перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Не нужно возвращаться в Советский Союз» Почему Софья Троценко вернулась на «Винзавод»

Основатель «Винзавода» возвращается к управлению арт-кластером, за полгода ее отсутствия одни галереи сменили формат работы, другие покинули «Винзавод», а в Москве появились новые выставочные проекты. «Афиша» поговорила с Троценко.

архив

— Вы давали «Афише» интервью почти ровно полгода назад, когда уходили на госслужбу, — что изменилось за это время и почему вы вернулись в «Винзавод»?

— На госслужбу я уходила на определенный проект. Он заключался в разработке предложений по модернизации системы дополнительного образования в Москве. Мы сделали концепцию, а решение о ее реализации зависит уже не от меня.

— А что вы написали в этой концепции — вы можете про это рассказывать?

— Могу, да. Мы сделали полную ревизию системы дополнительного образования. В результате стало очевидным, что в городе есть обширная сеть учреждений дополнительного образования, — они есть в каждом районе Москвы. Но это образование не всегда соответствует потребностям сегодняшнего дня: есть программы, которые как были придуманы 40 лет назад, так и идут без изменений. Поэтому нужно дать возможность частным инициативам, которые быстрее реагируют на запросы общества, на конкурсной основе получать финансирование и доступ к этой инфраструктуре.

— Это чем-то похоже на то, что происходит в сфере современного искусства, где тоже все меняется быстро?

— Ситуация в городе меняется, возникает много новых идей, проектов, активных людей — это хорошо. Хотелось бы, чтобы при этом она системно менялась, а вот таких изменений я не вижу. У города должна быть четко сформулированная и, что немаловажно, открытая культурная политика.

— Что это дало бы «Винзаводу»?

— У «Винзавода» два приоритетных направления деятельности — это деятельность субъектов арт-сообщества, которые располагаются на его территории, и деятельность Фонда поддержки современного искусства «Винзавод», который занимается организацией и реализацией некоммерческих общероссийских проектов — «Старт», «Территория дизайна», «Платформа», «Стена», Best of Russia. Моя задача была — сделать «Винзавод» максимально независимым от внешних экономических факторов, и «Винзавод» сейчас — самодостаточная институция, но важно, чтобы между городом и нами развивались  взаимоотношения. Государство должно поддерживать частные инициативы. Именно они являются источниками новых идей, возможностей, в том числе ввиду своей динамичности, гибкости, актуальности для молодежи. Несмотря на то что «Винзавод» в свое время изменил ситуацию в искусстве, глобального эффекта «Винзавод», «Гараж», Artplay, «Флакон» в сфере культуры не дадут. Если деньги есть, то их нужно, с моей точки зрения, тратить не только на разовые мероприятия — что тоже хорошо, конечно, — а на развитие среды и образование. Нужны проекты, которые дадут возможность людям придумывать и реализовывать новые идеи. Не нужно возвращаться в Советский Союз, когда все было государственным и культура была полностью дотационной. Но должны быть конкурсы, гранты, чтобы люди понимали, что они могут сделать, на каком уровне, с каким качеством, чтобы иметь возможность рассчитывать на поддержку.

— Но насколько государству интересно поддерживать современное искусство — ведь оно часто очень критично по отношению к тому, что происходит в стране?

— Поддерживать современное искусство нужно обязательно, потому что оно ярче всего отражает ситуацию в обществе. Это интересно молодежи — активному участнику культурного процесса. Есть же разные направления, необязательно радикальные, это не единственная форма существования современного искусства. Государственные деньги должны идти на системное развитие, на образование в области искусства, арт-менеджмент, современную критику. В результате мы увидим лучших авторов, важные проекты, которые в том числе могут представлять Россию за рубежом.

— Пока мы видим, что поддержка от государства не очень велика, а галеристы жалуются на то, что и поддержка от «Винзавода» могла бы быть больше…

— «Винзавод» никогда не создавался как проект только для галерей, мы этого никогда не заявляли. Мы хотели собрать самых активных участников арт-сообщества и показать современное искусство в разных проявлениях. До появления «Винзавода» современное искусство не было так открыто и доступно. Это были полуподвальные мероприятия в разных точках Москвы — мы показали москвичам, что это может быть иначе, это может быть интересно. Но работать с коллекционерами, находить новую аудиторию, которая сегодня студенты, а завтра топ-менеджеры, — это задача галерей, а не «Винзавода».

— Если, как говорят некоторые галеристы, рынок современного искусства в таком плохом состоянии, то, может, «Винзавод» должен был бы пойти им навстречу — не повышать арендные ставки например?

— Мы их и не повышали. С рынком действительно есть проблемы, но вообще экономическая ситуация и в стране, и в мире не самая благоприятная, неправильно делать вид, что проблемы есть только в сфере современного искусства. «Винзавод» не государственная организация, мы несем все затраты, которые некоммерческим культурным учреждениям покрывает государство. Помимо того, что это культурная институция, это еще и объект недвижимости, который нужно эксплуатировать, охранять, убирать, платить налог на землю и другие налоги и так далее. Но я бы хотела обратить внимание на другое: галереи, которые объявили весной о смене формата работы, — это самые активные участники процесса. То, что они меняются, — это сигнал всем остальным, что и ситуация меняется. Нужно смотреть, какие тренды они формируют, в какую сторону они двигаются, а не говорить, что все плохо.

Что случилось с «Винзаводом» за полгода:

 

Елена Пантелеева стала директором

март

Софья Троценко ушла работать в правительство Москвы, заниматься дополнительным образованием. Директором «Винзавода» назначена Елена Пантелеева, главный редактор и издатель Winazavod Art Review.

  

Старейшие галереи сменили формат

апрель

Три галереи — «М&Ю Гельман», «Айдан» и XL — объявили о смене форматов: первая стала частью проекта «Культурный альянс», вторая — студией владелицы Айдан Салаховой, а к галерее XL добавился некоммерческий проект XL Projects. Смена форматов стала поводом для разговоров о глубоком кризисе на рынке современного искусства.

 

Скандал с комиксами

май

Фестиваль комиксов «КомМиссия» тайно демонтировал выставку в «Винзаводе» — участники фестиваля объявили, что разрывают всякие отношения с «Винзаводом» из-за плохой организации работы, а директор выставочного центра в свою очередь обвинила их в «неуважении к зрителям».

 

Галереи Paperworks и «Меглинская» покинули арт-кластер

июль

Галереи «Меглинская» и Paperworks уехали из «Винзавода»: они были недовольны стратегией развития первого московского арт-кластера и высокими арендными ставками.

 

Софья Троценко вернулась в «Винзавод»

август

Софья Троценко вернулась с госслужбы к управлению «Винзаводом»: теперь в Центре современного искусства будут больше внимания уделять образовательным и собственным проектам.

Ошибка в тексте
Отправить