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Ответы. Валерий Подорога, философ

архив

На Пикнике «Афиши», помимо прочего, будет работать лекторий: ученые, художники и журналисты будут рассказывать о новых технологиях и обществе будущего. Среди выступающих — крупнейший российский философ Валерий Подорога, тема его лекции — «Общество тотального контроля».

— Вы читаете серьезную философскую лекцию на довольно легкомысленном мероприятии. Не странно это делать?

— У меня довольно богатый опыт. Один раз читал лекцию о Батае группе рабочих из Нефтеюганска, они похлопали мне, не задали ни одного вопроса. Однажды читал политическую лекцию в армии — тогда строились невероятные по объему залы, на 2000 человек, почти вся военная часть входит в этот зал. И вот в какой-то день там читается общая лекция, тема у таких лекций одна — положение СССР в современном мире. А солдат, как известно, это человек, который постоянно хочет спать. И уже через 5 минут после начала лекции все пространство, вся масса солдатская в разных способах, в разных наклонах — как поле, которое ветром разбросано, — лежит и храпит. Я слышал, на Пикнике тоже будут люди лежать, так что знакомая ситуация.

— Тогда вопрос по теме. Новые технические средства делают образ Большого брата как никогда реальным. Общество тотального контроля — это наше ближайшее будущее?

— Большого брата сейчас, конечно, нет, это порождение тоталитарных систем. Возможность наблюдения в них не связана с тем, что человек использует вспомогательные технические средства, — это интерактивное самонаблюдение. Тоталитарная масса сама себя контролирует. Сейчас опубликована переписка детей с Калининым — это очень интересная информация, она описывает тоталитарную систему, выстраиваемую за счет контроля за равенством.

Всякое сравнение одного человека с другим должно было приводить социальное поле к однородности. Ты сидел в тюрьме, а сосед не сидел, ты пишешь донос — и вот сосед сидит в тюрьме. При этом каждый, кто пишет письмо, ощущает себя равным Большому брату — человек прикасается к этой власти и надеется на то, что ею можно как-то манипулировать.

— А в чем тогда особенность современного контроля за личностью? Если появляется столько новых средств слежения — вероятно, это кому-то нужно.

— Современное общество отличается от тоталитарного, оно дает множество новых свобод. Наблюдение здесь не является контролем за личностью. Тоталитарный режим контролирует самого индивида, сегодняшний контроль — это контроль за безопасностью. Индивид подвергается контролю в той степени, в какой он может представлять опасность — для каких-то социальных групп, вообще для жизни людей. Нарастающие технические возможности предполагают уникальную возможность выслеживания любого, человек со всех сторон облагается такой технологией контроля, которая не даст ему даже дышать — но это все опять-таки связано с безопасностью. Технологический контроль избирателен, а тоталитарный — нет, там не нужно было никаких технологий, одна была технология — каждый доносит на каждого, каждый следит за каждым. И этот контроль в тоталитарном обществе был намного более эффективным, чем любой технологический контроль, — если бы система доносительства была развита, всех террористов бы давно поймали.

— Тоталитарное общество не могло даже мечтать о таком инструменте контроля, как интернет. Тут можно отследить каждый шаг, каждое слово любого отдельного пользователя. Не создает ли это возможности еще более жесткого, тотального контроля, чем при коммунизме или фашизме?

— Да, через интернет можно контролировать каждого, но зачем? У контроля же должна быть определенная цель — допустим, безопасность и удержание власти. Но интернет не поддается такому контролю — две трети материала, который там движется, не является чем-то ценным. Это информация, которая не может быть переработана в ценные факты. Предположим, общаются две девочки — вы можете, конечно, заподозрить, что это не девочки, а большие дяди, и начать расследование, но это просто невероятно. Это все шум, громадное жужжащее пространство, абсолютный бесконтрольный хаос. Бесконтрольный за счет того, что это никому не нужно.

Ошибка в тексте
Отправить